Валерий Колпаков.
Загадка "Мелодии"-3
(как мы натягивали чужую сову на наш глобус).
июнь 2025
В 1976 году фирма грамзаписи "Мелодия" включилась в подготовку
культурной программы для Олимпиады-80. В рамках этой программы было записано множество новых
грампластинок, но среди этого множества одна стоит особняком.
Речь идет о
"Музыкальном глобусе", выпущенном
"Мелодией" перед Олимпиадой в 1979 году. Диск состоит из девяти иностранных песен, к восьми из которых были
написаны русские тексты.
Особенность этого диска в том, что из девяти иностранных авторов музыки, правильно указан только один.
Остальные восемь, представленные на диске, никакого отношения к нему не имели, а кто-то и вообще не
существовал в реальности.
Это тем более удивительно, потому что еще в 1973 году Советский Союз присоединился к всемирной конвенции по
авторскому праву, и, соответственно, эти самые права должен был соблюдать, накануне приезда в СССР большого
числа иностранных гостей, особенно тщательно.
А вместо этого, удивительное пренебрежение к этому и возврат к своему давнему принципу:
-Ни цента, пиндосам!
Все участники этого мероприятия явно не боялись никаких для себя последствий.
В 2006 году в одной Гостевой возник спор с моим участием по поводу диска "Музыкальный глобус". Я утверждал,
что диск готовился к Олимпиаде-80, а мой оппонент это отрицал.
Один из его аргументов был таким: если б фирмачи приехали на Олимпиаду и увидели этот диск, то они просто
разорили бы весь СССР за авторские гонорары.
Мой ответ на это был таким:
Тут все очень просто. И можно было бы не отвечать. Но я отвечу и приведу очень простой способ ответа на
подобные вопросы.
-Была Олимпиада в Москве?
Была.
-Диск МГ перед и во время Олимпиады продавался в Москве?
Продавался.
-Были фирмачи в Москве на Олимпиаде?
Были.
-Знали они об этой пластинке?
Знали, об этом даже газеты писали.
-Разорили они весь СССР после этого?
Нет.
То, что никаких видимых негативных последствий для страны не было, мне было ясно и тогда. А вот, были ли, не
видимые, не публичные последствия?
Ну, например, "Мелодия" отделалась каким-то штрафом? Или что-то подобное?
Тогда этот вопрос оставался для меня открытым.
Теперь же, по прошествии многих лет, я придерживаюсь мнения- не было ничего.
Почему?
А как же Всемирная конвенция по авторским правам?
Чтобы ответить на этот вопрос надо начать издалека.
Идея записать пластинку с зарубежными хитами на русском языке в преддверии московской Олимпиады
принадлежала самой "Мелодии". У пластинки даже было предварительное название "Популярная мозаика". С этим
предложением редактор фирмы Владимир Рыжиков и обратился к Павлу Слободкину, у которого нашел полную
поддержку.
Музыкальный материал для диска подготовил Слободкин.
Алексей Пузырев:
-Песни для диска принес я. У меня был дружок Миша Попов, и мы с ним отобрали все эти хиты. Их мы брали с
катушек, поэтому исполнителей я знал, а авторов песен-нет. Песни подбирались такие, чтобы они походили на
наши хиты, иначе "Мелодия" их бы не пропустила.
|
Павел Слободкин:
- Мы отобрали песни, я пригласил поэтов, которые сделали русские тексты. Думаю, что они получились
удачными, если спустя почти 30 лет многие песни звучат на радио и телевидении. Для нас, в первую очередь, в
то время было важно, сумеем ли мы в 1979 году ТАК сыграть. Сумели. Это звучало — я боюсь употреблять слово
«фирменно», но на уровне. Кроме этого, мы сделали популярными эти песни, потому что русский текст сразу
сделал их более понятными для слушателя.
|
Поскольку весь музыкальный материал готовил Слободкин, то и все данные для формирования трек-листа будущей
пластинки были предоставлены тоже им.
