Эстрадные конкурсы Страны Советов .

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Эстрадные конкурсы Страны Советов

февраль 2019
8

1967.

Е.А.Фурцева

7 января в газете "Советская культура" появилась заметка "Благодарность министра", где в говорилось о двух конкурсах, прошедших в прошлом году и, в частности, сообщалось:
"Отмечая успешную организацию и проведение Всесоюзного конкурса и Международного фестиваля, министр культуры СССР Е.А.Фурцева объявила благодарность лауреатам и дипломантам Всесоюзного конкурса за хорошую подготовку к нему и за высокое исполнительское мастерство.
За большую работу, проделанную в период конкурса и фестиваля, объявлена благодарность членам жюри.
Объявлена благодарность также же руководству и администрации Московского театра эстрады и коллективу эстрадно-симфонический оркестра Всесоюзного радио и его художественному руководителю Ю.Силантьеву."

1. Джаз-фестиваль "Таллин-67".

11 мая газета "Советская культура" информировала читателей, что с 11 по 14 мая в Таллине во Дворце спорта "Калев" пройдет четырнадцатый фестиваль джазовых коллективов, организованного таллинским горисполкомом, Министерством культуры ЭССР, Таллинским горкомом комсомола Союзом композиторов Эстонии.

Среди участников фестиваля значатся такие коллективы: бакинский квартет пианиста Рафика Бабаева, трио из Тбилиси под управлением Вагифа Мустафа-заде, трио Вячеслава Ганелина из Вильнюса, латвийский армейский квартет "Звездочка", а так же эстонские коллективы и коллективы из других республик СССР.

2. Первый Московский областной фестиваль молодежных эстрадных и джазовых коллективов.

В начале июля был подведен итог Первого Московского областного фестиваля молодежных эстрадных и джазовых коллективов, организованного обкомом ВЛКСМ, управлением культуры Мособлисполкома и московским отделением Союза композиторов РСФСР.
Леонид Осипович Утёсов

Жюри под председательством Л.Утесова определило лауреатов.
Ими стали: эстрадный оркестр п/у Ю.Завражина, диксиленд В.Неченкова (Люберецкий городской дворец культуры) и квартет В.Кузнецова (Пушкинский зверосовхоз).
Диплом фестиваля получил квинтет Н.Королева (джаз-клуб г.Пушкино).

Как видно из награжденных, в фестивале участвовали и любительские коллективы. При этом никакие бит-группы или ВИА даже не упоминаются. Хотя сегодня мы знаем, что в 1967 году бит-группы уже существовали в Москве в стенах высших учебных заведений, где училось множество иностранных студентов. Через них ( в том числе) это явление проникало в молодежную среду и формировало кадры будущих профессиональных ВИА. Таким образом, распространение моды на бит-группы (самодеятельные ВИА) происходило из больших городов в области и провинцию. Видимо, к 1967 году в Московской области не было сколько-нибудь известных коллективов подобного рода. Это было время тотального доминирования на эстраде джазовых составов.

3. Первый Международный фестиваль молодежной песни.

14 сентября газета "Советская культура" анонсировала проведение в Сочи с 29 сентября по 4 октября Международного фестиваля молодежной песни, в котором примут участие молодые певцы из социалистических стран.
Организатор фестиваля ЦК ВЛКСМ и посвящен он 50-летию Великого Октября.
По условиям фестиваля в нем принимают участие авторы песен (композитор и поэт), созданных за последний год или написанных специально к фестивалю и отобранных на фестиваль, а так же по два исполнителя (певец и певица) от каждой страны.
При этом в перечне участников, который приводит газета, от СССР значится только Мария Кодряну. Вероятно, второй участник к этому моменту еще не был определен.
Каждый из певцов должен исполнить по 4 песни: 2 песни своей страны, одну советскую и одну по выбору.
лучшие песни и исполнители награждаются ценными призами ЦК ВЛКСМ. Учреждены так же специальные призы: Министерства культуры СССР- за лучшее исполнение советской песни, Союза композиторов СССР- за лучшее исполнение песен И.Дунаевского, газеты "Комсомольская правда"- за лучшую песню социалистических стран, журнала "Смена"-лучшему поэту-песеннику, журнала "Ровесник"- самому молодому композитору, журнала "Сельская молодежь"- за лучшую песню о Родине, горкома комсомола Сочи- самому молодому исполнителю. Специальные призы учредили так же радиостанция "Юность" и молодежная редакция ТВ.

