Эволюция истоков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Эволюция истоков.

(2011-2023).

2

Часть 1. Как появился термин "вокально-инструментальный ансамбль".


История вопроса (октябрь 2011, февраль 2019).

В 50-х годах 20 века эстрада СССР была поделена на два направления: "вокальное"- где были представлены солисты-вокалисты, вокальные дуэты и прочие разночисленные вокальные образования; и "инструментальное" - объединявшее музыкантов-инструменталистов всех мастей от одиночек до могучих эстрадно-симфонических оркестров.


И если музыканты еще могли как-то гастролировать самостоятельно, то вокалистам приходилось в этом случае договариваться с противоположной стороной. Однако популярность советской песни была значительно выше популярности музыки инструментальной и потому заработки певцов были заметно выше заработков музыкантов.

Музыкальные коллективы, как правило, сидели на графике в концертных организациях. То есть, выезжали на гастроли с разными певцами в соответствии с утвержденным графиком. Это было неудобно всем. Певцам, приходилось всякий раз репетировать свою программу с новыми музыкантами, а музыкантами соответственно привыкать к новым вокалистам. И тем и другим невозможно было оперативно выехать на подвернувшуюся "халтуру" до тех пор, пока не найдешь свободных представителей другого направления. Необходимость создания постоянных коллективов объединявших обе стороны была очевидна. Идея витала в воздухе.

В 1957 году в Москве прошел фестиваль Молодежи и студентов, где советские артисты увидели воочию иностранные коллективы поющие и играющие одновременно. И, наверняка, оценили их преимущества.
На этом фестивале с успехом выступил и ансамбль "Дружба", с никому еще неизвестной солисткой.
Афиша 1957 года, где Эдита Пьеха еще не звездная солистка.

Сразу после фестиваля "Дружба" стала профессиональным коллективом Ленконцерта. И сегодня, с большой долей вероятности можно предположить, что на практике первым гастрольным коллективом, где певцы и музыканты составляли один ансамбль, был ленинградский ансамбль "Дружба", в котором существовала вокальная группа, солисты и группа аккомпанирующих музыкантов.
Ансамбль "Дружба" солистка Эдита Пьеха.

В теории это был первый советских ВИА. Признать это фактически не позволяет его дальнейшая судьба, и некоторые другие факты о которых я скажу ниже. Более верно, на мой взгляд, считать его прототипом (первый образцом будущей системы) ВИА.

Термин ВИА до 1960 года никак не фигурировал на просторах СССР. И только в 1960 году Всесоюзная Студия Грамзаписи (ВСГ) выпустила пластинку, где впервые появилась надпись "вокально-инструментальный ансамбль". Она относилась к коллективу "Самба Бразилия". Это был бразильский ансамбль, выступавший в Москве в августе 1960 года.

Пластинка "Самба Бразилия" была первой, где появилось обозначение "вокально-инструментальный ансамбль", а поскольку на тогдашней Всесоюзной Студии Грамзаписи было принято персонифицировать (по определенным критериям) все музыкальные коллективы, то именно там при издании этой пластинки был придуман этот термин.

Что из этого следует?
Из этого следует, что термин ВИА существовал в СССР еще в 1960 году, когда никакой, даже мировой, рок-культуры не было и в помине.
А как же тогда утверждение, что термин ВИА-"плод фантазии советских идеологов, пожелавших найти нейтральную замену идеологически-вредным терминам "рок-группа" и "бит-группа"?
Какие такие в 1960 году в СССР рок и бит-группы?
Какой советский идеолог это придумал?
Кто этот Матерый Человечище?
Появление этого диска однозначно свидетельствует, что данный термин никакого отношения к ИДЕОЛОГИИ государства, в котором он возник, не имеет.

Как не имеют никакого отношения к его появлению никто из нынешних претендентов в "отцы-основатели" этого жанра. Все было придумано до них.
По какой-то иронии судьбы, термин впоследствии ставший определением именно советской молодежной музыки, был впервые придуман для иностранного коллектива.
Продолжение