Александр Кудряшов.
Первые филармонические ВИА.
(сентябрь 2021 г.)
Предисловие
Знатоки истории жанра ВИА периодически возвращаются к обсуждению дат создания первых профессиональных ВИА.
Из различных источников известно, что первыми филармоническими ВИА, каждый из которых в своё время достиг очень высокой популярности в СССР, были
«Поющие гитары» п/у А.Васильева,
«Весёлые ребята» п/у П.Слободкина и
«Норок» п/у М.Долгана.
Не будем обращаться к многочисленным материалам и интервью, в которых указываются разные противоречивые даты образования этих коллективов, а рассмотрим некоторые фактические события, которые имели место в 60-е годы ХХ столетия в свете воспоминаний руководителей и участников этих ансамблей.
Ансамбль п/у Павла Слободкна
Николай Раппопорт (Михайлов) (ударные), Григорий Ковалевский (бас-гитара), Марк Бернес, Павел Слободкин (рояль), Вячеслав Купцов (гитара).
|
Начиная с 1966 года Павел Слободкин уже стал работать в качестве аккомпаниатора в концертных программах не только с М.Бернесом, и стал предпринимать попытки формирования своего ансамбля, работающего без Марка Бернеса.
Встреча с Павлом Слободкиным (Рубрика «Час гостя» в передаче «Слова и музыка Владимира Матецкого» (эфир 29.10.2011) на радиостанции «Серебряный дождь»):
В начале 1966 года и (прошло) еще чуть-чуть (времени), я пришёл в Москонцерт и стал просить: «Хочу организовать (ансамбль)».
Формирование Ансамбля п/у Павла Слободкна происходило в 1966 году. Сначала базовый состав ансамбля включал в основном музыкантов, аккомпанирующих Марку Бернесу. Но с лета 1966 года Слободкин подключал разных музыкантов дополнительно к музыкантам из ансамбля Бернеса или вместо кого-то из них.
Встреча с Павлом Слободкиным (Рубрика «Час гостя» в передаче «Слова и музыка Владимира Матецкого» (эфир 29.10.2011) на радиостанции «Серебряный дождь»):
И 1 июня (1966 года) был подписан приказ о назначении меня руководителем ансамбля.
Летом 1966 года Ансамбль п/у Павла Слободкина уже официально существовал в Москонцерте, как ансамбль "на графике", то есть работал с разными солистами (Эльмирой Уразбаевой, Марией Лукач,…). Марк Бернес в это время был одним из солистов, а Ансамбль п/у П.Слободкина был самостоятельной единицей.
Павлу Слободкину 21 год, 1966 г.
|
ВИА «Поющие гитары»
ВИА «Поющие гитары» в этот момент ещё не существовал.
В 1965 году Анатолий Васильев работал в ансамбле "Дружба" п/р А.Броневицкого. В это время он однажды побывал на концерте итальянского ансамбля "Марино Марини", который приехал на гастроли в Советский Союз. Музыканты этого ансамбля пели и сами себе аккомпанировали на музыкальных инструментах. Анатолию очень понравился такой способ исполнения, и у него появилась мысль создать подобный коллектив. Почти целый год он со своими друзьями-музыкантами обдумывал эту идею.
И, тем не менее, Васильев решает организовать свой коллектив музыкантов, как аккомпанирующий ансамбль, работающий на графике.
Весной 1966 года Васильев уходит из ансамбля "Дружба" и собирает коллектив музыкантов, в который приглашает выпускников музыкальных училищ и музыкантов, которые играли в самодеятельных ансамблях в домах и дворцах культуры.
Однако, обстоятельства сложились таким образом, что Васильеву пришлось организовывать коллектив по типу "Марино Марини", т.е. без главного солиста-вокалиста.
Будущие музыканты «Поющих гитар» летом 1966 гола отправились отдыхать на берег Черного моря и репетировать песни для танцев на турбазе в посёлке Новомихайловка в 20 км от Туапсе, и их новый коллектив ни в какой концертной организации не числился. Они жили в помещении магазина на турбазе с июля по октябрь 1966 года.
Вверху: Сергей Лавровский, Анатолий Васильев, Евгений Броневицкий, Владимир Калинин, Лев Вильдавский;
внизу: Галина Баранова.
