Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Иллюзия успеха хороших времен

июнь 2024 г.

1

В истории ВИА Эры особое место занимают зарубежные гастроли наших ансамблей. Причем, гастроли эти очень сильно отличались по престижности и важности для самих участников. Условно они делились на две категории: по социалистическим странам и по капиталистическим. Вторые ценились значительно больше. И вовсе не потому, что там советских артистов ждали с распростертыми объятиями (скорее, наоборот), а потому, что они были "доходнее".
Однако погружаться в нюансы выгоды этих подходов я не буду, это не тема данного материала, а поговорим об интерпретации результатов зарубежных гастролей советских эстрадных артистов в СССР.

Впечатление об этом складывалось из сообщений в советской печати и из рассказов самих артистов. И первое и второе в советский период носило только положительный характер. Вне зависимости от реальных результатов. И такой подход к освещаемым событиям был повсеместным.
Но вот пришли иные времена, и рассказы участников тех событий стали более достоверными, подробными и с иными акцентами. И это дало возможность по-другому взглянуть на цену того успеха, избавиться от некоторых иллюзий и сформировать правильный подход к событиями той эпохи.

Для начала посмотрим, как подобные гастроли преподносились в советской прессе.
Возьмем, к примеру, поездку ВИА "Самоцветы" в 1975 году с группой других артистов по странам Латинской Америки.
Вот как об этой поездке рассказала Ирина Шачнева:

... мы выехали в 9 стран Латинской Америки и пробыли там 4 месяца! Это были Венесуэла, Эквадор, Коста-Рика, Колумбия, Мексика, Боливия и т.д. Это было что на Марс, что туда...
Мы столько насмотрелись, столько увидели! Вообще, совершенно другой мир. Это, конечно, не Лондон, не Париж, но всё равно более свободная жизнь...
В целом, эта поездка была для меня открытием. Я поняла, что есть другой мир, другая жизнь, другие ценности. Когда я пришла в «Самоцветы», мы стали много ездить и мир стал нам открываться, но после этой поездки я поняла, что земной шар очень большой и разный. Мы же жили за «железным занавесом».


А вот как эта поездка освещалась в советской прессе.


Еще пример из газеты "Крымская здравница" ( 2.06.1976 года) про ансамбль "Чайки" :

Снова гастроли — Финляндия, Польша, Чехословакия. Успех превзошел ожидание: все единодушно отмечали, что «Чайки» (нынешнее название коллектива) имеют свою индивидуальность, свою специфику.

Как следует из газетных сообщений успехом признавались концертные овации, признание индивидуальности и высокого мастерства.

А давайте для себя определим, что следует считать в реальности успешными зарубежными гастролями для конкретного коллектива?
Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд.
Для начала определим круг участников событий, чтобы понять, что они хотели получить от этих гастролей.
Таких участников четверо: зарубежный организатор, зарубежные зрители, советские артисты- участники гастролей и Госконцерт.

Какова цель зарубежного организатора- заработать денег.
Цель зрителя- отдохнуть и если что-то понравится попытаться использовать это в рамках своей национальной культуры.
Цель наших артистов- прибарахлится и понравится зрителям.
Цель Госконцерта- распространять нашу идеологию через культуру во все уголки мира и, по возможности, заработать валюту для страны.

Теперь посмотрим на результаты.

1. Зарубежный организатор смог ли достаточно заработать на этих гастролях?

Юрий Петерсон:
-Во-первых, нас в Южной Америке сразу же «кинули». У нашего импресарио были какие-то долги, и он расплатился нашими деньгами. В итоге нас взял другой импресарио. Маликов надеялся, что постепенно в ходе гастролей он будет выплачивать нам недополученные деньги. Но мы приехали в Венесуэлу – и мимо кассы! Приехали в Мексику – и там нет сборов.

Геннадий Жарков:
- Вообще, в Венесуэле очень большая и сплоченная русская диаспора... Одна женщина из диаспоры работала на местном телевидении и помогла нам выступить на ТВ, чтобы мы заработали хоть какие-то деньги.

Юрий Генбачев:
В тот год мы поехали на долгие гастроли по Латинской Америке. Гастроли проходили тяжело.

