Михаил Сапожников.
Это- "Москва".
23.11.2011.
Этот материал вряд ли можно рассматривать как ответ на вопрос о судьбе отечественных супергрупп 80-х. Скорее, это личные впечатления от одной из них.
Прежде всего, мне кажется тут нужно уточнение терминологии. Что считать "Супергруппой"? "UK" - сразу была супергруппой по западным меркам, но выпустила два номерных альбома и фактически развалилась.
"Карнавал" Барыкина работал 30 лет. "Динамик" - тоже. Первый состав "Динамика" - Чернавский, Рыжов, Китаев - для меня несомненно супергруппа. Как и ранний "Карнавал", да и позже у АлБара были очень успешные работы и серьезные люди в составе. Филоненко - один из моих любимых музыкантов вообще. Это всегда и в любых стилях - суперкачество.
"Москва". Здесь подробнее...
Конец 70-х - начало 80-х - интересное время.
"Там" - веселятся панки, арт и джаз-роковые монстры облегчают и упрощают саунд, звонкоголосая слащавая Италия, диско, "Пинк Флойд" в зените со "Стеной", формируются новые "агрегаты" британской "тяжелой" и "новой волны". Не так ярко как десятилетие назад, но в целом, весело и разнообразно.
У нас тоже все бурлит. Прежние ВИА теряют популярность, музыканты задумываются о том, куда двигаться дальше. Вместо Битлз, Криденс, Роллингов - новые путеводные звезды. Социально-протестный, т.н. "русский рок" еще не так раскручен. Хотя "Машина Времени" и "Воскресенье" уже в лидерах негласных хитпарадов. Ещё почти 10 лет до уничтоживших все живое "Ласкового Мая" и "Миража". Ещё в цене яркие мелодии, качественные тексты, музыкальность и умение играть. "Карнавал", "Автограф", "Аракс", работы Алексея Рыбникова, чуть позже "Динамик", "Банановые острова", "Круиз", "Круг"... Казалось, все это будет дальше расти, развиваться, взаимообогащаться, конкурировать. Как и должно собственно быть при нормальном развитии любого бизнеса, шоу в том числе. К сожалению, мы как всегда пошли своим путем...
Вот на этом фоне появляется миньон, а затем и большой диск Давида Тухманова "НЛО". Третья концептуальная работа маэстро, не считая пластинки "Эта Веселая Планета". Скажу сразу, мне сложно быть беспристрастным к этой программе. Слишком много здесь совпало. И первое увлечение барабанами, и знакомство в это же время с творчеством западных арт и прог составов, и любовь к тухмановскому творчеству в целом, особенно работам этого периода - миньон "Памяти...", записи с Леонтьевым, Яаком Йоала, Ротару. Всё как-то сошлось.
Итак, "НЛО" выходит спустя 6 лет после эпохального шедевра "ПВМП". Планка - выше некуда. От Тухманова ждут новых откровений. Стиль альбома - типичные для ДФТ этого периода арт-роковые разработки, но в удивительно жестких для официальной советской эстрады аражировках. Подход к подбору исполнителей совсем другой. Всё, включая вокал, записано одной командой, без привлечения сил со стороны. Сейчас, с появлением доступа к разнообразной информации, в т.ч. и от людей участвовавших в этой работе, пожалуй, можно сделать вывод, что мастер искал для воплощения своих идей исполнителей, способных справиться со сложными партиями и знающих современные западные музыкальные тенденции.
Дмитрий Серебряков.
-Лёша (Алексей Белов) работал с Тухмановым с 79-го, как гитарист . Я в конце 78 го пришёл в "Надежду". Он меня с Давидом Федоровичем познакомил.
Не могу сказать, что миньон произвел сильное впечатление. Скорее заинтересовал. Но вот вся работа целиком...
Сейчас в сети можно встретить абсолютно полярные отзывы, что не удивительно. От "непонятная, отвратительно записанная трескотня" до "одна из лучших пластинок, выпущенных у нас". Мое мнение - работа уникальная для СССР того времени. Высокая поэзия, как и всегда в паре Тухманов - Сашко. Сложная, требующая многократного прослушивания музыка. Жёсткий, колючий саунд, сложнейшие инструментальные партии, ориентированные на знание слушателем работ западных звезд арта.
Дмитрий Серебряков.
-Мы с Лёхой слушали тогда довольно серьезную музыку: "United Kingdom", "Jethro Tull", "King Crimson"...
В этом плане, далеки были от советской действительности. В работе - это было общение музыкантов и друзей одновременно. И с Давид Федоровичем тоже. С уважением, как к старшему товарищу, конечно. Мы не были мальчиками на побегушках у продюсера. Отношения были уважительные друг к другу, но на равных. По-другому не получилось бы.
Постоянно риффующая гитара, при любом удобном случае улетающая в сольные "запилы". Немного добавить сухости в тембре и скорости - и будет хэви-металл. Уберите канал с клавишами и получите чистый предтрэшевый гитарный "забой". А, к примеру,соло в начале 4-ой минуты "Ну и дела"- явная отсылка к работам "Джудас Прист". Мощная роковая подача в вокале. Оригинальные клавишные самого композитора, фирменные тухмановские спецэффекты...
