Как Юлий Гусман налаживал контакт с внеземной цивилизацией.
октябрь 2023
22
В журнале "Огонёк" № 35. 03.09.2012 опубликован рассказ Юлия Гусмана об том, как он организовывал в 1982 году первый телемост Москва-Калифорния.
Сами по себе подобные рассказы читать интересно, но вот принимать всё, о чем там говорится, за чистую монету не стоит. Во многом потому, что авторы не зная достоверно многих аспектов происходивших тогда событий, фантазируют и излагают их так, как им КАЖЕТСЯ, они должны происходить. В реальности же, многие события происходили совсем по- другому. Более того, так как их излагают рассказчики, эти события зачастую даже и не могли произойти.
К примеру, Юлий Гусман рассказывает, как принимали его фильм "Не бойся, я с тобой" в 1981 году на ТВ. Второй Худсовет фильм раскритиковал и не принял. Куратор фильма обьяснил обиженному режиссеру причины:
-Ты разве не знаешь? Боря Хесин был в ЦК партии и ему под расписку дали закрытое постановление ЦК КПСС и КГБ СССР о запрете карате. Поскольку в фильме есть карате, но сказать этого они не могут, они говорят:
-Фильм низкого художественного качества".
Хессин Б.М.
Борис Михайлович Хессин был директором Творческого Объединения "Экран", одного из подразделений ГосТелеРадио СССР, которое занималось производством телевизионных фильмов. Он даже не был замом Преседателя ГТР. За глаза его называли Красный карандаш, потому что именно им он вносил все правки в материалы к будущим фильмам.
Как его могли вызывать в ЦК КПСС, чтобы дать ЗАКРЫТОЕ постановление ЦК КПСС и КГБ СССР о запрете карате?
Во-первых: закрытые постановления ЦК КПСС предоставлялись ТОЛЬКО руководителям уровня Министра.
Это, как если бы сейчас министр промышленности Российской Федерации Денис Мантуров вызвал бы к себе начальника цеха "Уралвагонзавода" и дал ему под роспись закрытое постановление Правительства РФ.
То есть, в нашем случае, если бы такое постановление существовало в реальности, то его показали бы ТОЛЬКО Председателю ГТР Лапину С.Г.
Во-вторых: совместных постановлений ЦК КПСС и КГБ СССР никогда не было и быть не могло, поскольку КГБ -орган исполнительный, а не законодательный.
Во-третьих: с закрытыми постановлениями знакомили ТОЛЬКО тех руководителей, которых это постановление касалось.
То есть, в нашем случае, если бы такое постановление существовало в реальности, то его показали бы ТОЛЬКО Председателю Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР Павлову, потому что именно он отвечал за существование этого вида спорта в СССР.
Ни Лапин, а тем более ни Хесин секции карате не организовывали и никакого касательства к этому делу не имели.
Во-четвертых: закрытого постановление ЦК КПСС и КГБ СССР о запрете карате не существовало в реальности.
В СССР каратэ практиковалась с конца 60-х. 1978 году была создана Федерацию каратэ СССР.
В феврале 1981 года в Ташкенте прошёл 1-ый Чемпионат СССР по каратэ. В марте 1982 года в Таллине проходит 2-ой Чемпионат СССР по каратэ. Через год, в мае 1983, — 3-ий Чемпионат СССР по каратэ.
И только 17 мая 1984 года — Спорткомитет СССР издаёт приказ № 404 «О запрещении обучения каратэ в спортивных обществах». Заметьте не ЦК КПСС вместе с КГБ СССР, а Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР (Спорткомитет СССР) в ведении которого и существовала каратэ. С этого момента карате стала не видом спорта, а элементом боевой подготовки специальных ведомств.
Я сам в начале 80-х занимался в секции карате и довольно не плохо помню все обстоятельства этих событий на бытовом уровне.
Вернемся к рассказу Гусмана.
Чтобы он не говорил, но в 1981-82 годах никакого запрета на каратэ не было. Да это прямо вытекает из его дальнейшего рассказа.
Итак, Худсовет его фильм не принял. Тогда Гусман обратился в главную редакцию кинопрограмм ГТР к Севрук Нине Александровне: -... решительно настроенный вхожу в кабинет и вижу очаровательную женщину лет пятидесяти. Улыбаясь, она говорит: "Садитесь, пожалуйста". Я сажусь. "Как мне нравится ваша картина",— продолжает она. Я понимаю, что это наживка и дальше последует: "Но, к сожалению, вас придется арестовать".