Как были организованы эти гастроли?
Некая иностранная частная компания (Заказчик) заключила договор с Госконцертом (Исполнитель) об организации гастролей советских артистов по Южной Америке.
Госконцерт собрал артистов для поездки, показал их Заказчику, тот кого-то одобрил, кого-то забраковал. Так образовался гастрольный коллектив. Большую его часть составляли артисты народного жанра. "Самоцветы" были не основной его частью, скорее экспериментальной. Организаторы делали ставку на советский фольклор.
На гастролях в Латинской Америке (1975):
второй слева- Юрий Маликов, его жена Людмила Вьюнкова, Ирина Шачнева, руководитель поездки С.Х.Мелик.
Остальные, вероятно, из посольства.

В поездке артисты, конкретно, за концерты ничего не получали. Им, должны были платить только суточные. Около 20 долларов, в зависимости от страны пребывания. Руководителем поездки был Сергей Хритофорович Мелик, он и должен был выплачивать суточные артистам из денег заработанных за концерты. Но сборы были слабыми и по этой причине первый организатор их "кинул", чтобы не плодить убытки дальше. Со вторым дела пошли тоже не шибко, потому что в итоге всё положенные артистам деньги за поездку они не получили.
В итоге для Заказчика гастроли успешными не стали.

2. Получили ли то, на что рассчитывали, зарубежные зрители?

Ну, если финансово поездка себя не оправдала, то, очевидно, нет. Да и, честно говоря, рассчитывать на другой результат в этих бедных странах было бы, опрометчиво.
Геннадий Жарков:
- Большинство стран, где мы были, отличались нищетой. Вроде - капстраны, но впечатления на нас не производили, точнее, производили не очень хорошее... Не знаю, мы в Союзе гораздо больше зарабатывали.


А как должны бы были выглядеть успешные гастроли зарубежного артиста для жителей страны пребывания?

Для примера возьмем нашу историю. В апреле 1971 года в СССР впервые приехал польский ВИА "Скальды", было у них три концерта в Москве. В результате к концу года в репертуаре ансамблей "Веселые ребята" и "Самоцветы" появились песни из его репертуара. И дальше эта волна только набирала вес.
Советскую ансамблевую эстраду захлестнула волна польского бита: «Скальды», «Червоны гитары», «Но-То-Цо», «Брейкаут», «Трубадуры», «Чеслав Немен с группой» и прочие. Эти коллективы не вылезали из гастролей по нашей стране, а фирма "Мелодия" стала выпускать пластинки с их записями.
Вот пример того, что значит успешные гастроли для принимающей страны. Ничего подобного после гастролей "Самоцветов" ни в одной из этих стран не произошло.

Отдельно коснемся колумбийских студентов, о которых упомянуто в газете.
Представить себе, что концертный зал в Колумбии на 3000 мест, где намечался бы концерт советской танцевально-фольклорной бригады заполнили одни тамошние студенты, КУПИВ ТУДА БИЛЕТЫ, невозможно.
Даже в Советском Союзе представить такое нельзя.
Даже, если бы это были сольные концерты СМ в 10-ти миллионной Москве.
"В Национальном университете Колумбии в Медельине есть два кампуса: Центральный кампус и кампус Робледо, где обучаются 10 447 студентов."

60 лет назад, уверен, что студентов там было меньше, но пусть будет столько же.
То есть, советский (даже не Эстрадный) концерт посетил одномоментно каждый третий студент университета?
Возможно ли такое?
Возможно!
Но в одном случае.
Если этот концерт был БЕСПЛАТНЫМ в рамках какого-то события. Например, в рамках общества советско-колумбийской дружбы. Но даже в этом случае представить себе, что, конкретно, СМ вызвали восторг у космополитических западно ориентированного иностранных студентов- это сильно погрешить против истины.

Кстати, Ю.Петерсон в своей книге довольно подробно рассказывает об этой поездке. Но почему-то ни словом не обмолвился о концерте перед тремя тысячами колумбийских студентов. Да и остальные (Шачнева, Жарков, Генбачев, Могилевский и сам Маликов) об этом ни гу-гу.
Почему?
А ведь в Колумбии советским артистам пришлось выступать на площадке в 5 раз больше, но об этом тоже ничего в наших газетах не написано.
У Юрия Леонидовича есть такой рассказ:
в Медельине мы работали на Пласа дель Торо – это площадка для корриды. Лучший тореро в мире Доминго Домингес родом именно из Медельина. Его младший брат Хулио показывал, что он умеет. Он пронзал быка шпагой и, пока бык еще держался на ногах, становился перед ним на колени и целовал его в лоб.