23 сентября газета "Советская культура" продолжила информировать о подготовке Международного фестиваля молодежной песни. В частности сообщила о прошедшей 22 сентября в гостинице "Юность" пресс-конференции для московских журналистов, где им были представлены участники фестиваля. Это вокалисты из Болгарии, Монголии, Венгрии, ГДР, Кубы, Румынии, Польши и Чехословакии. Самому старшему 25 лет, а самому молодому -17.
Советский Союз представят два исполнителя из Ленинграда- Мария Кодряну и Анатолий Королёв.
Газета "Советская культура" учредила специальный приз "За лучшую вокально-художественную культуру исполнения".

30 сентября газета "Советская культура" сообщила об открытии фестиваля. Уже определились первые лауреаты. Приз Сочинского горкома комсомола получит самая молодая исполнительница -семнадцатилетняя певица из Венгрии Клементина Магай.
Участники конкурса в Сочи:
член жюри Гелена Великанова (СССР), польская солистка Хелена Майданец, советский певец Мурат Садыков, композитор Александра Пахмутова, композитор Александр Холминов, кубинские певцы Мария Барриос и Луис Пачеко.
Фото Чохонелидзе И., Созинов В.

В прошлом сообщении о фестивале говорилось, что самому старшему участнику 25 лет. В этом уже возрастная граница исполнителей расширилась до 28.
Председатель жюри фестиваля- композитор А.Холминов, а все исполнители будут выступать в сопровождении эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения под руководством Ю.Силантьева.

3 октября газета "Советская культура" поместила репортаж с Международного фестиваля молодежной песни, который по системе Интервидение, между прочим, транслировался на многие европейские страны. В ней сообщалось о закончившемся в рамках этого фестиваля конкурсе на лучшую песню. Третье место получила песня "Любимая земля" румынского композитора Джорджи Григориу в сиполнении Дойны Бади. Второе место заняла болгарская "Песня о неподписавшемся человеке" (Б.Карадличев-С.Ролин) в исполнении Бисера Кирова. А победителем конкурса стала песня "Нежность" (А.Пахмутова-С.Гребенников, Н.Добронравов) в исполнении Марии Кодряну.
Много позже Кодряну расскажет некоторые подробности этого события:

-Получив там за исполнение песни "Нежность" диплом, и став лауреатом, я была на седьмом небе от счастья. В последний день конкурса, по традиции, должен был состояться гала-концерт лауреатов. В прекрасном настроении я пришла в театр готовиться к выступлению и вдруг новость, прозвучавшая для меня как гром среди ясного неба - я узнаю, что "Нежность" в концерте будет петь М. Кристалинская, а меня выпустят с песней "Вечер вальса". Почему так? Можно лишь догадываться, перед артистами ведь тогда было не принято отчитываться. Знаю, правда, что Кристалинская была весьма дружна с Пахмутовой и наверное, все случилось не без помощи Александры Николаевны. Но боже, у меня ведь отобрали песню, с которой я стала лауреатом! Кому как не мне и петь её в гала-концерте? Это была жестокая, незаслуженная пощечина...
Это решение возмутило многих, да и зрители ждали меня, победительницу, а не Кристалинскую, хотя она и была первой исполнительницей этой песни. Зрители ждали меня и после "Вечера вальса" был шквал аплодисментов. Пришлось спеть "Вечер вальса" на бис. И опять зал не унимается - они же ждут "Нежность"! Но снова, уже в третий раз, дирижёр Ю. Силантьев заводит "Вечер вальса". Зал недоумевает, неистовствует, раздаются крики "Нежность!". Шум, гам, непорядок и всё это - прямая трансляция на весь СССР. Ведущий А. Масляков кричит Ю. Силантьеву: "Играйте "Нежность"! А тот в ответ: "Да мы ж её ноты не взяли, у нас в тональности Кристалинской!". Масляков кричит мне: "Будешь петь в тональности Кристалинской?". Я, помню, ответила: "Мне всё равно". Весь разговор попал во включённые микрофоны и звучал на весь СССР.
А в зале разгорелись страсти. С первого ряда лицом к залу поднялся любимый всеми актёр и певец Марк Бернес. Он стал дирижировать залом, который сотнями голосов стал повторять за ним "Неж-ность, неж-ность, неж-ность!". Делать нечего и пунцовый Ю. Силантьев взмахнул палкой. Оркестр, естественно, заиграл в тональности ниже моей на кварту и пришлось мне петь "Нежность" почти "басом", но я справилась. Овации зрителей, их улыбки и добрые глаза в зале осушили мои слёзы и я снова была счастлива..."