Я говорю: "А карате?" Она удивляется: "Какое карате? Нет никакого карате. Вы же сами сказали в интервью, что это — национальная борьба гюлеш. Мы переозвучим одну фразу. Вместо слов: "Я тебя убью" — напишем: "Я тебя не люблю"".
И вот благодаря таким нехитрым манипуляциям, редактор ТВ Севрук Нина Александровна, наплевав на решение Худсовета и "закрытое постановление ЦК КПСС и КГБ СССР о запрете карате" выпускает фильм на всесоюзный экран.
Какой нормальный советский человек может в это поверить?
И не могла редактор ТВ своей властью разрешить выход фильма на экран. Его, после внесения даже небольших изменений, надо опять представить на Худсовет, в котором ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть и Хессин, который наряду с режиссером был в первую очередь заинтересован в том, чтобы фильм, сделанный в его объединении, вышел на экран. А после Худсовета еще фильм должен быть показан руководству ГТР. И только оно могло дать разрешение на выход фильма на экран.
О том, как это происходило есть рассказ в книге Эльдара Рязанова "Неподведенные итоги": -Нам дали разрешение — печатать копию на одну пленку. После этого оставалась последняя инстанция — просмотр фильма Мамедовым, первым грозным замом Лапина. Сам министр, как правило, не смотрел развлекательные передачи и фильмы. Он держал руку на пульсе высокой политики — трансляции правительственных мероприятий...
В начале декабря мы ... прибыли в просмотровый зал Гостелерадио. Вскоре в зал вошел Мамедов...
После того как картина кончилась, Мамедов буркнул что-то невнятное, причем не в переносном смысле, а в прямом, — что мы предпочли трактовать как одобрение. При этом присутствовал Хессин и сразу же, как опытный царедворец, поволок меня одного к Лапину — сообщить о том, что фильм готов и принят.
Меня, усталого, опустошенного, ввели в кабинет министра, и я должен был там что-то изображать. Хессин в беседе ввернул шефу, что картина «О бедном гусаре...» закончена.
— Мамедов смотрел? — поинтересовался Лапин. Я утвердительно кивнул.
— Мамедов смотрел? — еще раз спросил Лапин у Хессина, и я понял, что он мнению Мамедова придавал большое значение.
Суммируя всё вышеизложенное.
Решающую роль в принятии положительного решения по фильму Гусмана сыграли Хессин и Лапин. А если бы хоть один из них в 1981 году получил под расписку "закрытое постановление ЦК КПСС и КГБ СССР о запрете карате", то фильм никогда бы не вышел на экраны.
А теперь, собственно, перейдем к обсуждению самого "телемоста".
Вот как Гусман излагает причины своего появления в этом деле:
-Я сидел в главной редакции кинопрограмм Центрального телевидения, когда в кабинет ее руководителя, Нины Александровны Севрук, вошел человек, немного старше меня, невысокого роста, со шкиперской бородой. Это был Иосиф Гольдин...
И вот он входит в кабинет и протягивает Севрук письмо. Она читает и меняется в лице. Анатолий Добрынин, посол Советского Союза в Америке, передал председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину письмо с просьбой помочь в организации космического телемоста. Был конец недели, Лапин на углу страницы написал резолюцию для своих подчиненных: "Обеспечить технику и содержание" — и уехал на дачу. Севрук была одной из тех, кому высокое начальство адресовало резолюцию. Она понимает, что надо организовать первый советско-американский телемост в условиях, когда никто представления не имеет, как его делать.
Из этого отрывка прямо вытекает, что на ТВ НИКТО, подчеркиваю это, не знал, как провести телемост. При этом Гусман в статье не поясняет как же за 2 дня удалось решить эту проблему в техническом плане. То есть, 3 сентября еще никто не знал, как делать телемост, а уже 5 сентября все научились.
На полном серьезе Гусман пишет далее:
-Первый телемост был техническим прорывом...
Это были первые эксперименты, первые опыты связи: мы видим их, они — нас, и мы понимаем, что мы все — люди.
Ну что ж, давайте разберем этот технический прорыв свершившийся в сентябре 1982 года. А для этого глянем на некоторые вехи развития советского ТВ до 1982 года.
