Валерий Колпаков.
Загадка "Мелодии"-2 (проверка на лояльность).
июнь 2025
2
В 1971 году на пластинке "В современных ритмах" (ГД 0002683-4) появляется ансамбль вместе со своим названием. Можно предположить, что он вошел в число разрешенных исполнителей. На это указывает и то, что после гибкой пластинки "Мелодия" повторила её и твердом варианте.
В 1973 году вышла первая пластинка из серии "Вокально-инструментальные ансамбли" (ГД 0003423-4). Она впервые представила сразу четыре западных ВИА, не скрывая их название.
По аналогии с предыдущей пластинкой можно было бы предположить, что и эти четыре коллектива попали в список разрешенных к изданию. Однако, я думаю, что это не так.
Скорее всего, пластинка задумывалась к выходу
без упоминания конкретных названий этих ансамблей, но по недосмотру какого-то редактора, названия эти все же появились. Когда ошибку заметили, выпуск пластинки быстро свернули, хотя она пользовалась успехом.
На это указывает тот факт, что у этой пластинки не было твердой виниловой копии.
В мае 1973 года Советский Союз присоединился к ВСЕМИРНОЙ КОНВЕНЦИИ об авторском праве, и в 1974 году на "Мелодии" произошел всплеск выпуска популярной западной ансамблевой музыки.
Первыми, конечно же, стали Битлз. С небольшим перерывом вышли две пластинки (ГД-0004017-8) и (Г62-04111-2). Однако название коллектива на них не было, хотя оно не для кого секретом не стало.
Следом, в очень короткие сроки друг за другом, вышли тоже "безымянные": "Криденс", вторая пластинка серии "Вокально-инструментальные ансамбли", "Роллинг Стоунз".
Причина по которой все исполнители на этих дисках остались безымянными была в том, что определенные структуры ещё проверяли этих исполнителей на лояльность.
Тут следует отметить еще вот какой момент. С присоединением к конвенции по авторским правам в СССР был предпринят ряд мер направленных на полноценную реализацию данного события, в том числе и рамках международных форматов. В частности в 1973 году было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП) и ему были переданы функции представления интересов наших граждан за рубежом и иностранных граждан внутри страны. Представители ВААП вошли в различные международные комиссии по авторским правам и, соответственно, теперь получать необходимые сведения по интересующим нас артистам стало намного проще и быстрее.
Первыми, как и ожидалось, проверку прошли битлы. В том же 1974 году вышла их последняя гибкая пластинка (Г62-0499-200), где не было названия, но уже следом (так же в 1974) выходит её твердая копия (М62-36715-6), где название появилось.
В том же 1974 году вышла третья пластинка из серии "Вокально-инструментальные ансамбли" (Г62-04243-4), где были представлены безымянные записи трех групп "Кровь, пот и слезы", "Чикаго" и "Дип Перпл".
В дальнейшем ни одна из них на "Мелодии" не издавалась, что позволяет предположить, что проверку они не прошли.
Почти сразу выходит еще одна редкая безымянная пластинка (Г62-04255-6).
Это был голландский коллектив "Шокинг блю". На пластинке было записано три песни, хотя на конверте представлены четыре. Здесь снова редакторская ошибка. "Льювен" -это не песня, а искаженная фамилия автора трех других. Раньше его на "Мелодии" писали, как "В. Лиувен".
Выпуск этой пластинки быстро свернули, может быть из-за редакторской ошибки, а может и потому что ансамбль не прошел проверку. Скорее всего, сыграли свою роль обе причины, поскольку у этого диска винилового варианта не было.
После этого безымянные исполнители на "Мелодии" закончились. В 1974 году началась серия грампластинок по страницам популярной радиопередачи "На всех широтах". Там уже все коллективы были представлены полноценно с названием.
Среди них были и некоторые из наших героев
"Роллинг Стоунз",
"Криденс" и
"Би Джиз".