1967 г., Сочи.
Мария Кодряну, Марк Бернес и Александра Пахмутова.

5 октября газета "Советская культура" напечатала статью "Познакомьтесь с лауреатами" , в которой назвала лауреатов Международного фестиваля молодежной песни.
Среди женщин первое место заняла Богдана Карадочева (Болгария), на втором Хелена Майданец (Польша), на третьем Дойна Бадя (Румыния).
Среди мужчин победителем стал солист ансамбля "Дружба" Анатолий Королев (СССР), второе место у Герхарда Неефа (ГДР), третье у Бисера Кирова (Болгария).

Однако на этом публикация материалов о фестивале не закончилась. Спустя 5 дней газета "Советская культура" напечатала заметку "Заключительный аккорд фестиваля":
Какой должна быть современная, молодежная песня? Какой манеры исполнения ждут слушатели от современных молодежных певцов? Что волнует в песне юношей и девушек наших дней? Вот далеко не полный круг вопросов, какие поднимались на дискуссии за круглым столом, завершившей Международный фестиваль молодежной песни в Сочи.
В рамках этой дискуссии было принято решение выпустить грампластинку с записями всех песен фестиваля.
В итоге "Мелодия" выпустила две пластинки с фестивальными записями: Д-021157-58 и Д -021159-60.



В №24 (декабрь) 1967 года журнал "Смена" поместил обзорную статью о конкурсе "Пять пословиц о песне".

4. Второй Международный конкурс-фестиваль современной эстрадной песни "Дружба".

16 сентября газета "Советская культура" сообщила, что сегодня в Москве открылся второй Международный конкурс-фестиваль современной эстрадной песни "Дружба".
Организаторы фестиваля- Министерство культуры СССР, Министерство культуры и искусств Польши, Министерство культуры ГДР, Министерство информации и культуры ЧССР, Министерство культуры и просвещения Венгрии, Комитет по культуре и искусству Болгарии, редакции газет "Советская Россия" (СССР), "Жице Варшавы" (ПНР), "Берлинер цайтунг" (ГДР), "Правда" (ЧССР), "Народна култура" (НРБ), журнал "Орсаг вилаг" (ВНР) и др.
В концертах примут участие по два исполнителя (певец и певица) от каждой страны. Каждый должен исполнить по 2 песни: одну той страны, где проходит фестиваль и одну песню своей страны.
В фестивале от СССР принимают участие Венера Майсурадзе и Владимир Макаров.

5. Конкурс на лучшую советскую песню.

21 сентября газета "Советская культура" обьявила итоги конкурса на лучшую советскую песню, посвященном 50-летию Октября, объявленном Ленинградским отделение Союза композиторов РСФСР, обкомом комсомола, Ленгорисполкомом.

Жюри под председательством В. Соловьева-Седого решило первую премию не присуждать. Второй премией отмечена песня "Зависть" (А.Колкер-К.Рыжов).
Специальных премий удостоены: за лучшую песню о революционных традициях- песня "Про нашу славу" (Ю.Зарицкий), за лучшую песню о молодежи- песня "Человеку всё надо (А. Чернов), за лучшую песню о Ленинграде- песне "Свидание с Ленинградом" (Я.Дубравин).

6. Фестиваль исполнителей советской песни.

28 декабря в газета "Советская культура" напечатала материал под заголовком "Турнир во славу песни" к итогам фестиваля исполнителей советской песни, который прошел в Москве в театре Эстрады.
Фестиваль привлек для участия исполнителей из России, Эстонии, Украины, Грузии, Белоруссии и Армении. Тон фестивалю задавали Виктор Вуячич и Анатолий Королев.
К сожалению, многие заявленные участники не приехали, и это снизило интерес публики к этому мероприятию. Кроме того, не был соблюден и принцип отбора исполнителей. Так из Минска приехали академические певцы, которые в рамки эстрадного мероприятия не вписывались.
В заключении статьи было написано? что фестиваль должен стать доброй традицией нашей эстрады- традицией, которая будет умножать славу советской песни.
1968