Эстрадные конкурсы Страны Советов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






М. МАТВЕЕБА.


Когда не хватает взыскательности.

(газета "Советская культура" 8 июля 1972)

Телепередача «Алло! Мы ищем таланты», едва появившись в эфире, стала одной из самых полярных. Идея передачи сама по себе очень остроумна: в основе ле;ат импровизация, репортаж, самая короткая связь со зрителем, когда между ними экраном устанавливается полное взаимопонимание. А на эту основу свободного общения накладывается другой пласт - по сути дела, концерт -конкурс, но тоже импровизированный. В нем есть элемент спортивной борьбы, лотереи, случайности наконец, т. е. заложено все, что обычно привлекает внимание зрителя и не утомляет его.

Поначалу передачи были скромными, но в них было обаяние естественности. Их организаторы не лезли вон на кожи, чтобы во что бы то ни стало удивить зрителя невероятной находкой. Правда, иной раз трудно было понять, почему на пластинку приглашаются именно эти солисты или коллективы. Их заурядность была очевидна. Но сейчас, когда на экране сменяют один другого одетые в роскошную униформу, обдуманно причесанный юноши девушин, жаждущие быть профессионалами, недостаток первых передач начинает казаться великим достоинством. По крайней мере в нем была естественная растерянность молодых людей, несколько ошарашенных открывшейся перспективой выступить по телевидению. Была атмосфера взаимного удивления, неожиданной встречи. Момент, проявления внутренней жизни, сиюминутного настроения, такой дорогой в искусстве и я бы сказала, самоценный на ТВ, вот тот момент постепенно сошел на нет в моей любимой передаче. Теперь я смотрю ее как обычный концерт с опытным, уверенным в себе конферансье, который однажды отработал все возможные варианты и не утруждает себя новыми. И если партнер, с которым ведущий входит в контакт в течение передачи, позволяет себе какую-то несрепетированную импровизацию, то тем хуже для партнера. Ведущий просто его игнорирует как выскочку и на ходу «ставит на место». Ну, хорошо, обаяние прямой, репортажной передачи ушло. Что же осталось? Может быть, концерт сам по себе так хорош, что ради него можно пожертвовать первоначальным замыслом? Может быть, каждая передача открывает удивительные таланты и чудо открытия свершается на наших глазах? По-моему, передача несколько запуталась в элементарных критериях оценки. Ведь каждому ясно, что талант прежде всего отличается оригинальностью, непохожестью. Изредка случается, что передача «Алло! Мы ищем таланты» посылает в эфир интересную, своеобразную аранжировку известной песни или находит исполнителя, который поет своим голосом в прямом смысле слова. Но чаще и чаще на телеэкране мы видим конкурс на тему «Кто больше похож на Муслима Магомаева» или «Еще один вариант Эдиты Пьехи.

Появляются милые девочки с неплохими голосами, уже испорченными подражательством, и заемными, манерами, скопированными у заезжих эстрадных исполнителей. А какая четность, какая отработанность, какая организация! У всех исполнителей, будь то эстрадный оркестр или секстет, к выступлению готовы костюмы «от Зайцева». Словно ребята эти не учатся и не работают, а только и делают, что репетируют с утра до ночи и готовят себя в артисты профессионалы, а желанный выход на диск популярной передачи нечто вроде визитной карточки, представленной миллионам телезрителей.

Замысел передачи изжил сам себя. Люди словно забыли, с чего начали. Что же, собственно, ищут? Талант или способность выглядеть талантом, работать под талант?
Есть зрители, которые с легкостью отличают зерна от плевел. Это люди с воспитанный вкусом. Но кто подумает о тех зрителях, которые воспитывают свой эстетический вкус на образцах передачи «Алло! Мы ищем таланты»! А образцы не безупречны. Порой просто сомнительны.