Новомихайловская турбаза на Черном море. 1966 год.
|
Лев Вильдавский, Евгений Броневицкий, Владимир Калинин, Анатолий Васильев, Сергей Лавровский, Галина Баранова.
Новомихайловская турбаза на Черном море. 1966 год.
|
В сентябре 1966 года музыканты вернулись в Ленинград. В октябре 1966 года ансамбль сдал концертную программу Художественному Совету Ленконцерта. 2 ноября 1966 года «Поющие гитары» сыграли концерт в Механическом институте.
И с декабря 1966 года ансамбль начал профессиональную работу в Ленконцерте, выступая с концертами в домах культуры, рабочих клубах, в общежитиях и на разных эстрадных площадках.
1 и 2 декабря 1966 года у «Поющих гитар» состоялись первые официальные гастроли в Херсоне.
Сергей Лавровский (В.Марочкин. «Поющие гитары»: первые шаги», 25 октября 2018 г.):
«Эту поездку нам организовал администратор Ленконцерта Виктор Абрамович Коган, который потом стал директором «Поющих Гитар».
Он говорит: «Я вам сделал первую поездку. Мы едем в Херсон».
«Какой Херсон? У нас же ни плакатов, ни рекламы – ничего нет».
«Не волнуйтесь! Это я вам говорю! Меня буду встречать – не вас! Если я делаю, значит я делаю».
И вот мы приехали в Херсон. Нас встречал директор филармонии. Действительно, как положено, по большому счету. Но встречал он не нас, а своего коллегу Когана. А когда мы ехали в гостиницу, мы увидели, что через всю улицу на перетяжке было написано: «Приезжают советские Битлы!» И больше никакой рекламы! Но все билеты были проданы задолго до нашего приезда. А на концертах - переаншлаги! Народ с дракой, с боем, как говорится, брал эту концертную площадку. Это была заслуга Виктора Абрамовича. Он оттуда постоянно звонил в Ленконцерт, рассказывал, что на нашим концертах переаншлаги. И когда мы вернулись домой, так уже со славой вернулись!»
Официально ВИА «Поющие гитары» появились в Ленконцерте в декабре 1966 года, а Ансамбль п/у П.Слободкина уже с лета 1966 года числился в Москонцерте.
Информация из Ленконцерта о лавинообразном появлении успеха во время гастролей у никому ранее не известного молодёжного ансамбля, мгновенно долетела до Москонцерта. Такая музыка была востребована и при грамотном подходе сулила большие прибыли. Поэтому в Москонцерте было принято решение создать в своём штате подобный ансамбль. Необходимо было подобрать кандидатуру руководителя, способного решить эту задачу. На должность руководителя молодёжного ансамбля необходимо было найти молодого человека новой формации, имеющего музыкальное образование и административный опыт работы. Выбор пал на Павла Слободкина, он был молод (ему бы 21 год), он окончил теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, и он был руководителем одного из инструментальных ансамблей Москонцерта. Павел Слободкин был из интеллигентной семьи – его отец известный виолончелист, Лауреат международных конкурсов Яков Слободкин, а мама - Наталья Ерохова – спортсменка-плавчиха.
Павлу Слободкину было поручено на базе существующего инструментального Ансамбля п/у П.Слободкина создать вокально-инструментальный ансамбль, подобный Ленинградскому ВИА «Поющие гитары».
Именно тогда у Ансамбля п/у П.Слободкина появляется название «Весёлые ребята».
Ансамбль с условным названием «Весёлые ребята»
П.Слободкин ("Интервью Павла Слободкина радиостанции "Эхо Москвы" в передаче "Какого черта", 29.11.2008):
В 1966-м году как раз, я … организовал ансамбль… в декабре… под названием «Веселые ребята».
Встреча с Павлом Слободкиным (Рубрика «Час гостя» в передаче «Слова и музыка Владимира Матецкого» (эфир 29.10.2011) на радиостанции «Серебряный дождь»):
В.Матецкий: Как с названием было? Сразу появилось название?