02.11.1967
Центральное телевидение начало регулярно передавать программы для сети приемных станций системы «Орбита» через искусственные спутники связи «Молния-1». Благодаря этому 20 миллионов телезрителей районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии получили возможность смотреть передачи из Москвы.
14.01.1969
Центральное телевидение впервые транслировало с космодрома Байконур запуск кораблей «Союз-4» и «Союз-5» с космонавтами В. Шаталовым, Б. Волыновым, Е. Хруновым и А. Елисеевым на борту. Телезрители стали свидетелями подготовки ракет к запуску, могли видеть из космоса стыковку кораблей, переход космонавтов из одного корабля в другой.
15.07.1975
По телевидению был показан старт советского космического корабля «Союз-19», осуществившего стыковку с американским кораблем «Аполлон». Весь мир с помощью телевидения следил за выполнением программы совместного советско-американского полета.
20.12.1977
Телезрители в специальных выпусках и в программе «Время» увидели цветную картину Земли, полученную с борта орбитальной станции «Салют-6», услышали комментарий летчика-космонавта СССР А.А. Леонова о конструкции нового скафандра и бортовой репортаж летчика-космонавта СССР Г.М. Гречко о работе в открытом космосе.
В книге "История космического телевидения в воспоминаниях ветеранов" читаем:
-... в 1979 году заработал двойной космический мост "Земля-борт-Земля". В космосе тогда находились Ляхов и Рюмин, и их первыми словами, когда они увидели на экранах своих мониторов родственников и друзей, были:
-Как вам это удалось!
Новая космическая телевизионная система родилась в нашем институте, а одним из её создателей стал Виктор Алексеевич Панченко...
Во второй половине 70-х годов к спутнику «Молния» прибавились спутники «Радуга», «Экран» и «Горизонт», существенно увеличившие возможность космической телевизионной трансляции. Возникла система «Интерспутник», охватывающая не только СССР и страны Восточной Европы, но и Кубу, Вьетнам, Монголию, ряд развивающихся стран.
Техническая возможность подключения советской спутниковой системы «Орбита» к системе международной космической телевизионной связи «Интелсат» позволяла посылать московские программы через Атлантику, Тихий и Индийский океаны, как это происходило, например, при передаче репортажей с игр московской Олимпиады в 1980 году, которые ежедневно смотрели свыше полутора миллиарда телезрителей во всем мире.
К Олимпиаде-80 в Москве, в Останкине был построен Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК), вошедший составной частью в Телевизионный технический центр. В ОТРК имеется 22 телевизионных и 70 радиостудий, крупное кинопроизводство и другие технические службы; кроме того, к нему подключены трансляционные пункты на московских спортивных сооружениях. После ввода в эксплуатацию ОТРК телецентр в Останкине стал самым большим в мире.
Исходя из всего вышеизложенного, можно смело утверждать, что в техническом плане телемост 1982 года не только не стал каким-то прорывом, а был вполне себе рутинной работой для советского ТВ.
Продолжим читать историю Гусмана:
-Нина Александровна оказалась замечательным интеллигентным человеком. Несколько дней я приходил к ней в главную редакцию кинопрограмм и сидел у нее в тот момент, когда вошел Гольдин с письмом Добрынина. Поскольку она прониклась ко мне симпатией и поскольку никакого другого режиссера под рукой в это время не было, она стала водить меня с собой по совещаниям...
Гольдин и я оказались в этой истории только потому, что готовился телемост быстро, импровизационно. Если бы на подготовку отводилось хотя бы две недели, то правильные люди были бы расставлены на правильные места. Как это и произошло позднее.
Что из этого рассказа следует?
Гольдин принес Лапину письмо от советского посла в США с просьбой организовать телемост с Америкой. Было это в пятницу. Лапин дал на это согласие, велел подчиненным всё организовать, а сам уехал на дачу. Через два дня телемост состоялся.
Ни один нормальный советский человек, хоть чуть -чуть знакомый с принципами работы советского ТВ, в это не поверит. И будет абсолютно прав.
С какого перепуга посол в США (работник МИД, не первое лицо) обращается чужое ведомство в ГТР (к первому лицу) с просьбой организовать телетрансляцию через космос в США?
Замечу, что вся комическая связь в СССР находилась в ведении Министерства обороны.
Как письмо посла Добрынина могло согласовать положительный результат трех разных ведомств, каждое из которых, было не указ для остальных?