То есть, здесь понятно, что люди пришли на корриду (площадка эта вмещала 15 000 зрителе), которая и была главным зрелищем, а концерт советских артистов был развлечением публики до начал основного зрелища и в перерыве.
Точно так же сейчас перед футбольными матчами выступают какие-то артисты. Которые потом будут вспоминать, как давали концерты на стадионах перед 50 000 тысячами зрителей. Что будет правдой, но лишь частично.

Что интересно, в Колумбии советские артисты были в июне-июле и жили они в Медельине. Основная их концертная деятельность была сосредоточена в этом городе.
Почему?
А потому, что в этом городе проходят в июне-июле два крупнейших международных фестиваля танцев, в которых и принимали участия артисты Госконцерта, программа которых так и называлась «Baile et cantares de Moscou» («Танцы и песни из Москвы»).
В столице департамента Антьокия проходят три фестиваля, посвящённых танцам. Первый носит название Festival Internacional de Tango, и проходит в середине июня, открывая летний танцевальный сезон. Мест проведения два — открытая площадка на Plaza Botero, и закрытая сцена, которая располагается в Teatro Metropolitano. В фестивале принимают участие более 350 профессиональных танцоров со всех концов света, посетить же его, чтобы посмотреть на красочные выступления артистов, можно БЕСПЛАТНО. В следующем месяце проходит самое масштабное танцевальное событие во всей стране, собирая более 3000 участников фестиваля — как местных, так и приезжих танцоров. Речь идёт о Colombia Salsa Festival, в программу которого входят соревнования по танцам, мастер-классы, концерты и публичные танцы, а локациями становятся различные культурные учреждения — театры, выставочные комплексы, арт-кафе, конгресс-центры.

3. Были ли эти гастроли успешными для советских артистов?

По поводу "прибарахлиться" Юрий Петерсон рассказывал так:
-А так как денег не было, то мы не смогли толком ничего привезти из-за границы. Конечно, мы посмотрели девять красивейших стран, но для того времени вырваться за границу и практически ничего оттуда не привезти – это был чрезвычайный облом.

А как насчет понравиться зрителям?

Сами участники "Самоцветов" ничего конкретного по этому поводу не говорят, отделываясь общими фразами типа, "принимали хорошо". Нет ни слова, какие именно песни принимались зрителями лучше других или что-то подобное. Больше рассказов о событиях вне концертной деятельности. И это не удивительно, поскольку это была сборная концертная программа, где ансамбль работал номером (исполнял несколько песен), а так же аккомпанировал другим артистам.

Кого же, конкретно, из всех принимали "хорошо", а кого лучше? Ответа на этот вопрос нет, но можно сделать смелое предположение. Большую часть концертной программы составляли танцоры, следовательно, сами организаторы, понимая специфику зрительской аудитории, считали, что наиболее привлекательным жанром концерта будут танцы.
Их можно было понять, бедные страны с очень низким образовательным уровнем населения, ничего не понимающие по-русски, можно привлечь только зрелищем- в данном случае танцами.
Подтверждением этому может служить рассказ Виктора Дорохина. В 1977 году он вместе с ВИА "Поющие сердца" участвовал в таких же гастролях по тем же странам.
-Мы прилетели в Боливию из Мексики... Утром просыпаемся в гостинице и видим длиннющую очередь за билетами. Я вышел посмотреть, а на афише написано:
"Труппа Большого театра". Во, думаю, где встретились со своими. А оказалась, что "Труппа Большого театра"-это "Поющие сердца". Когда было первое представление появился импресарио. И мы его спросили:
-Как же так? Ведь мы не Большой театр?
-Ничего. Они его никогда не видели. И вообще, они о русских ничего не знают... Вы давайте побольше танцев и все будет нормально.

Как видим, и уже после поездки "Самоцветов" по этому маршруту лучше всего проходили у зрителей именно танцоры.

По этой причине, понятно уже для чего в состав концертной бригады 1975 года вошли: танцоры – русская группа из четырех человек, танцевальный дуэт из «Березки» и грузинские барабанщики, именовавшие себя группой «Кавказ».
Так что, думаю, что наибольший успех у зрителя на тех гастролях вызывали последние, которые так же были танцевальным ансамблем.
Танцевальный ансамбль барабанщиков.

Впрочем, и артистки из всемирно известной "Березки" тоже могли приглянуться аборигенам.
Ансамбль "Березка" 1970-е годы.

Поэтому весь успех для советских артистов в той поездке заключался во фразе Петерсона- "мы посмотрели девять красивейших стран".
Что тоже, само по себе, было не плохо.