П.Слободкин: Володя, вот, сразу. Причем это не от меня зависело. Было так записано - создать коллектив под условным названием «Веселые ребята»…
И через некоторое время удалось собрать всё, конечно, (создание коллектива происходило) постепенно. Прошло довольно приличное время – почти 1,5 года, когда с октября 1966 года происходило формирование ансамбля, (были) какие-то выступления номером во дворцах спорта, но это еще была, можно сказать, прелюдия.
Юрий Антонов (интервью на Радио России, 21.02.2021):
Одновременно во многих городах Советского Союза начали возникать ВИА-коллективы. Но, конечно, первый коллектив - это был ленинградский «Поющие гитары». Практически параллельно был в Москве ВИА «Весёлые ребята». Попозже в Москонцерте появились другие коллективы.
Джаз-ансамбль «Норок»
Михай Долган (Николай Рошка. Биографическая книга «Тайна жизни моей / Mihai Dolgan», 2007.):
Как, собственно, возник «Норок»? Всё произошло достаточно обыденно. Ничего торжественного и пафосного. Никаких презентаций, широкомасштабных рекламных акций и интервью для прессы. Его просто утвердили на худсовете в филармонии.
Вопрос о создании новой группы был решён, все говорили о том, какой она должна быть, но никто почему-то не задумался, как же она должна называться. Странно, но это никого не волновало, и никому в голову не приходило, что это тоже очень и очень важно. Такое историческое событие произошло в марте 1967 года. У нас, собственно, всё было уже готово. Оставалось только чтобы наше существование и всю дальнейшую деятельность признал, одобрил и утвердил худсовет. Конечно, в таком образовании, как худсовет, было много нелепого, мешавшего творчеству нормальных артистов. Там главным образом заседали люди достаточно консервативных музыкальных пристрастий, очень мало понимавшие в эстрадной музыке. Но, по крайней мере, они не допустили бы появления на сцене совсем уж откровенных бездарей и непрофессионалов. Это я понимаю только теперь, спустя годы и, имея возможность сравнивать…
Так вот. Собрался худсовет. Всё проходило нормально. Приняли и утвердили нашу программу, начали обсуждать, каким будет новый ансамбль, в каких костюмах выступать артистам, какого формата сделать афиши, какую дать рекламу и прочее. И тут вдруг вспомнили, что названия-то у новой группы нет. Что писать на афишах? Как объявлять нас публике? Вообще, как нас записывать в документацию филармонии? И вдруг все, до того момента увлеченно обсуждавшие нюансы и детали предстоящего события, озадаченно замолчали и смотрели друг на друга. Один из старейших и уважаемых музыковедов спросил:
- Ну, братцы, какие будут предложения?
Кто-то неуверенно подал идею:
- Может быть, такой вариант – «Дор»? У них уже есть песня с таким названием, и вообще дор (тоска, любовь) – это красиво, романтично…
- Что ж, неплохо, надо подумать.
И тут выступил директор филармонии Александр Федько. Это был очень простой в общении человек, добрый и необыкновенно эрудированный. К его мнению, как правило, все прислушивались. Потому что он всегда говорил дельные вещи. И также просто, как он это делал всегда, в своей спокойной манере, Федько сказал:
- Тут нужно что-то другое… Что-то вроде «Норок»… Вот давайте подумаем, что это может быть.
Члены худсовета разом заговорили:
- А почему, собственно, что-то вроде? Пусть и будет «Норок»!
Так холодным ветреным мартовским вечером и родился ансамбль под названием «Норок».
На плакате следующий состав джаз-ансамбля «Норок» (слева-направо): Евгений Воробьёв (барабаны), Василь Вердеш (гитара), Михай Долган (руководитель, клавишные), Штефан Петраке (солист-вокалист, гитарист), Виктор Руснак (бас-гитара). 1967 год.
|
С одной стороны – была эйфория. С другой – я знал, что предстоит много трудностей. Так и было. Не всё сразу складывалось гладко, не всё получалось звездно. Прошло немало времени, прежде чем «Норок» получился в том виде, в котором его все знали и в котором он, надеюсь, навсегда запомнился широкой публике.
Таким образом, в марте 1967 года в Молдавской Госфилармонии появился Джаз-ансамбль «Норок», но до преобразования этого коллектива в полноценный по составу и репертуару ВИА было ещё далеко.
