Валерий Колпаков.
Чужая колея.
(май 2014).
2
2. Зарождение.
Если брать упрощенно то, жанр ВИА возник в СССР, как реакция на мировую «битломанию». Основой этого явления стала неожиданная мировая популярность английской группы Битлз. Общаясь с бывшими музыкантами ВИА, слышу от них до сих пор постулат, что главным аргументом, который в итоге привел их в этот жанр - услышанные впервые записи группы «Битлз».
Валентин Витебский (бас-гитарист ВИА «Веселые ребята»):
-Все шло по накатанной дорожке до 1963 года. Тогда в моей жизни появились "Битлз". Я записал на магнитофон по Би-би-си их песню "Please, please me" (до сих пор она для меня одна из самых любимых) и буквально свихнулся. Ловил по радио все, что о них мог услышать. Английского языка я не знал, так как у нас преподавали немецкий и поэтому тексты песен "Битлз" выглядели очень смешно в русской транскрипции. Их музыка вызвала у меня шок, и с тех пор я стал их фанатом.
С этого момента (конец 60-х) начался в СССР бум музыкальных ансамблей подражавших во всем Битлз.
Хоккей, который мы будем обсуждать, принято называть «канадским». Хотя его родоначальником были, как и в случае с Битлз, англичане. В его основе лежит их «бенди» (хоккей с мячом). Из Англии он попал в Канаду, там трансформировался и потом вернулся в Европу уже с «канадским» паспортом.
Первые попытки освоить канадский хоккей, который в СССР получил название хоккей с шайбой, были предприняты в стране еще в тридцатых годах, но развития не получили.
Основным стимулом к массовому распространению этой игры явилось решение Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту о проведении розыгрыша первенства страны по хоккею с шайбой в сезоне 1946/47 годов. Начало этого первенства -декабрь 1946 года - принято считать датой зарождения хоккея с шайбой в СССР.
Датой зарождения ВИА в СССР с наибольшей долей достоверности можно считать 2 ноября 1966 года. В этот день ленинградский ВИА
«Поющие гитары» дал свой первый профессиональный концерт перед зрителями. И хотя, строго говоря, он не был первым профессиональным ВИА в СССР, но он стал первым из тех, кто дал этому движению стимул к развитию, став национальным ориентиром.
3. Становление.
Советская промышленность не выпускала необходимые музыкальные инструменты, но в магазинах можно было купить некоторые импортные музыкальные инструменты, которые стоили баснословных денег. Тем не менее, профессиональные музыканты могли себе позволить подобное. Чего не скажешь о самодеятельности, где формировались главные кадры для будущего жанра. Для них выход был только один - делать инструменты самим.
Для хоккея в магазинах не было ничего. Да и в конце 40-х стране точно было не до хоккейного инвентаря. По этой причине начинающие хоккеисты стали все делать сами.
Фотография из моей юности (1972).
Обратите внимание на "экипировку".
У нас в классе существовали две спортивные группировки:"спартаковцы" и "цсковцы".
У вторых капитаном был я, а у первых мой закадычный дружок -Славка Горлов.Летом мы играли в футбол, а зимой в хоккей.
На этом снимке мгновение зимней баталии.
Слева- направо: Андрей Макаров,Валерий Колпаков, Вячеслав Горлов, Владимир Попов и Валентин Зубков.
|
И в том и другом случае движения очень быстро набрали массовость.
Во дворах стали заливать катки, на которых играли дворовые команды, которых «спонсировали» ЖЭКи.
Так же во дворах при ЖЭКах стали появляться самодеятельные ВИА.
В спортивных школах появились отделения хоккея. При каждом ДК возникли ВИА (иногда даже не по одному).
«Важным событием того времени явился приезд в конце февраля 1948 года сильнейшей клубной команды Европы ЛТЦ (Чехословакия) для проведения товарищеских матчей со сборной командой СССР. Почти все игроки ЛТЦ входили в сборную команду Чехословакии, выигравшую в 1947 году первенство мира. Было проведено три игры. Первую со счетом 6:3 выиграли советские спортсмены, вторая закончилась с ничейным счетом (2:2), а третью выиграли чехословацкие хоккеисты (5:3).
Матчи с одной из лучших команд мира показали, что, несмотря на недостаток игрового опыта, серьезное отставание в выполнении ряда технических приемов игры, советские хоккеисты достойно противостояли гостям, используя высокую скорость бега на коньках, коллективную игру, высококлассную физическую подготовленность».
В начале 70-х в СССР стали приезжать на гастроли большое число ВИА (в основном из социалистических стран). Наиболее интересными были польские группы. Их влияние на творчество первых советских ансамблей было неоспоримым. Очевидным было и серьезное отставание наших ВИА практически по всем аспектам ансамблевого творчества.
Глеб Май:
-В 1974 году в Краснодаре гастролировали "Скальды". И я тогда ходил на все их концерты подряд, каждый день. Сколько их там были, и я на все ходил. Меня они поразили. Уже тогда они делали большие монументальные композиции. Концерт шел два часа и состоял из 8-10 вещей. Было видно, что это были осознанно выбранное направление, которое очень сильно двигало в своем развитии все польскую рок-музыку. У нас же такого тогда и близко не было.
Дальше, на мой взгляд, произошли ключевые события в истории советского хоккея.
