Памяти Фурцевой Е.А.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru








«С ПЕСНЕЙ по жизни».

(газета "Советская культура" 11.2. 1977)


Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей - 19 февраля, 1 пр., 21.30.

В очередной, пятой программе конкурса, телезрители встретяться с молодыми певцами Ю. Праздничных, Л. Москвитиной, Е. Головиным, Л. Артеменно, С. Павлиновым, Л. Белогородской, вокальной группой ансамбля «Красные маки» трио бандуристок украинского телевидения и радио, вокальным дуэтом сестры Зайцевы. В передаче принимает участие Алла Пугачева.

«С ПЕСНЕЙ по жизни».

(газета "Советская культура" 1.4. 1977)

Всесоюзный телевизионный Конкурс молодых исполнителей 8 апреля, 1 пр., 21.30.

Слово ведущей передачи Т. Коршиловой:

- Позади шесть конкурсных программ, в которых телезрителям было представлено 54 выступления. Лучшие исполнители выступят в финале, который состоится в мае. Но среди участников конкурса есть еще одна группа певцов, чьи выступления заслужили лестную телезрительскую оценку, и только разница в несколько голосов (по сравнению с финалистами) лишила их возможности продолжать борьбу. Постоянные зрители нашей программы предложили сделать специальную конкурсную передачу для певцов, которые особенно запомнились, но не попали в финал.

И вот в седьмой, дополнительной программе состоится встреча с этими молодыми исполнителями. Из тринадцати выступающих телезрителям надо выбрать три лучших для финала.

«С ПЕСНЕЙ по жизни».

(газета "Советская культура" 6.5. 1977)

Финал Всесоюзного телевизионного конкурса молодых исполнителей -14 мая, 1 пр -19.45.

В этой передаче вас ждет встреча с шестнадцатью лучшими участниками конкурса.
Каждый на них исполнит на этот раз не одну, а две песни, среди которых будут и новые и уже широкопопулярные.

Каким путем пойдет песня.

(газета "Советская культура" 19.7. 1977)

Просмотрели мы заключительный концерт конкурса «C песней по жизни». Результаты его оказались для нас совершенно неожиданными. Не все песни и исполнители, завоевашие призовые места, показались нам действительно самыми лучшими. Но дело даже не в этом. Когда смотришь некоторые передачи, слушаешь иных исполнителей, начинает тревожить вопрос: по кому пути пойдат песня-по западному или по нашему, советскому, русскому? Это не просто споры об искусстве. Это нечто большее.

Судя по решению жюри, в этой борьбе мы без боя сдаем позиции в пользу прозападной манеры исполнения, мало заботимся о том, чтобы сохранить корни, связывающие культуру с нашей землей, с нашим народом, нашими традициями. Проследите, пожалуйста, манеру исполнения некоторых певцов: они кричат (подчеркиваем, не поют, а кричат). Вместо пения слышишь оглушающе «а-а-а-а» и оболванивающев «па-па-па...» Слова песен не разберешь, содержание их непонятно.

Конкурс назывался «С песней по жизни». Хочется сказать членам жюри, что по жизни мы, наши друзья, наши товарищи по работе шагаем с песнями И. Дунаевского и А. Пахмутовой, с песнями, исполненными в нашей национальной патриотической манере Л. Зыкиной, Ю. Гуляевым, Л. Лещенко, И. Кобзоном, В. Трошиным, Г. Каменным, Л. Серебренниковым и другими.

И еще одно. Думается, все мы вправе ожидать, что жюри, вынося свои решения, будет как-то мотивировать их, попытается объяснить зрителям, почему предпочтение отдается именно одному произведению, одному исполнителю, а не другому. Может быть,такая практика поможет сблизить точки зрения жюри и миллионов любителей пения, которые внимательно следят за конкурсом.

КУРЕПИНЫ.
пос. «Комсомольский», Чаунский район, Магаданская область.

ПЕСНЯ: СЛУШАТЕЛИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ.

(газета "Советская культура" 16.9. 1977)

«Каким путем пойдет песня!» под таким заголовком в № 53 «Советской культуры» было напечатано письмо семьи Курепиных из Магаданской области финальной передаче «С песней по жизни». Оно вызвало немало читательских откликов, порой очень разноречивых.

В ЧЕМ ПРИЧИНА СПОРА!

Авторы писем люди разных профессий, разделенные тысячекилометровыми расстояниями и возрастом, каждый по-своему оценили и саму телепередачу, и выступление газеты.