ВИА «Весёлые ребята»
Очередным толчком для начала серьёзной раскрутки ВИА «Весёлые ребята» стали успешные концерты ВИА «Поющие гитары», состоявшиеся в Москве в декабре 1967 года.
Анонс о предстоящих концертах ВИА «Поющие гитары» в Москве в концертном зале гостиницы «Советская» («Московский комсомолец» от 02.12.1967 г).
|
После этих концертов Юрий Домогаров поручил Павлу Слободкину в кротчайшие сроки завершить формирование коллектива и приступить к гастрольной деятельности.
Гастрольный состав ансамбля «Весёлые ребята» формировался в период с декабря 1967 года до марта 1968 года. Москонцерт выделил ансамблю «Весёлые ребята» усилители «Регент-60» и стал оплачивать репетиционную базу ансамбля в ДК завода "Калибр".
Ритм секцию ансамбля составили старые друзья-музыканты Павла Слободкина - двое братьев Ковалевских – Михаил (барабаны) и Григорий (бас-гитара), с которыми он работал у М.Бернеса.
В духовую секцию к выступавшему ранее в Ансамбле п/у П.Слободкина саксофонисту и кларнетисту Анатолию Чеху Слободкин пригласил музыкантов джаз-оркестра Эдди Рознера - трубача Валерия Ремизова и тромбониста Владимира Богданова.
К выступавшему ранее в Ансамбле п/у П.Слободкина гитаристу Вячеславу Купцову Слободкин пригласил ещё одного «москонцертовского» гитариста Владимира Носкова.
Дирекция Москонцерта провела переговоры с певицей Ниной Бродской, и она стала участницей ВИА «Весёлые ребята».
Нина Бродская («Песня длиною в жизнь», Коллекция Караван историй, №9, 2020г.):
Однажды (меня) вызвал директор-распорядитель Москонцерта Юрий Львович Домогаров, потрясающий, чудный человек.
Он сказал: «Нина, у нас организовывается вокально-инструментальный ансамбль «Веселые ребята» под руководством Паши Слободкина. Они в репетиционном периоде, им требуется певица. Скоро гастроли, нужны сборы, но сами они их не сделают. Ребят ещё не знают, а тебя знают, поработай с ними».
Нина Бродская
|
Вокалистами ансамбля стали Юрий Петерсон и Адиль (Эдуард) Назаров. Назаров окончил струнное отделение по классу контрабаса Музыкального училища имени А.Зейналлы при консерватории.
Юрий Петерсон
|
Приглашая Юрия Петерсона войти в состав «Весёлых ребят», Павел Слободкин показал Юрию Приказ Москонцерта от 1966 года о создании ВИА «Весёлые ребята».
Юрий Петерсон (выдержка из фильма, снятого ООО «Студия «СЛОН» по заказу ТРО Союза, 2007 г.):
Я даже видел Приказ о создании ансамбля под условным названием «Веселые ребята». Т.е. даже названия не было. Ну, так и оставили «Веселые ребята».
С марта по апрель 1968 года шла работа по формированию программы ВИА «Весёлые ребята». В апреле ансамбль сдал концертную программу худсовету Москонцерта и начал гастрольную деятельность, выступая номером в концертах.
ВИА «Веселые ребята».
Владимир Носков (гитара), Юрий Петерсон (саксофон), Нина Бродская (вокал), А.Чех (саксофон).
1968 год
|
Первая серия концертов, во 2-ом отделении которых выступали только «Весёлые ребята», состоялась в Концертном зале Омской филармонии в июле 1968 года.
Ю.Петерсон (книга «Я родился в поезде, или поколение ВИА» (стр.66), 2015):
В Омске мы дали 15 концертов. В первом отделении как раз выступал Омский русский народный хор, а во втором «Веселые ребята». Я очень хорошо помню и эти концерты, и этот здоровенный зал, битком набитый народом. И то, что омская публика хорошо приняла «Веселых ребят», нас тогда весьма и весьма воодушевило.
ВИА «Веселые ребята» в эстрадном концерте «Когда улыбаются звёзды» в Куйбышеве 7 декабря 1968 г.