В своё время я спрашивал А.Пузырева про это:
- Как был записан диск "Музыкальный глобус"? В "МК" была заметка, где говорилось, что на конверте, в
перечне песен, много ошибок.
Это не ошибки. Это от фонаря. Не знали какие авторы. Слободкин с Луговым что-то там сидели...
|
Теперь попытаемся понять на каком этапе подготовки диска появились "левые" авторы.
Думаю, что Пузырев принес Слободкину катушку с магнитозаписями предполагаемых песен, с информацией об их
названиях и исполнителях. Потом Слободкин отдал эту катушку Рыжикову, и они вместе отобрали нужный
материал для будущей пластинки.
Дальше Слободкин передает отобранный музыкальный материал поэтам Луговому и Харитонову, чтобы они
написали к нему русские тексты. Из получившихся песен с новыми названиями Рыжиков формирует трек-лист
будущей пластинки, и отправляет его в ВААП, чтобы уточнить иностранных авторов.
Чтобы получить разрешение на запись песни должны были пройти худсовет "Мелодии". По сложившемуся правилу
худсовету надо было представить не только сами песни, но и все данные по их авторам.
Думаю, что к тому времени ВААП еще не дал ответа и худсовет проходил на основании сведений
предоставленных Слободкиным.
Интересно, как этот худсовет проходил?
Тут возможны варианты.
Первый вариант (маловероятный): Слободкин играл на ф-но, а пришедшие с ним солисты пели.
Второй вариант (возможный): Слободкин пригласил худсовет к себе на базу и там ансамбль представил вживую
песни для диска.
Третий вариант (наиболее вероятный): Слободкин пригласил одного Рыжикова к себе на базу и там ансамбль
исполнил вживую песни для диска. После этого Рыжиков оформил наряд на запись песен.
Песни начали записывать в 1978 году и весной 1979 закончили. Из ВААП пришел ответ, типа, авторов
определить не можем, поскольку ни одна из этих песен в ВААП не зарегистрирована. А эта пластинка уже была в
плане выпуска на 1979 год и сроки её передачи в производство (на завод) поджимали.
Но перед этим надо было пройти ещё один худсовет, где редактор представляет уже готовую фонограмму будущей
пластинки и все справочные данные для конверта.
Вот в этот момент, вероятно, Рыжиков принимает решение оставить иностранных авторов в том виде, в котором
их предоставил Слободкин. Причем, уже в этот момент он хорошо понимал, что даже в случае, если всплывут в
дальнейшем какие-то ошибки, для него лично это не повлечет каких-то драматических последствий.
Во-первых, подобные случаи не были редкостью на "Мелодии". А во-вторых, он-то всё сделал по закону, а
проверять авторов задача ВААП.
И в этом Рыжиков не ошибся.
Пластинка благополучно прошла худсовет, была напечатана и вовсю продавалась в период проведения в СССР
Олимпиады-80.
В августе 1980 года
в газете "Московский
комсомолец" появилась заметка, где указывалось на большое количество ошибок в определении зарубежных
авторов.
Несмотря на это, и после окончания Олимпиада-80 еще в течении нескольких лет ( я купил эту пластинку
Ташкентского завода в 1985 году в Комсомольске-на-Амуре) диск этот продолжал печататься в неизменном виде.
То есть, никаких претензий со стороны иностранных авторов фирма "Мелодия" по поводу диска "Музыкальный
глобус" не получила.
А как же Всемирная конвенция по авторским правам?
Поступок Рыжикова и Слободкина никак не приводил к нарушению этой конвенции. Суть её была в
следующем: в стране ратифицировавшей конвенцию, авторские права иностранного гражданина охраняются так же
и по тем же правилам, как и авторские права её граждан.
В тот момент авторские права наших граждан охранялись только в том случае, если автор и его произведения
были зарегистрированы в ВААП. Соответственно, если регистрации не было, то и прав у автора на нашей
территории тоже не было (они никак не охранялись).
