Валерий Ободзинский.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






«ИЗ ЛЮБВИ К ИСКУССТВУ...»


(газета "Советская культура" 26 августа 1971 г.)

-ГРАЖДАНЕ судьи!
Что сказать в свое оправдание! Злоупотреблял я служебным положением, как вы понимаете, из любви искусству. Других потребностей у меня не было. Поэтому преступником себя не считаю. Так думаю не я один.
За что вы судите меня? Вы судите за то, что в помогал людям искусства прописаться и жить в Москве. Помогал, им на их трудовые сбережения приобретать кооперативную жилплощадь.
Кто они, эти люди? Уважаемые нужные искусству представители. Вот хотя бы Михаил Федотов. Заслуженный артист Северо-Осетинской АССР. Не слышали о Федотове? Странно. А вам говорит что-ни будь имя Павла Нальского? Тоже не слышали? Федотов его партнер, или Нальский партнер. Это все равно. Они сатирики, работают вдвоем. Сейчас на договоре находятся, в Красноярской филармонии. Далеко, говорите, забрались? А что делать, если их к столичной сцене не под пускают! Кстати, считаю своим долгом напомнить, что в этой филармонии были вскрыты факты антигосударственной практики гастрольно-концертной работы. Но, как известно, к недоумению общественности, все здесь отделались легким испугом. Но в отвлекся.

Bac, понимаю, интересует прописка Федотова в Москве! Другими словами, как я оформил ее? Я вас понял правильно? Благодарю.
Я не собираюсь скрывать от суда поведу. Да, без колебаний предложил своей приятельница, официантке одного на ресторанов Татьяне Ф., зарегистрировать с Федотовым фиктивный брак. Не за так, конечно. За шубу. За четыреста рублей. Сто рублей, полагались мне. Фодотову нужна была прописка, чтобы вступить в кооператив. Татьяна Ф. не пошла на это. Тогда меня осенило. Я сочинил от имени дирекции Москонцерта письмо в Мосссвет. Полагаю, для общественности оно не представляет интереса, а вам, граждане судьи, оно известно, так что позвольте не излагать содержание письма и не задерживать на этом ваше внимание. Ну, если вы настаиваете, я не вправе возражать.
Артист Федотов совместно с заслуженным артистом Северо-Осетинской АССР Нельским (он проживает в Москве), говорилось в письме, готовит для Москонцерта новую программу, но не может быть принят на работу из-за отсутствия московской прописки.

Конечно, это было не так Никакой программы для Москонцерта они не готовили. Но в Моссовета письму поверили. Вскоре я поздравил Мишу Федотова. А через год поздравил и артиста Донецкой филармонии Валерия Ободзинского.

Из каких побуждений я это делал? Все на тех же -из любви к искусству, граждане судья. Кроме того, за Ободзинского меня просили. Не важно кто. Главное - просили. Я не мог отказать. Ободзинский популярный певец, тенор, любимец публики.

Да Ободзинский незаконно прописался Москве и получил трехкомнатную квартиру. Не скрою. Это - дело моих рук. Ободзинский должен молиться на Брусина. Брусин - это я. Я помог ему, дальше он помог себе: сфабриковал фиктивные документы о том, будто он и его жена работают в Москонцерте. Даже справку о беременности любимой супруги и ту представил подложную. А что делать!

Моральный облик артиста? Как я выгляжу! Скверно? Конечно, тут многое зависит, под каким углом зрения смотреть, граждане судья. Еще Козьма Прутков заметил: «У всякого портного свой взгляд на искусство!». Правильно, заметил. Как видите... Не ссылаться на Пруткова? Можно не ссыпаться. Можно без цитат.

Продолжаю мысль о том, как Ободзинский получил разрешение на прописку, как вступил в кооператив. Все было так, как с Федотовым. На бланке Москонцерта в Моссовет я направил письмо. Ободзинский, мол, лауреат Всероссийского конкурса, обладает незаурядным голосом, подготовил новую программу и Москонцерту необходима его постоянная работа в организации.
- Необходима? -спросили в Моссовете.
-Необходима, -ответил я.
-Ну, что ж, -сказали на улице Горького, -можете поздравить Ободзинского.
И я поздравил.

Но Москонцерт, как вы догадываетесь правильно, в артисте Донецкой филармонии, а так же Федотове и Нальском, не нуждался. А руководство, как вы понимаете, не ведало, что я творил, и не мешало мне... Прошу тишины в задних рядах! Что за смех? С виду культурные люди... Продолжаю... Да, не мешало, и я, как говорится, злоупотреблял.