Ответ-НИКАК!
Однако, похожую историю про Лапина и ТВ я уже неоднократно читал в "перестроечной" прессе. Там суть была такой. В 1975 годку Пугачева победила на фестивале "Золотой Орфей" в Болгарии. Сама Пугачева Лапину активно не нравилась, и он запретил показ по советскому ТВ заключительного дня фестиваля. Но некие оппозиционные Лапину деятели, свившие гнездо внутри ТВ, дождались, когда Лапин уедет в отпуск и дали эту запись во всесоюзный эфир. Вероятно, когда Лапин вернулся из отпуска этих деятелей арестовали и тайно расстреляли, потому что их имена неизвестны до сих пор.
Всё это топорно придуманные байки. Ничего такого в реальности не было.
А теперь посмотрим, как история Гусмана могла бы происходить в реальности.
Американская сторона заранее (за месяцы) обратились в Москву через нашего посла в США Добрынина с идеей телемоста. Добрынин доложил об этом своему министру А.А.Громыко. Тот, будучи членом Политбюро, провентилировал этот вопрос в ЦК КПСС. Получив принципиальное согласие, уже от имени МИДа пишет официальное письмо в ЦК. Там уже оформляется специальное постановление, в котором дается прямое указанием всем участникам будущего мероприятия, обеспечить его реализацию.
Это Постановление получает Лапин, задолго до 5 сентября. И начинает работать над своей частью задачи. Создается техническая группа, которая занимается всем техническим обеспечением будущего телемоста. А наполнить его содержанием поручается главному редактору какой-нибудь из редакций ТВ. В нашем случае главной редакции кинопрограмм ЦТ.
Главный редактор этой редакции Севрук Нина Александровна определяет круг нужных её для этого исполнителей: сценарист, режиссер, редактор и прочие. Все подобранные участники согласовываются с руководством ГТР и оформляются приказом.
Дальше начинается стандартный процесс подготовки любой телепрограммы: пишется и согласовывается сценарий, определяются потребная массовки и реквизит. Потом считают смету расходов и утверждают её у руководством ГТР. Это всё занимает недели.
После этого начинается, собственно, сам творческий процесс- реализация сценария передачи.
Как я понимаю, сценарий написал Гольдин. Работу по нему вел кто-то из режиссеров ТВ и шла она не один день. Когда до эфира оставалось два дня с этим режиссером что-то случилось, и он не смог закончить начатое.
Гольдин И.
И вот Гольдин приходит к Севрук и сообщает ей, что завтра последняя репетиция перед эфиром, а режиссера нет. Надо искать замену.
На счастье Севрук, тут же у неё в кабинете случайно оказался свободный режиссер Ю.Гусман. Его кандидатуру тут же согласовали с кем-то из зампредов и Гусман включился в эту работу на самой последней стадии её реализации. Фактически, проведя всего одну, но самую последнюю (генеральную) репетицию.
Читаем Гусмана:
-Мы должны выходить глубокой ночью, когда в Америке будет ранний вечер. Я прошу собрать публику в студии накануне, чтобы всю ночь с ней репетировать. А что репетировать? Ничего. Только атмосферу. Всю ночь я пел, плясал, шутил с участниками в студии, заражал своей уверенностью и своим настроением.
Вот такой была единственная репетиция Гусмана.
Может быть, он и внес в окончательный вариант программы какие-то незначительные изменения, но ничего существенного, что могло бы серьезно поменять утвержденный сценарий.
Как бы там не было, но придя в этот проект последним, Гусман неожиданно стал чуть ли не единственным его реализатором. Вот что значит вовремя оказаться в нужном месте.
-Почти под утро закончились технические проверки. И вот мы видим на экране чуть замедленное и очень плохого качества изображение машущих нам людей, слышим доносящиеся звуки музыки. И было ощущение невероятного счастья контакта с неземной цивилизацией.
Для справки.
По словам знающих людей телемост 1982 года стал возможен, во многом, благодаря заместителю председателя ГТР по международным вопросам Владимиру Ивановичу Попову, который с 1966 по 1979 год работал заместителем министра культуры СССР. В 1979-1980 первый заместитель председателя Оргкомитета "Олимпиада-80", активно участвовал в подготовке и проведении Олимпийских игр в Москве. С 1980 года работал заместителем, а затем первым заместителем председателя Гостелерадио СССР.