А поскольку ВААП дало ответ Рыжикову, что отобранные им песни для диска "Музыкальный глобус" не
зарегистрированы в Советском Союзе, то и поступать с ними он мог по своему усмотрению.
Когда пластинка была передана в производство, Рыжиков на каждую песню подготовил формуляр, где указал:
название песни, авторов, перечень всех исполнителей, участвовавших в записи, длительность и еще что-то.
Эти формуляры попали в гонорарный отдел (руководитель Кавешникова Светлана Петровна), где по ним были
начислены деньги.
Дальше гонорары авторам (в том числе и липовым) были перечислены в ВААП. Там формируется реестр авторов,
и наших и иностранных.
НО!
Деньги ВААП выплачивает ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ АВТОРАМ. Если реальный автор не зарегистрирован в ВААП,
то деньги он не получит. Не смотря на то, что, допустим, "Мелодия" будет регулярно перечислять его
гонорар за выпуск пластинок в ВААП. Деньги на его счету будут копиться, а получить их он не сможет, пока
не зарегистрируется в ВААП.
В этом была определенная страховка для советских организаций- плательщиков авторских.
Как она работала?
Допустим, за музыку к песне "Люба-Любовь" (с диска "Музыкальный глобус") "Мелодия" перечислила авторский
гонорар в ВААП и указала, что получателем его является А. Байер -вымышленный автор. ВААП включила его в
свой список незарегистрированных авторов и положила на его счет причитающуюся ему сумму. Дальше "Мелодия"
продолжала печатать пластинку и перечислять деньги на счет Байера в ВААП. Деньги там копились на со счета
в ВААП никуда не уходили.
Предположим, что в один прекрасный момент объявился настоящий автор П.Кёртис.
Он обратился к "Мелодии", мол, на каком основании выпускаете мою музыку под чужой фамилией?
Ему отвечают:
-Обращайтесь в ВААП.
Он идет в ВААП и там ему доходчиво обьясняют, что если он хочет получать авторские за эту музыку, то он
должен и сам зарегистрироваться в ВААП и зарегистрировать там же права на эту музыку.
Дальше П.Кёртис проходит, принятую в ВААП, процедуру регистрации, подтверждает своё права на музыку и
становится зарегистрированным в СССР автором, права которого охраняются.
После этого, накопленные за весь предыдущий период деньги, со счета А.Байера переводятся на счет П.
Кёртиса. И последний их получает. А счет Байера ликвидируется.
То есть, настоящий автор никаких материальных потерь не несёт и, соответственно, у него нет никаких
оснований для судебного иска.
Исходя из всего вышесказанного можно смело утверждать, что диск "Музыкальный глобус" не принес
Советскому Союзу никаких серьезных неприятностей, поскольку за все годы его выпуска иностранные авторы
на его конверте оставались в первозданном виде.
Когда после распада СССР ВААП было ликвидировано, то все деньги со счетов незарегистрированных авторов
пошли в бюджет России.
Правопреемником ВААП стало РАО и все зарегистрированные авторы перебрались в новую структуру. За ними туда же, в распахнутую настежь дверь, полезли и иностранные авторы. Однако свобода, о которой так грезила вся наша творческая интеллигенция, оказалась скупой на гонорары. Собираемость авторских отчислений по стране невероятно снизилась. Расцвел мощный пиратский рынок. В РАО стали искать новые способы распределения мизерных доходов. Вспомнили про лозунг:
-Ни цента, пиндосам!
Решили переводные песни признать своими. Даже не взирая на то, что их иностранные авторы уже были зарегистрированы в РАО. Так песни с русскими текстами стали российскими, а оригиналы остались за иноземцами.
На сегодняшний момент все реальные иностранные авторы с диска "Музыкальный глобус" в РАО
зарегистрированы.
В 2008 году Павел Слободкин выпустил расширенный вариант диска "Музыкальный глобус", где все авторы уже
указаны правильно.
Из девяти песен оригинального диска на CD попали только восемь. Не попала туда только песня "Доброте
предела нет". Вместо неё добавились пять других.