Дмитрий Серебряков.
-Мы снимали, конечно ... Но хотелось принести и свое что-то, не уступающее другим группам в мире. На студии было сложно, многих вещей, которые на западе были давно известны, мы просто не знали. Почти методом тыка и анализа.
И самое удивительное, для меня, тогда по крайней мере, - совершенно немыслимые для наших пластинок партии ударных. Яркие, изобретательные, выдвинутые на передний план, чётко и звонко прописанные, практически заменяющие всю ритм-секцию. Даже бас - где-то на заднем плане, а в двух вещах его вообще нет. Явно сознательный уход от простого бита в большинстве номеров. При этом строй и звучание барабанов удивительно современные и даже модные. Иногда кажется, что их слишком много, но со временем, услышав Палмера, Брафорда, Боззио, скажу - всё очень круто и на высочайшем уровне.
Дмитрий Серебряков.
-Все аранжировки для ритмсекции Лёша делал. Барабаны были на мне, но планку он мне задрал по-максимуму. С техникой проблем не было, на тот момент уже много было и в руках и в голове. Я Билли Кобэма (Billy Cobham) тогда играл год. Он знал мои возможности и отталкивался от этого. Я все свои партии писал первым, "сквозняком", только под метр.
Пластинку открывает одноименная песня, сделанная в стиле "спейс-рок". Поклонники французской команды "Rockets" - одного из лидеров этого направления и очень популярной у нас в тот период времени, без труда найдут здесь определенное сходство. За исключением гитары Белова, которая и на всем диске живет своей собственной жизнью и творит все, что ей захочется, и в НЛО начиная с рефрена "Кто мы..." и особенно в коде, звучит значительно тяжелее и выглядит свободнее и изобретательней, чем у французов. Да и общая подача материала более агрессивная. Ну и словно автограф композитора, вставленная кажется абсолютно "поперёк" основной мелодии, часть с речитативом "Он висит над...". Это сразу придаёт полутанцевальному номеру некий психоделический оттенок и намек на то, что простых музыкальных решений здесь ждать не надо. Стихи Роберта Рождественского.
"Игра в любовь" - одна из двух вещей на диске, которую с оговорками можно назвать балладой. Начинается как классический хардовый "медляк", обязательно имеющийся на альбомах практически любой уважающей себя тяжёлой группы, с целью показать, что "и с мелодиями у нас порядок". Красивый гитарный (а возможно и клавишный, определить не берусь) перебор на фоне "пёпловского" церковного органа, печальный плач, то ли главного героя, то ли обоих. Ну да, вроде все признаки налицо. Грустно, красиво и про несчастную любовь. Не тут-то было! На второй минуте канонадным брейком вступают ударные и баллада превращается в тяжёлую арт-роковую пьесу, со сложной ритмикой, оригинальными ходами, неожиданным развитием, великолепной работой клавишных, на которых и басовые партии, роскошным вокалом Николая Носкова. Уникальный голос позволяет сохранять мрачный, чисто "роковый" тембр во всем вокальном диапазоне и звучит при этом очень "по-фирменному". В конце основной части, перед финальной кодой, как восклицательный знак - мощнейший "блекморовский" рифф. Стихи Василия Федорова (1918 - 1984) очень точно "ложатся" на сложную музыкальную конструкцию. Интересно, что текст был составлен из двух разных стихотворений и изменен.
(Оригиналы:
Здесьи
Здесь
"Миллион лет до нашей эры" - темповой поп-рок боевик на стихи Вероники Тушновой, также как и предыдущая песня, вышел в виде трека на сигнальном миньоне. Одно из немногих мест на пластинке, где группа "позволяет" себе прямой ритм на протяжении относительно долгого времени. Конечно и тут не обошлось без проходов по томам "от Билла Брафорда" и гитарных кружев Алексея Белова. Партия бас-гитары - Евгений Черкасов из ВИА "Сябры". В начале и конце - характерные спецэффекты. На бэк-вокале - весь состав. Основной голос - предположительно, Белов.
Вторую сторону открывает "Грибной дождь"(в оригинале у Семена Кирсанова - просто "Дождь").