Слева-направо: Эдуард Назаров (бас-гитара), Вячеслав Купцов (гитара), Юрий Петерсон (вокал).
|
На фото ВИА «Веселые ребята» (слева-направо): П.Слободкин (рояль), Эдуард Назаров (бас-гитара), Вячеслав Купцов (гитара), Владимир Носков (гитара), Михаил Ковалевский (барабаны), Владимир Богданов (тромбон), Анатолий Чех (кларнет) и Валерий Ремизов (труба).
Фото их куйбышевской газеты «Волжская коммуна» от 08.12.1968
|
ВИА «Норок
С конца 1967 года до конца 1968 года оркестр «Норок» работает над новой концертной программой, устраняя замечания худсоветов.
Ефим Кримерман (статья «Уроженец Бельц Ефим Кримерман — автор текстов к хитам «Норока» («СП» г.Бельцы (Молдова) № 20 (1175) от 24.05.2017):
В протоколе заседания худсовета Филармонии и Репертуарной Редколлегии Министерства культуры МССР от 13 апреля 1968 года, на котором обсуждалась новая программа ансамбля «Норок», отмечается, что композитор Еуджен Дога критически отозвался о песнях, поскольку «Молдова» нигде в текстах не присутствует, равно как и в музыке...
М.Долган (из интервью «Михай Долган: "Норок" - это все, что у меня есть!» от 8 марта 2002 г.):
В дальнейшем мы кое-что в (программе) изменили …, сохранив задуманное направление.
Состав ансамбля «Норок» многократно меняется и постепенно к концу 1968 года оркестр преобразовывается в вокально-инструментальный ансамбль.
Первый состав ВИА "Норок": И.Суручану (вокал), Игорь Капорский (Kaporski) (барабаны), Костица Димитру (Costică Dimitriu) (соло-гитара), В.Руснак (бас-гитара) и Леонид Бровко (гитара). 1968 г.
|
М.Долган (Николай Рошка. Биографическая книга «Тайна жизни моей / Mihai Dolgan». Первый том из серии «Авгуры» – Изд. Presstar, 2007.):
Постепенно к 1969 году выкристаллизовалось некое ядро из самых-самых стоящих людей. Таких как Валентин Гога, братья Казаку.
Второй состав ВИА «Норок» (слева-направо): Ион Суручану (соло-вокал), Тудор Гарош (ритм-гитара, саксофон), Валентин Гога (барабаны), Александр Казаку (соло-гитара), Михай Долган (клавишные, руководитель группы), на фотографии отсутствует музыкант ансамбля Виктор Руснак (бас-гитара). 1969 год.
Этот состав записал песни: «Cântă un artist», «Dor, dorule», «Mama» ...
|
И ещё рядом с нами находился замечательный человек – Василий Вердеш, который закалял «молодых бойцов», воспитывал их в духе верности и преданности музыке группы «Норок», читал нам лекции на тему «Как быть настоящими битломанами». Он был фанатом рока и заражал своей увлеченностью остальных. Я бы даже сказал, что он был идеологом и теоретиком «нороковского» движения.
Василий Вердеш
|
Когда эти ребята пришли ко мне в ансамбль, они очень сильно отличались от остальных кишиневских музыкантов того времени. Гога – это такой барабанщик, равных которому трудно было найти во всем Советском Союзе. А Саша Казаку – виртуоз гитарных струн!
Послесловие
В 60-70-ые годы Павел Слободкин придерживался позиции, что моментом образования ВИА «Весёлые ребята» следует считать создание полноценной концертной программы и начало гастрольной работы. В биографии «Весёлых ребят» это произошло в 1968 году.
Со временем Павел Слободкин пересмотрел свои взгляды, и стал вести отсчёт появления ВИА «Весёлые ребята», начиная от даты Приказа Москонцерта о создании коллектива в 1966 году.
В итоге имеем, что Приказы о создании ВИА «Поющие гитары» и ВИА «Весёлые ребята» были изданы в декабре 1966 года, а ВИА «Норок» - в 1969 году.
Гастрольную деятельность ВИА «Поющие гитары» начали в декабре 1966 года, «Весёлые ребята» - в 1968 году, «Норок» - в 1969 году.