Валерий Колпаков.
Супергруппы Страны Советов- прорвыв в никуда.
январь 2012.
Ты был из тех, кто рвался в бой.
И без помех ты с ходу брал барьер любой.
Барьер любой.
Любой запрет тебя манил.
И ты рубил и бил, пока хватало сил,
И был собой.
Ты шел как бык на красный свет,
Ты был герой, сомнений нет.
Никто не мог тебя с пути свернуть.
Но если все открыть пути,
Куда идти и с кем идти?
И как бы ты тогда нашел свой путь?
И был пробит последний лед.
И путь открыт, осталось лишь идти вперед.
И тут ты встал, не сделал шаг,
Открытый путь страшнее был, чем лютый враг...
Андрей Макаревич- "Барьер".
Валерий Ярушин:
-Фестиваль в Тбилиси сказал громко, на весь мир: «Началась новая эпоха на эстраде»! Прежде всего изменились ценности. С разрешением очень двусмысленных , даже революционных текстов, публика приветствовала это время, и рок стал приобретать более литературную основу. Сегодня уже стало интересно, не КАК ты исполняешь, а ЧТО! Для «Машины времени», отсиживающейся почти десятилетие в подполье это был звездный час, и точка отсчета настоящего! А «Аквариум» сломал пресловутый штамп ВИА, привнеся чудачество и неординарное мышление. При этом наше мастерство владения инструментами и крепким вокалом отходило на второй план.
Революционные 80-е.
Общий идеологический пресс на советской эстраде сильно ослаб.
У музыкантов ВИА появилось возможность создавать ансамбли в соответствии с собственой музыкальной концепцией.
Первой ласточкой была группа "Карнавал", ставшая маяков и примером для всех остальных жажадавших индивидуальной славы.
За "Карнавалом" потянулись остальные: "Экипаж", "Круг", "Москва", "Эрмитаж" и прочие. Все эти ансамбли, вышедшие из недр ВИА-стиля, по подбору музыкантов и своему потенциалу вполне подходили под термин "супергруппа".
И несмотря на это, результат деятельности этих потенциальных супергрупп весьма скромен.
Отсюда вытекает Главный вопрос, который меня давно интересовал:
-Почему группы, которые могли стать локомотивом в разитии ВИА жанра получив долгожданную свободу, не смогли реализовать свой потенциал?
Рассматривая во времени судьбу потенциальных суппергрупп можно увидеть, что каждая из них не состоялась, по-своему. Хотя были причины и общие для всех. Выделю две наиболее важных, на мой взгляд.
1.Миф, который они сами создали.
Причина первая и общая для всех: их потенциал оказался значительно меньше, чем они думали сами и чем это казалось нам со стороны. Проанализировав доступные мне материалы и основываясь на личном общении со многими персонажами этой темы, я склонен считать эту причину - Главной.
Здесь очень уместны слова
Вадима Голутвина (сказанные, правда, по другому поводу):
-Это была мифология, которая была устойчивой, и она держала людей в определенном состоянии духа. Но как сказал Ник Кон в своей книжке «Рок с самого начала»:«Очень важно не перепутать свой миф с собой лично». Это обычная трагедия всех рок-музыкантов, когда они начинают верить в тот миф, который сами создали.
В принципе тут можно было бы поставить точку, но, на мой взгляд, не меньше интересна и причина, по которой этот потенциал оказался таким, каким оказался. И начну я со слов
Глеба Мая:
-За этот период общеобразовательный и культурный уровень самих музыкантов, которые по своему дарованию могли бы это явление потянуть за собой, оказался очень низким. Они мало читали, мало думали...
Тут надо было быть шире того инструмента, которым они овладели. Намного шире.
Нужны были концептуальные люди, а не просто сложившиеся музыканты, способные конкурировать с западными музыкантами просто, как инструменталисты."
Так почему же эти концептуальные люди не появились "на свободе"? Или, как вариант, не смогли себя реализвать?
Сначала оглянемся назад и посмотрим, а были ли такие люди в в ВИА жанре в период его рассвета?
Оказывается, да, были! Все ВИА из первой линии имели собственное лицо и концепцию развития. Они были непохожи и узнавемы. Они росли в своем творчестве вместе с нами. Или наоборот.
Кто определял концепции коллективов? Определяли ее - художественные руководители. За ними было последнее слова. При этом внутри самих ВИА создателями и носителями этих концепций были чаще всего не они, а музыканты. Хотя были ВИА, где в этой роли выступали именно руководители (Песняры, Ариэль).
Итак, в 70-е годы концептуальные люди были, а в 80-е их не стало.
Почему?