Так, школьница из Саратовской области И. Кондрашова считает, что певцы, ставшие лауреатами телевизионного конкурса, исполняли произведения как раз в той самой «национальной патриотической манере», за которую так ратуют авторы газетной заметки. Читатель М. Пономарев из Загорска, напротив, убежден, что «легкомысленные песенки дешевого спроса громче и чаще других «кричат» на радио и телевидении» и что крайне низка еще требовательность к содержанию и литературному уровню текста многих песен. Спорит с авторами публинации московский библиотекарь Н. Кармишина. «Если Курепиным не понравились, пишет она, -победители конкурса, то это еще не означет, что они плохо пели. Возможно, что Курепины просто не понимают оригинальности исполнения певцов...» В то же время, разделяя их мнение, читатель А. Пастушенко (с. Анютино Винницкой области) удивляется тому, как «могло жюри (люди с музыкальным образованием) вместо того, чтобы снижать оценки за пренебрежение к нашей песне, выделять певцов в категорию лучших исполнителей». Одним словом голоса читателей «за» и «против» в редакционной почте разделились почти поровну. Но телепередача и читательское письмо, опубликованное в газете, оказались всего лишь поводом для того, чтобы поставить вопрос шире, обменяться мнениями о судьбе современной песни, о состоянии нашего «песенного хозяйства».

Суждения на этот счет тоже различны, их замыкают две полярные точки. Минчанка Р. Емельянова грустью сообщает, например, что «давно перестала посещать эстрадные концерты, потому что манера исполнения певцов -крик, микрофон- не доставляют удовольствия, радости».

Артист Москонцерта Ю. Романычев между тем убежден, что каким бы непривычным ни казался музыкальный язык современных песен: «они совершенны, потому что написаны с учетом всех требований современного эстрадного стиля. Равно как и исполнены». И весьма сожалеет, что авторы газетной заметки и их единомышленники не желают, как ему кажется, «слушать внимательно звучащую вокруг музыку сегодняшнего дня».

Итак, в который раз разговор о микрофонном пении, о современной манере исполнения.Что это -«крик моды», «шуба», взятая напрокат с чужого, западного плеча? Или все-таки неизбежная «дань времени»?

Можно много спорить на этот счет. Но факт остается фактом: в школе, где учился мой сын (и в школах ваших детей, не сомневаюсь), на вечерах под радиолу и магнитофон никто теперь не танцует- всякий раз томительно ожидают у подъезда вечно запаздывающий (масса вызовов!) эстрадный ансамбль из Москонцерта. Потом усердно помогают устанавливать электроаппаратуру, и вот уже ревущее, грохочущее отбрасывает в далекое небытие «я помню вальса звук прелестный», не говоря уж о чудном мгновении, которое когда-то (впрочем, не так уж давно) рождалось вместе с летящими, воздушными звуками танцевального вечера. Наши дети -увы!- этого не знают. И оправдание ли тому, что они дети последней трети ХХ века?

ПРИВЫЧКА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ

В солидное учреждение (тому сама свидетель) приехал известный, очень популярный эстрадный певец. И снова блестящая, шикарная радиоаппаратура и неистово усиленный динамиками шепот -словно все происходило не в маленьком просмотровом зале, а в гигантском Дворце спорта - давит на барабанные перепонки, вызывая почти физическое раздражение.

Как всерьез принять оправдание микрофонного пения: «берегут голос». Но разве он не нужен оперным певцам? И если продолжить рассуждения чего доброго, придет кому-нибудь на ум пускать спектакли в оперных театрах под однажды записанную фонограмму, чтобы «сберечь» серебряные связки певцов.

Можно, конечно, и в нынешних звучаниях электроинструментов увидеть этакий «звуковой допинг», который требуется человеку, привыкшему к тому, что в львиных дозах наваливаются на него информация, городские шумы, звуковые и зрительные раздражители. Но не консерватизм наших привычек и привязанностей причина неприятия подобной музыки. Она в другом. Мы по-человечески протестуем против того,что нас лишают естественности звучаний, красок и предлагают «увидеть» и услышать мир одномерным.

В огромном музыкальном океане приходится лавировать современному слушателю! Как не натолкнуться на «подводные рифы», не принять за красивый мираж песенный суррогат? Здесь нужен точный компас, верный ориентир. Нужны хорошие песни. Но также нужно и умение их распознавать. «Эфир заполнен песнями. Хорошими, средними, плохими пишет ткачиха из Вильнюса Анна Когарко,-исполняют их их одинаково. Появляются вокальные циклы, песни-монологи, песни-баллады, размышления, исповеди. Они требуют культуры как исполнителя, так и слушателя».