Как-то в ресторане «Ленинград» я познакомил свою другую приятельницу Светлану В. с администратором Северо-Осетинской филармонии Кондаковым из Ялты, а вскоре в кабинете на Каланчевской, 15, предложил Светлане зарегистрировать с ним фиктивный брак. За 800 рублей. Светлану не пришлось уговаривать. Но у нее был жених. Мы на время отделались от него, отправив с бригадой Москонцерта от Москвы подальше. А тем временем Кондаков входил в роль будущего супруга. Покупает невесте золотое обручальное кольцо, туфли, платье, одаривает деньгами. А когда молодоженам вручили свидетельство о браке, событие отметили в ресторане «Россия», и в тот же вечер Вася Кондаков взял курс на Дальний Восток. Он не собирался, как вы правильно поняли, коротать век со своей женой. Правильнее сказать, она ему не жена. Она вообще ему не нужна, даже со своей крышей на Югорском проезде. Он мечтал о прописке. И получил-таки её...

А время шло, граждане судьи! Как-то Светлана спрашивает меня:
- А думает ли мой милейший супруг рассчитаться окончательно?
Думает, говорю. И сообщаю, об этом Кондакову.

Встреча состоялась в ресторане. Выпили. Кондаков предъявил Светлане бумагу с записями, что за что купил, что подарил, сколько денег выдал ей в разное время. Закусили. Он выложил Светлане в счет окончательного расчета сто рублей. Пожали руки и мирно разошлись.
Дальше, если позволите, события разворачивались так. Понимаю, буду покороче. Молодожены оформили развод. Я помог Кондакову достать фирменный бланк. Он сфабриковал от Московской государственной филармонии ходатайство о приеме в кооператив, указав, будто работает уполномоченным по организации концертов этой филармонии... Вы знаете, что такое уполномоченный? Одним словом, Кондакова приняли в кооператив «Московская филармония». Это был праздник для всех нас, его друзей, конечно.

Да, да, все это было, и я в какой-то степени горжусь. Каждый человек гордится, когда сделает доброе дело. А таких дел у меня было немало. Я устроил кооперативную квартиру и прописку в Москве артистам балета Северо-Осетинской филармонии Никифоровым. Незаконно пригласил на работу в Москонцерт из Сахалинского областного управления культуры Молчанову и оформил прописку в Москве. Помог своему зятю Ману перебраться в столицу.

Поясню, как это произошло. Муж моей старшей дочери Ман расторг брак со своей женой, Ниной Давыдовной Брусиной, то есть с моей дочерью, и женился на её двоюродной сестре Рузнной, про живавшей в Москве. Брак, как вы понимаете, был фиктивный. Пропи савшись на площадь Рузиной, мой временно бывший зять через шесть месяцев расторг брак с Рузиной, оставаясь прописанным на ее площади. А когда подоспела кооперативная квартира, Ман вновь женится на своей бывшей жене Брусиной, то есть моей старшей дочери, и прописывает её на свою новую площадь. Вы меня поняли? Вы меня всегда понимаете, конечно.

А теперь пришло время рассказать о себе, граждане судья, хотя вы понимаете, как это тяжело. Конечно, я подходящий объект для критики. Нет никакой гарантии, что эти факты не проникнут в печать. Найдется какой-нибудь фельетонист и будет клеймить меня. Не за себя, за Москонцерт болею. Опять в газете напишут. Ведь хорошего не заметят. К примеру, эстампы, цветы, появились, секретарш заменили, в коридорах на Каланчевской ковры расстелили, в кабинетах громкоговорящие телефоны установили, а главное, повысились творческая требовательность к исполнителям, дисциплина, директор самолично успевает просматривать выезжающие на гастроли. Подъем чувствуется в Москонцерте, порядок, говорят, налаживается, а я должен тень бросать на организацию. Но так она устроена, граждане судьи, что дает возможность развернуться в личных интересах. И я развернулся. А разве я одни так поступал? Но позвольте вернуться к существу вопроса.

Состоял ли я в фиктивном браке с сестрой артиста Нальского? Состоял. Брак с Людмилой Землиной из Львова оформили в загсе Бауманского района. Но прошу учесть, что, прописывая Землину на свою площадь по проезду Владимирова, я больше думал о Землиной и ее сыне, чем о своих удобствах, хотя должен признаться, что фактически она проживала у брата на Краснохолмской набережной. Не скрою от суда, я взял у Нельского тысячу рублей взаймы. А через год брак с Землиной мы расторгли. Недавно я женился на артистке Алле П. из Ленинграде, но мы, к нашему обоюдному огорчению, не сошлись характерами. А что касается, будто в быту Брусин ведет себя аморально, превратил свою квартиру в притом разврата, это, разумеется, несколько преувеличено.

Я заканчиваю, граждане судья. Благодарю вас за предоставленную возможность высказаться вслух по существу предъявленного мне обвинения и рассеять ваши сомнения относительно моей личности. Спасибо также Главному управлению культуры исполкома Моссовета и уважаемым товарищам из Министерства культуры РСФСР за их гуманность, за то, что они дали мне возможность спокойно уйти на заслуженный отдых.

Р.. Ѕ. Не было такого суда. И слово это не произносил бывший режиссер-постановщик отдела филармонической работы Москонцерта Давид Леонидович Брусин. Но в этом слове, может статься, возникнет необходимость.

ГР. ГОГОБЕРИДЗЕ.

Окончание