«Анализ игр с командой Чехословакии поставил перед специалистами и спортивной общественностью того времени важный вопрос: по какому пути должно идти дальнейшее развитие хоккея в нашей стране? Приглашать ли зарубежных специалистов и внедрять школу канадского хоккея или выбрать свой путь, базируясь на лучших традициях хоккея с мячом и обобщая передовой опыт мирового хоккея, создавать собственную школу? Был принят второй вариант, верность которого убедительно подтвердил дальнейший ход развития советского хоккея...
27 декабря 1948 года ЦК ВКП(б) (для тех, кто не помнит - Центральный Комитет Коммунистической Партии большевиков) принимает Постановление о дальнейшем развитии физической культуры и спорта. В нем указывалось, что главными задачами являются развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства и
на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Это постановление стало программным документом и для дальнейшего развития хоккея.
В 1952 г. Федерация хоккея СССР вступила в Международную лигу хоккея (ЛИХГ), что открыло перспективу развития официальных международных связей.
В 1953 г. сборная команда СССР участвовала в турнире по хоккею Всемирных студенческих игр и заняла 1-е место.
В 1954 г. сборная СССР впервые приняла участие в первенстве мира, которое проводилось в столице Швеции Стокгольме. Первенство мира оспаривали 8 сильнейших любительских команд.
В решающем матче с командой Канады советские хоккеисты победили со счетом 7:0 и стали чемпионами мира. Сенсационная победа нашей команды явилась важной вехой популяризации хоккея в нашей стране и признанием советской школы хоккея во всем мире.
Вместе с тем советские хоккеисты еще недостаточно овладели всем арсеналом технических приемов и уступали канадским хоккеистам в силовых единоборствах, бросках и обработке шайбы. Это предопределило результат встречи между сборной СССР и канадской командой (клуб "Пентиктон") на чемпионате мира 1955 г., проходившей в Западной Германии и закончившейся со счетом 5:0 в пользу канадцев.
В 1956 г. советские хоккеисты впервые участвовали в зимних Олимпийских играх, проходивших в Кортина д'Ампеццо (Италия). Острота олимпийского турнира определялась еще и тем, что разыгрывалось сразу три комплекта медалей: олимпийские, чемпионов мира и чемпионов Европы. Кульминация турнирной борьбы развернулась в последнем матче между командами СССР - Канада. Одержав победу со счетом 2:0, советские хоккеисты впервые стали олимпийскими чемпионами, а также второй раз чемпионами мира и Европы».
В ВИА жанре ничего подобного не произошло, потому что никакого координирующего центра влияния на процесс не существовало.
Более того, довольно долго (первые 7 лет) ВИА жанр не воспринимался Государством, как самостоятельная и сколько-нибудь значимая часть советской эстрады. Минкульт, вопреки сегодняшним придумкам, очень мало влиял на его развитие.
Александра Пахмутова.
|
Композитор Александра Пахмутова из доклада на НА ПЛЕНУМЕ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ СССР ПОСВЯЩЕННОМ СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ (Киев, февраль 1975 г.):
...Именно в Минске (речь идет о Всесоюзном конкурсе профессиональных исполнителей советской песни и вокально-инструментальных ансамблей, который проходил в Минске в июне 1973 года- прим. Автора) впервые по-настоящему обрели права гражданства вокально-инструментальные ансамбли. И опять же это сделал комсомол. Он так и назвал свой конкурс: «Конкурс молодых исполнителей и вокально-инструментальных ансамблей». До этого же было довольно странное положение: с одной стороны у нас вроде бы такие ансамбли есть, с другой стороны - нет. Если надо ехать зарабатывать для прогорающих филармоний деньги на стадионах и во Дворцах спорта, - вокально-инструментальные ансамбли у нас есть. Если же пишется статья о песне на эстраде или готовится новая передача на телевидении - вроде бы ансамблей в природе не существует.
Минский комсомольский конкурс дал, возможно, не совсем полную, но зато достаточно ясную картину состояния вокально-инструментальных ансамблей в стране в то время...
То есть, спустя 7 лет музыкальные начальники вдруг осознали, что у них под носом сформировалось новое направление в эстраде и что на него надо как-то влиять. Но было поздно. Оказалось, что "новорожденный" уже вырос под "тлетворным" влиянием западных улиц (стритов) и голосов (войсов).
Проще говоря, все эти первые 7 лет развитие жанра происходило только изнутри за счет очень сильного влияния на него самих музыкантов. А их единственной целью было стать похожими на "Битлз", или на "Чикаго" или еще на что-то подобное.
Еще один фрагмент беседы.
Музыкант:
… ВИА- движение - это было нечто новое для нас. Неизведанное.
Были отдельные музыканты и ансамбли, которые быстро влились в это "новое" - Квартет "Электрон", "Норок", "Поющие гитары" и т.д. Но это по любому было всё вторично. … Мы всегда их только догоняли и подражали. Хотя и тогда и сейчас у нас были и есть музыканты мирового уровня! Не получилось у нас с "прорывом" потому, что нельзя перегнать "первоисточник".
Главный вовод напрашивается сам собой: становление хоккея стало результатом влияние на него Государства, а становление ВИА стало следствием стихийной эволюции самосознания музыкантов. А сами музыканты всячески старались отбиться от любого влияния Государства на их «территорию».
Это, как если бы развитие хоккея отдали на откуп самим хоккеистам.