Валерий Колпаков.
Лежа у телевизора.
(31 декабря 2005 г.)
1
В 2006 году у культового диска Д.Тухманова "По волне моей памяти" будет юбилей-30-летие со дня выхода. Наверное, это событие будет как-то отмечено.Не может оно пройти незамеченным. Слишком большой резонанс в свое время вызвала эта пластинка. И вот первое тому доказательство. В канун Нового 2006 года канал СТС показал музыкальный фильм "По волне моей памяти", где означенный диск стал первоосновой сквозного сюжета.
Суть его вкратце такова: современный композитор в антураже средневековой Европы пишет музыку.Что-то у него не ладиться. Он бросает нотный листок и ветер из открытого окна сдувает его на улицу. Листок начинает путешествие и те, к кому он попадает исполняют песни с диска "По волне моей памяти".
Сам по себе фильм получился динамичным и красивым. Он не перегружен событиями, которые мешали бы восприятию музыки, но никуда не деться от сравнения музыки и исполнителей с классическим виниловым вариантом. Этим и займемся.
В целом новые аранжировки мне понравились (кроме одной, но о ней ниже). Они сделаны близко к оригиналу и это,наверное, правильно, если исходить из задачи понравиться и тем, кто знает канонический вариант и тем, кто слышит это впервые.
А вот, что касается вокала, то тут надо признать фильм неудачным.Я бы даже употребил слово-провальный, но учитывая красивые съемки и интересную музыку (точнее ее новое прочтение), ограничимся словом "неудачный". В пластинке Тухманова есть несколько ключевых моментов, которые и определили когда-то ее успех в целом и сделали эту работу-диском на все времена.
На мой взгляд, это песни "Доброй ночи", "По волне моей памяти", "Сентиментальная прогулка" и "Из вагантов".
Фильм открыла одна из таких ключевых песен- "По волне моей памяти",хотя сама пластинка начинается не с нее. Потом я уже понял, что фильм не придерживается тех тухмановских идей, заложенных когда-то в пластинку. Скорее всего, его делали по мотивам этого диска.
Итак, первая песня в фильме-"По волне моей памяти" в исполнении Александра Маршала.Напомню, на диске ее исполнял Владислав Андрианов. Вообще все песни диска в вокальном отношении довольно сложные и требуют совсем других данных, чем имеется в наличии у Маршала. Мне кажется на диске нет песен, которые под силу его вокальному диапазону.
Много лет спустя В.Андрианов вспоминал о записи этой песни:
-Я был в Ростове на каникулах. Позвонил Адик: "Можешь прилететь?" Через несколько часов я уже сидел у него дома. Мне дали нотную бумага, на ней строчка текста, сверху написано "Опус №40". Таня Сашко, первая жена Тухманова ..., мне говорит: "Ты должен ЭТО спеть так, чтобы тебя никто не узнал". "Это как?" "Как хочешь, хоть на голову становись!" А техника исполнения этого "Опуса" и так самая сложнейшая. Помню, приехали в студию в половине пятого, а вышел я в два ночи! Мы же тогда ничего не знали о его планах - записали и записали. А пластинка стала революцией в советской музыке для того времени".
Пока звучала песня я все думал:
"Неужели, Тухманов не понимал, работая над фильмом, что все песни будут сравнивать с диском и исполнители должны быть соответствующего вокального уровня (ибо с музыкой проще,дело только в технике). Планка когда-то поднятая так высоко не может с течением времени быть опущена ниже. Или может?
А потом я подумал, а есть на сегодняшней эстраде певцы, которые смогли бы спеть эти песни на таком же уровне? Вразумительного ответа я не нашел и потому с облегчением подумал:
"Наверное, и Тухманов не нашел, поэтому что нашел, то и получилось",-и стал смотреть дальше.
Далее была композиция "Из Сафо" в исполнении Лолиты (на диске ее исполняла вокальная группа оркестра "Современник"). Здесь тоже есть претензии к голосу, но существенно меньше, чем в первой песне.
Дима Билан с "Приглашением к путешествию" не справился. Хотя, исполнявший эту песня в оригинале
Александр Барыкин тоже не великий певец, но голос у него существенно ярче и убедительней.
Следующий номер вообще стоит особняком и, на мой взгляд, это кульминация провала. Речь идет о песне "Жил-был я". На самой пластинке "По волне моей памяти" ее не было. Она была на предыдущем диске Тухманова "Как прекрасен мир" (1973), но не это было главным.
В оригинале ее исполнял Александр Градский, а в новой версии Владимир Пресняков (младший) и Дмитрий Климашенко. В принципе здесь можно поставить точку и этим ограничиться, не объясняя причины провала этой версии песни.
Всем, все должно быть понятно.
Зная, Градского, очень бы хотелось послушать его мнение по этому поводу.