О культуре исполнителя и о культуре слушателей очень часто говорится в читательских письмах. И когда сетуют на иного исполнителя, позволяющего себе выйти на публику (включая и телеэкран) в небрежном виде. И когда отмечают беспомощное пританцовывание в такт музыке, которым (ох, как часто!) сопровождается исполнение песни (об этом, в частности, написали в редакцию рабочий Ю. Герасименко из Краснодара и шофер П. Писков). Потому что культура исполнителя -а она определяется и тем, что и как он поет, и даже тем, как одет и как держится на эстраде- формирует в конечном счете вкус и культуру слушателя. А та в свою очередь сказывается и на сроке жизни самой песни. Конечно, справедливо считается, что короток век у песни плохой, хорошей- жить да жить в музыкальной памяти народа. Но ведь нередко и слушательский спрос (а он может быть высоким и не очень требовательным) определяет популярность того или иного песенного сочинения. Все эти соображения не новы. Но вот что характерно, они опять родились у читателей после просмотра одной и той же телепередачи, которая усадила у экрана разом и сторонников, и противников.

...ПЛЮС ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

И не случайно, ибо какой концертный зал или концертная организация обладает такими миллионными «тиражами», и способностью «поколдовать» над материалом, поговорить со слушателями, идя от простого к сложному? Только телевидению это под силу.

Все читатели единодушно отмечают, что телевизионный конкурс «С песней по жизни», длившийся полгода, дал представление о положении на эстрадной ниве, познакомил со многими неизвестными широкому зрителю молодыми именами. И огромная признательность телевидению за это.

Но вместе с тем... В ряде случаев телезрители и жюри разошлись в своих мнениях. Досадное, но допустимое обстоятельство. А истоки этих расхождений? В передачах «С песней по жизни» не был ясен принцип отбора и оценки: что, скажем, выделяет одних исполнителей, чего не хватает другим? А без этого пропадает весь смысл подобных музыкальных телеконкурсов, ибо за кадром остается приобретение широкой публикой определенных знаний и навыков, воспитание художественного вкуса, возможность сопоставить свою точку зрения с мнением авторитетных в этой области людей.

Надо сказать, что пока телевидению больше удаются на экране парады песен и исполнителей. Эффектные, броские галла-концерты. Но и в проведении их нельзя не заметить явного перебора увлечения внешней стороной показа. «Вертящиеся» задники, световые и спецэффекты, «вихри» и «карусели», наезды, двойные и тройные экспозиции (всего этого было предостаточно и в передачах «С песней по жизни») создают порой впечатление, будто телеоператоры и режиссер за пультом просто не в силах устоять перед соблазном поиграть всем, на что способна сегодня техника.

Особый разговор о музыкальном оформлении... музыкальных передач. Почти все выступления участников телеконкурса шли в сопровождения эстрадного оркестра и женской вокальной группы. Это придавало удивительное однообразие исполнителям, мешало заметить индивидуальность красок. Быть может, счастливое исключение - вокальный дуэт из Москвы Галины Бесединой и Сергея Тараненко, аккомпанировавших себе на гитаре и фортепиано в песне из телефильма «Ирония судьбы». Их выступление заметно отличалось от остальных -в этой кажущейся простоте и легкости было так много высокого профессионализма, что, право же, сам собой напрашивался разговор о песнях-монологах или диалогах, требующих отнюдь не безголосого пения под тренькающую гитару...

«Многомиллионную армию телезрителей интересует, мнение и квалифицированных зрителей, и специалистов, - написали в редакцию супруги Сорокиные по поводу передач "С песней по жизни» и «Песня-77».

Добавим, что в жюри телеконкурса принимали участие ведущие композиторы и популярные эстрадные певцы. Но не слишком ли расточительно «расходовались» эти творческие силы - всего лишь на объявление итоговых результатов и вручение призов?

Дело, как говорится, прошлое, но на телеконкурсе «С песней по жизни» преобладала лирика.
Неточными и неполными в таком случае предстают картина нашего музыкального быта и ответ на вопрос, с какой песней шагаем по жизни.

А. КУРЖИЯМСКАЯ.

«С ПЕСНЕЙ по жизни».

(газета "Советская культура" 16.12. 1977)

Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей - 23 декабря, 1 пр. 22.30.

Это вторая передача очередного конкурса, в котором принимают участие, молодые певцы из разных республик и городов страны. В соответствии с новыми условиями конкурса каждый участник исполняет по песне в первом и втором отделениях концерта.
А выбрать два лучших выступления на семи снова предстоит телезрителям.