Моя любимая вещь на диске и одна из самых любимых у Тухманова вообще. Пять с половиной минут эстетического удовольствия. Сильнейшее впечатление сразу и навсегда. На мой взгляд, достойна стоять рядом с лучшими творениями Фриппа, Эмерсона, Джобсона, Заппы и других монстров прогрессивного рока. А по качеству вокала, наверное, превосходит большинство из работ этих уважаемых музыкантов. Очень мощно и очень красиво! Каждая нота, каждый звук на своём месте, не убавить, не прибавить. Здесь Тухманов до минимума сокращает партии клавишных. Рояль во вступлении и финале, фоном едва слышен синтезатор. Основная нагрузка лежит на ритм-секции Белов - Серебряков и ещё один бывший музыкант "Надежды" Олег Солодухин - бас. Блестящая работа всех инструменталистов. Снова выделю Белова, как гитариста и основного аранжировщика. Это работа высочайшего уровня. А парящие гитарные ноты в тишине после первого припева - одно из самых эмоционально сильных мест всего альбома. Плюс голос, точнее Голос! Слышал и читал, что запись вокала в "Дожде" и на всей пластинке "завалена" и "забивается" инструментами. Абсолютно не согласен. Возможно, виниловые диски были разного качества. То, что мне приходилось слушать на виниле и тем более на цифровом переиздании - по-моему, записано очень качественно и полностью соответствует стилю альбома. Голос здесь такой же равноправный инструмент как и остальные, что является отличительным свойством музыки этого направления. При этом, слова легко прослушиваются, звук насыщенный и прозрачный одновременно. На мой взгляд, классная работа Сергея Теплова и Давида Тухманова.
Трек №5. "Ну и дела!", стихи Леонида Дербенева. Эту вещь легко можно представить в исполнении Валерия Леонтьева времен "Зеленого света", "Гиподинамии" и т.д. Ну или Тыниса Мяги. Что же делают с ней Белов и компания? Они делают хард-энд-хэви с элементами трэша! Может я ошибаюсь, но есть ощущение, что тут присутствует элемент некоторого музыкального "стёба". "Смотрите, что можно сотворить с типично советской песней, при наличии знаний, техники и желания." Добавьте смех и неразборчивую фразу через вокодер в конце. Про гитарное соло отсюда уже упоминал.
Две заключительные песни "Волшебная комната" (Семен Кирсанов) и "Поединок" (Дмитрий Кедрин). Текст стихотворения Кедрина (1907 - 1945) изменен значительно.
(Оригинал
Здесь.
О судьбе поэта
Здесь.
Композиционно, эти вещи выстроены похоже. Красивое лирическое вступление акустической гитары и рояля, словно эпиграф. Далее, как у классика - произведение никак не связанное с эпиграфом. Прогрессив-рок чистой воды, со всеми жанровыми признаками. Необычные мелодические и гармонические решения, смены темпа, использование сложных размеров, их смена по ходу композиции, высокий уровень координации и сыгранности ритм-секции, развернутые соло, применение немузыкальных звуковых эффектов, нетрадиционные для песен стихи и темы.
Про шикарные аранжировки повторяться не буду. Ритмическую структуру "Комнаты" и "Поединка" можно использовать как определенный проверочный тестовый уровень. Что называется - "попробуй повторить". Фанковые танцы вокруг сильной доли. Что-то подобное можно услышать на альбомах, например, ELP ("Tarkus"), UK ("UK" 1978), записях Чика Кориа середины 70-х со Стивом Гэддом на барабанах, ранних YES... Инструменталисты "Москвы" чувствуют себя в этих ритмических джунглях совершенно свободно. В "Поединке" бас-гитара снова не понадобилась, но заметить это непросто. Синтезатор и ударные легко справляются с предложенным ритмом. Носков традиционно хорош и одинаково убедителен как в роли хозяина волшебной комнаты, так и героя "Поединка". В моем личном рейтинге "Поединок" лишь немного уступает "Дождю".
Не могу не сказать об удивительной современности это работы. Общий саунд, драйв, звучание инструментов, голоса, сведение и запись... Все это легко можно представить сделанным, например, вчера. Не хочется использовать штампы вроде "опередили время", но это реальность. Наверное, точнее, даже не "опередили", а сделали шедевр "вне времени". После этого ДФТ вместе со всеми заглянул в "новую волну" ("Ступени"), электропоп ("Электроклуб"), но ничего даже близкого по уровню, уже не было.
К сожалению...
Давид Тухманов:
"...я, может быть, впервые смог позволить себе совершенно новую степень композиционной свободы, твердо зная, что самые сложные пассажи не смутят участников ансамбля."
Сейчас, по прошествии 30-ти лет с момента записи и выхода "НЛО", я сказал бы, что аналогов этой работы у нас нет. В какой-то степени, по стилистике и уровню инструменталистов можно сравнить "Автограф" Ситковецкого. Собственно, Дмитрий Серебряков в последствии работал с музыкантами этой группы в том числе, что неудивительно.
Возвращаясь к теме. Для меня "Москва", записавшая "НЛО" (впоследствии инструменталисты менялись) - однозначно супергруппа, с великолепными молодыми музыкантами в составе. Другое дело, что как у группы "при Тухманове" - перспектив у них не было. Причин здесь много. На целый отдельный материал.
Дальнейшая история "Парка Горького" всем известна. Мелодичный и достаточно оригинальный поп-рок в его исполнении - это здорово и успешно. Но... очень жаль, что такие серьезные и глубокие работы в прогрессивном роке, создававшиеся у нас в начале 80-х, не получили достойного развития.
Впрочем, это была общемировая тенденция.