Валерий Колпаков.
Совсем другая история.
(апрель 2012- январь 2024).
2
Глава 1.
Ободзинский и Лундстрем-первая встреча (1966-1967).
Историю появления на свет моего героя я опускаю, как не имеющую к данному делу никакого отношения. Опускаю так же период его творческого перемещения по просторам нашей
Родины в составе эстрадных бригад от разных филармоний. Там для нас нет ничего интересного и перехожу к моменту появления его в составе оркестра под управлением Олега Лундстрема.
Оркестр Олега Лундстрема.
|
Сам по себе переход с периферии в Росконцерт, где работал оркестр Лундстрема, был несомненной удачей для малоизвестного певца.
Росконцерт (Государственное концертно-гастрольное объединение РСФСР) - концертная организация в системе Министерства культуры РСФСР. Создана согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 16 сентября 1964 на базе Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО). Находилась в Москве.
Когда Валерий Ободзинский попал в оркестр Олега Лундстрема.
Историю появления Ободзинского у Лундстрема изложил Павел Шахнарович, тогдашний администратором оркестра. По его словам, на каких-то гастролях они пересеклись с концертной бригадой, в которой работал Валерий. Певец приглянулся Шахнаровичу, и, уговорив Лундстрема, он предложил ему работать вместе.
Я выбрал Лундстрема и до сих пор его считаю своим учителем и другом, - вспоминает Валерий Владимирович. Я пришел к Лундстрему нескладным, жутко закомплексованным. В
тоже время я был очень самоуверен и самолюбив. Долго пришлось снимать с себя провинциальные шкварки. Даже говор мой южный постоянно вылезал… За полтора года у Лундстрема
я сделал колоссальный рывок. Оркестр Лундстрема – это классика, академия, с ним я начал выезжать за рубеж.
Журнал "Крестьянка", № 10 1995 год
"Между падением и
взлетом".
Здесь кроется первая загадка. Дата начала его работы в этом оркестре имеет три варианта: 1964, 1965, 1966.
1964
год назван в аннотации на первом диске-гиганте певца (1970).
Фрагмент аннотации с диска Апрелевского завода с номером: 33Д 028841-2 (1970 г.)
|
По идее, это можно считать достаточно надежным свидетельством данного события. Но вот столкнувшись более плотно в последнее время с пластинками советского периода, я с
удивлением обнаружил непомерно большое количество ошибок, на них присутствующих. И веру в правдивость подобных свидетельств сильно подрастерял. Тем более, что даже в этом
фрагменте присутствуют две таких ошибки (вернее, намеренных искажений действительности): Валерий не кончал музыкального училища и не играл ни в каких оркестрах до
Лундстрема.
В те далекие времена для того, чтобы профессионально выступать на эстраде необходимо было иметь музыкальное образование. В некоторых случаях обходились и без него, но это сильно снижало концертную ставку и, соответственно, заработок артиста. Именно из этих соображений Валерию пришлось приписать себе учебу в музыкальном училище. Как ему это удалось и какими документами он при этом воспользовался, можно только гадать.
Этот же год назван в статье
"ПЕСНЯ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА" в газете "Восточно-Сибирская правда" (г.Иркутск) от 21 декабря 1968 года:
Валерий Ободзинский окончил музыкальное училище в Одессе по классу контрабаса. Несколько лет работал в концертных бригадах Томска и других городов Сибири. В 1964 году
его заметил руководитель известного ансамбля Олег Лундстрем и предложил работать вместе. С Олегом Лундстремом Валерий Ободзинский работал почти три года.
Это прижизненное свидетельство тоже можно было бы считать надежным, если бы не упоминание в нем одесского музыкального училища, которое Ободзинский не кончал.
На эту же дату ссылаются вот
ЗДЕСЬ:
В 1964 году Валерий выбирает оркестр п/у Олега Лундстрема и в качестве сольного певца начинает выступать на профессиональной сцене страны...
Впервые Валерий Ободзинский громко заявил о себе в 1964 на фестивале в Болгарии с песней Бориса Карадимчева «Луна на солнечном берегу».