Однако, эти гастроли обернулись для участников еще одной мало приятной стороной.
Юрий Маликов в 2015 году рассказывал:
...намечается грандиозная поездка на 4 месяца в Латинскую Америку. Все притихли, затаились, в группу добавили артистов, и я рекомендовал на роль руководителя делегации музыкального шефа Москонцерта Сергея Христофоровича. Он был абсолютно бескорыстный человек, веселый, суетной…
И происходит такая вещь: в первом государстве, Перу, мы работаем довольно долго. А импресарио не очень состоятельным оказался, не смог организовать рекламу, и мы работаем с переменным успехом. Но неплохо. И, короче говоря, валюту, которую мы получали в качестве суточных, — ее нельзя было вывозить, она действовала только для данной страны. А дальше должны были быть Аргентина, Мексика, которые не состоялись. Но мы проехали 7 или 8 стран, и ту валюту, которую мы заработали, тратить не на что. Не сомбреро же покупать! И в посольстве нам предложили: «Давайте мы попробуем обменять вам эти деньги на доллары». Мы их собрали, был определен ответственный — балетный артист, которого выбрал весь коллектив, присутствовал при этом переводчик. В общем, 24 человека собрали эти деньги и положили в сейф в посольстве. Нам обещали поменять их по возможности на доллары или сертификаты.
Кончилась поездка, мы вернулись, а денег нет. Все дергают Сергея Христофоровича, а там деньги немаленькие, за два месяца, — это тысячи по полторы долларов! Он звонит в посольство, а того человека — советника по культуре — перевели в другое посольство. Посол ничего не знает. Мы обратились с письмом в Министерство культуры. Там нам говорят: «Вы деньги получили? А что не потратили?..» А там суточные из расчета 10 долларов в день. В общем, стали разбираться. Да, деньги лежат в посольстве. И вот 31 декабря нам присылают эти обмененные на сертификаты деньги.

Для начала давайте поговорим о " не очень состоятельном импресарио", который почему-то не смог или не захотел организовать рекламу для привлечения зрителей и увеличения сборов от выступлений. Импресарио- по -нашему это местный концертный администратор, которого предоставляла Иностранная компания- организатор гастролей.
Своих денег у него не было, компания предоставляла ему какой-то мизер для начала гастролей, а дальше все расходы должны были оплачиваться из заработанных средств.
Относительно советских артистов из этих средств должны были выплачиваться суточные, которые шли на питание артистов в стране пребывания. Кроме того из этих же средств импресарио оплачивал транспортные расходы (переезды по стране), жилье и еще ряд других.
Но сборы были слабыми и потому импресарио приходилось выбирать, на что тратить заработанные деньги. Понятно, что переезды и жилье были у него в приоритете, потому что впрямую влияли на ход гастролей. Остальные расходы- по возможности. По этой причине суточные выдавались не всегда или не в полном размере. По этой же причине не было достаточной рекламы.
С.Х.Мелик через посольства постоянно сообщал об этом в Госконцерт. Последний предпринимал усилия, чтобы выпросить у Заказчика гастролей деньги хотя бы на суточные, но, видимо, это не получилось. Поскольку по договору все окончательные расчеты между сторонами должны были произойти после подведения экономических итогов прошедших гастролей.
В конце концов Госконцерт договорился через Минкульт СССР, что в последней стране гастролей наше Посольство произведет полный расчет с артистами по суточным из своих денег.
Так и произошло. С ними рассчитались по окончании последних концертов в национальной валюте этой страны. Деньги получили все под роспись в ведомости. Времени потратить их уже не было. И тогда посольские предложили выход:
-Давайте мы попробуем обменять вам эти деньги на доллары.
Это предложение было доведено до всех артистов. 24 человека согласились на это, а оставшиеся двое нет (они свои деньги в общую копилку не сдали).

4. Были ли эти гастроли успешными для Госконцерта, а в его лице и для всего Советского Союза?

В финансовом плане, очевидно, нет. И хотя Госконцерт был хозрасчетной организацией, деньги в его деятельности не были решающим фактором.

А как было в плане продвижения советской культуры?
Таки тоже, думаю, не очень. После этих гастролей, какая-то часть жителей Южной Америки, конечно, стала что-то знать об СССР, но эстрадные песни из репертуара "Самоцветов" петь они не начали (наверняка, сразу же забыли), издавать грампластинки с их записями не стали и подавно.
То есть, никакого влияния наша культура на их культуру не оказала. А это и должно было стать ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ УСПЕХА этих гастролей.