Ответ, на мой взгляд, содержиться в приведенных выше словах Г.Мая. Во второй половине 70-х эти люди остановились в своем музыкально-интеллектуальном развитии.
Почему?
А все дело в сумашедшей популярности ВИА жанра. Из чего вытекали две главные проблемы не позволявшие музыкантам саморазвиваться.
Проблема первая-субьективная.
Молодой человек, придя в ВИА, и став получать в 10 раз больше, чем большая часть остального населения, при этом еще не сделав ничего достойного жанра, воспринимал себя неадекватно реальности и переставал думать о совершенствавании. Зачем, если и так полные залы и полные карманы?
Проблема вторая-обьективная.
Слово
Павлу Слободкину:
-«Машина Времени» до 79-го года была коллективом не профессиональным, а любительским. Значит, они сумели накопить тот творческий потенциал, который мы накопить не успевали, потому что каждый раз должны были работать по 30 концертов в месяц! Практически на себя у нас не оставалось времени...
Общаясь с бывшими музыкантами ВИА мне не разу не пришлось услышать о вышеназванных причинах. Чаще всего они утверждали, что главную роль в слабой самореализации сыграли идеологические запреты и отсутствие необходимой музыкальной информации в отчественных СМИ. Засилье в них Официоза, типа хора Пятницкого, Л.Зыкиной, Л. Лещенко. В противовес этому приводились ссылки на то, как там было с этим делом на Западе.
Например, я слышал такое мнение:
-...вся страна слушала "С добрым утром!" и смотрела "Голубой огонёк". В качестве альтернативы- дворовые песни, густо замешанные на тюремно-лагерной тематике, трёх аккордах и заунывном нестройном ... пении.
Да, были ВИА, которые имели бешеную популярность, были андеграунд-группы, не имевшие возможности высказаться на всю страну. Но в целом "музыкальная картинка" складывалась удручающая, в отличие от "загнившего Запада, где с утра до утра с пелёнок пипл слушал качественную и не очень, но новую и продвинутую музыку. Хoшь- поп, хошь- рок, включай своё радио и кайфуй! Это обьективно и с этим не поспоришь.
Я не собираюсь оспаривать сам факт существования подобных запретов, но должен сказать, что, на мой взгляд, их влияние на ЭТУ проблему слишком преувеличено.
Действия этих запретов безусловно сказалось на общем развитии наших музыкантов в сравнении с ИХНИМИ музыкантами. Однако, цель этой статьи не в том, почему в СССР не сформировались свои Блэкморы и Планты? А в том, чтобы понять, почему в своей стране кумиры молодежи в недавнем прошлом, работавшие на дядю из-под палки, обретя творческую свободу оказались неконкурентоспособными.
И не перед Ричи или Робертом, а перед Андреем и Борисом, которые так же жили и воспитывались в СССР и соответственно испытывали все те запреты и ограничения на себе. Но это не помешало им стать новыми кумирами.
Почему это произошло?
Опять обратимся к Павлу Слобдкину:
-Макаревичу же сильно повезло, потому что его «Машина Времени»,— впрочем, как и все, ей подобные — десять лет находилась не в конвейере, а на творческой свободе... Как только кто-то попадал в концертный конвейер, конвейер его сразу безжалостно раздавливал.
2.Творческим людям необходимо всегда быть выше своих амбиций.
Причина вторая и тоже почти общая: личные амбиции лидеров оказались выше общего дела.
Почти все потенциальные супергруппы испытали на себе конфликт амбиций своих лидеров. И по другому быть не могло. Лидер- это всегда амбиции. И это,почти всегда,- конфликты. И очень редко - компромисс.
В основу любой супергруппы всегда заложена эта мина. Она определяет их, увы, недолгую жизнь. И очень важно чтобы этот короткий жизненный срок был ярким. Ибо этим свечением они задают новый вектор развития. Или, по крайней мере, указывают направление.
Пионеры движения - "Карнавал" и созданный на его основе "Динамик" стали жертвами именно амбиций своих лидеров.
Глеб Май:
- ... как и тогда так и сейчас мир рок - музыкантов делится на ведущих и ведомых. Проблема в том,что, как правило, хорошие музыканты не хотят быть ведомыми. Они убеждены,что групповой способ создания музыки самый верный. Это с каждого понемногу,но с КАЖДОГО. В результате получается винегрет по интересам,когда каждый не доволен каждым.
А концептуального лидерства они не потерпят никогда...
Творческим людям необходимо всегда быть выше своих амбиций.
Я остановился только на двух важнейших причинах несостоявшегося прорыва. Конечно же, были и другие.
И они еще ждут своего осмысления.