Этот первый успех на международной сцене вывел певца в ряды самых узнаваемых певцов: о нём стали говорить, писать статьи, отмечая его врождённый артистизм; его
сладкозвучный, обволакивающий тенор очень часто звучал по радио, телевидению.
В 1964 году Ободзинский ни в какой Болгарии не был, в фестивале участия не принимал и песню "Луна" еще не слышал.
Приведу еще одну ссылку на 1964 год, поскольку это вообще
ЭКЗОТИКА:
Поработав с оркестром Лундстрема, Ободзинский перешел на работу в Донскую филармонию. Во время одних из гастролей за рубежом Ободзинский познакомился с популярной в те
годы болгарской певицей Лили Ивановой, которая, в свою очередь, познакомила Валерия с болгарским композитором Борисом Карадмичевым. Борис подарил артисту свою песню «Луна
на солнечном берегу», и по просьбе Валерия О. Гаджикасимов написал для песни русский текст.
В том же 1964 году Ободзинский исполнил эту песню на международном
музыкальном фестивале «Сопот» в Польше, и это исполнение принесло большой успех и Ободзинскому, и авторам песни.
Автору можно было бы простить Донскую и Донецкую филармонии, если бы не вытекающий из этой цитаты вывод о гастролях Ободзинского за рубежом от какой-то из этих филармоний.И, конечно, жаль и певца и самих авторов этой песни по причине того, что никакого успеха (ни большого ни ни малого) они на этом фестивале не добились. Они в
этот момент ещё даже не подозревали о существовании друг друга.
Короче говоря, Валерий Ободзинский никогда в своей жизни в "Сопоте" не участвовал.
1965
год назван самим певцом в интервью для
Радио Львова (1970):
Затем был приглашен в 1965-м году… был приглашен в эстрадный оркестр под управлением Олега Леонидовича Лундстрема. Вот, так сказать, в этом оркестре я получил признание, по-настоящему - певца.
1966
год фигурирует в газете "Вечерний Донецк" (20.01.2012 ) в статье
"Жизнь без компромисса":
В 1966-67 годах Ободзинский работал в оркестре Олега Лундстрема. За три года он вполне сформировался как певец, и с 1967-го начал сольную карьеру.
Правда, тут никак три года не получаются. Но я специально привел эту цитату, поскольку в этой статье высказывается генеральный директор Донецкой областной филармонии,
заслуженный работник культуры Украины Валерий Гуль, у которого Ободзинский работал почти пять лет.
Эта же дата указана в Хронологии на форуме
"Вечная весна",
целиком посвященного Валерию Ободзинскому:
Лето 1966-лето 1967 – джаз-оркестр п/у Олега Лундстрема; переезд в Москву
1966 год.
|
Сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что в первый раз с оркестром О. Лундстрема Валерий Ободзинский работал с 1966 по 1967 годы.
Более того, мы знаем, когда впервые Ободзинский выступил в составе оркестра в Москве- это случилось 29 апреля 1966 года.
Газета "Вечерняя Москва" 26 апреля 1966 года.
|
В журнале "Советская эстрада и цирк" №9 за 1966 год в статье
"После концерта Олега Лундстрема"
(автор А.Н. Вартанов) есть упоминание о Валерии Ободзинском:
Другой солист, Валерий Ободзинский, в еще большей степени увлечен внешними эффектами: он с металлом в голосе поет песню Б. Горбульскиса в ритме ча-ча-ча, затем в стиле
би-боп песни А. Островского, затем шумно исполняет тирольскую песню и, наконец, почти что крича - "Селену" Д. Модуньо.
Певцы у О. Лундстрема, при внешнем различии, весьма похожи, как мне кажется, в основном - в непонимании джазового пения.
С оркестром Лундсрема В.Ободзинский в этот раз отработал чуть больше года и перебрался в Донецкую филармонию. Последний концерт в Москве в составе оркестра он отработает- 9 февраля 1967 года.
Газета "Вечерняя Москва" 24 января 1967 года.
|