Но, как говорится, вода точит камень. И в надежде на это Госконцерт продолжал посылать советских артистов по этому маршруту еще несколько лет.
Впрочем, с таким же успехом.


Статья из эквадорской газеты 14 июля 1977 года о таких же гастролях с участием ВИА "Поющие сердца".
Надписи:
Замечательное русское зрелище от Госконцерта- Фольклорная сборная из Советского Союза- Богатый и красивый фольклор Украины, Белоруссии, Молдавии...

Стоит обратить внимание, что "Поющие сердца" в рекламе никак не фигурируют. Они представлены, как "большой оркестр Госконцерта".
Могу предположить, что и в 1975 году в рекламе тех гастролей название "Самоцветы" тоже никак не присутствовало.

ЭПИЛОГ

Из этой статьи может сложиться мнение о том, что отсутствие успехов у советских эстрадников я ставлю им в вину.
Это, совершенно, не так, потому что по другому и быть не могло.
Если, неуспехи в советское время, ещё как-то можно было объяснить "несвободой" в выборе участников гастролей, то с приходом перестройки за бугор кинулись целые полчища музыкантов в надежде себя показать и доказать.
Реального успеха не добился никто.
Хотя и записывались в тех же студиях, и встречались с кем мечтали, и свободы творчества было вдоволь.
Тогда еще мало кто из них понимал, что на Западе никакую другую культуру, кроме своей, не знают, И ЗНАТЬ НЕ ХОТЯТ.

Приведу фрагмент из книги Н.Добрюхи "Рок из первых рук" (1992), где автор беседует с Вячеславом Малежиком:
-Скажем, в 88-м году мы с Вайкуле и рядом других наших артистов выступали по ФРГ. И что же? Города выше районных центров интереса к нам абсолютно не проявляли: о Штутгарте, Франкфурте или Гамбурге не могло быть и речи.
Наш рок для них находится на первобытном уровне, за редчайшими исключениями. Это на советский балет там «ломятся», а русские рок-музыканты в подавляющем большинстве своем чувствуют себя на Западе как бедные родственники. С точки зрения техники и школы наш рок дале-е-еко позади находится. Мы можем взять зал только за счет выплесков души...
Правда, Валов в прошлом году мне прямо сказал: «Ты не думай, что на Западе можно сделать карьеру только за счет того, что в Союзе идет перестройка. Американцы как дети нами интересуются: сегодня у них игрушка — русский, а завтра они поломают эту игрушку и забудут про нее напрочь.

Гастроли советских эстрадных артистов (включая "Песняров") на Западе коммерческого успеха не имели. И это не зависело от уровня развития страны пребывания. Будь это хоть богатые США, хоть бедный Эквадор. Все страны условного Запада были капиталистическими, и все они находились под мощным влиянием англо-американской культуры, которая базировалась на социально-экономических принципах рыночной экономики.
Всякое чужое влияние на этот ареал "демократии" жестко отвергалось. Точнее, "перекупалось".
Поэтому и не было у нас ТАМ того успеха, на который мы рассчитывали. Наши гастроли носили полутуристический характер, где главной целью была культурной экспансии со стороны сверхдержавы, которая просто самим фактом своего существования вызывала неподдельный интерес во всем мире всеми аспектами своей жизни, так разительно отличавшимися от жизни остального мира.

Переместимся из прошлого в настоящее.
Пока за твоей спиной стоит Великая Держава, её многонациональное искусство будет привлекать весь остальной мир. При этом отдельно взятое искусство национальной республики мгновенно перестает интересовать кого бы то ни было, как только эта республика становится отдельным, но МАЛЕНЬКИМ не на что не влияющим государством. И искусство в стране неизбежно умирает.
Международное право, чтобы об этом не утверждали с телеэкранов, было, есть и, вероятно, останется еще долго -ПРАВОМ СИЛЬНОГО. У слабых прав нет, их мнение никого не интересует, их ценности для других не стоят ни гроша.

Отсюда вытекает простой вывод, чтобы существовать в сегодняшнем мире надо быть сильным.
Очень сильным.
И не бояться ставить на кон свою жизнь.
Слава Богу, у нас эти качества еще сохранились.

Хорошие времена рождают слабых людей!
Слабые люди порождают плохие времена!
Плохие времена рождают сильных людей!