«ЗОЛОТОЙ ОРФЕЙ» (1971).
СОЛНЕЧНЫЙ БЕРЕГ-71
(газета "Советская культура" 12.06.1971)
MЕЖДУНАРОДНЫЙ музыкалыный конкурс «Праздники на Солнечном берегу» проводится седьмой раз. В программе «Праздников» фестиваль болгарской эстрадной песни «Золотой Орфей, музыкальные торжества «Великие симфонисты», дни имени Яворова в Поморье, международный фольклорный фестиваль, концерты художественного слова в Несебре, праздники в Созополе, вечера народного творчества в Мичурине.
«Золотой Орфей», открывший этот большой и представительный международный фестиваль нынешнего года, доставил большую радость всем любителям советского эстрадного вокального искусства. Впервые гран-при, конкурсных исполнителей фигурка Золотого Орфея - получила советскую прописку, этот приз завоевала ленинградская певица Мария Пахоменко.
Оркестр Московской государственной филармонии под управлением народного артиста РСФСР К. Кондрашина открыл традиционную декаду музыкальных торжеств «Великие симфонисты». В программа концерта произведения С. Прокофьева. Перед многочисленными слушателями с большим успехом выступил видный советский пианист лауреат международных конкурсов Е. Могилевский. По единодушному мнению, болгарской печати, симфонический оркестр Мо сковской государственной филармоним еще раз подтвердил, что недаром пользуется репутацнай музыкального коллектива высшего международного класса. В декаде принимают участие известные симфонические коллективы из Польши, Венгрии, Румынии.
Н. ЗВЯГИНА,
Соб. корр. «Советской культуры», СОФИЯ. (По телефону).
СОБЫТИЕ В ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ
(газета "Советская культура" 22.06.1971)
ГЛАВНЫЕ ПРИЗЫ международного фестиваля эстрадной песни «3олотой Орфей» -советским исполнителям Марии Пахоменко и Вольдемару Куслапу. Об этой радостной, серьезной победе наших артистов на одном на популярнейших соревнований эстрадных исполнителей уже сообщали газеты: впервые золотая фигура Орфея и золотая грампластинка фирмы «Балкантон» привезены в Советский Союз.
Успех весьма знаменательный. Как завоеван он? Мы по просили «судейского наблюдателя», члена жюри этого состязания, руководителя Государственного эстрадного оркестра, композитора Константина Орбелина и тех, кто боролся за престиж советского эстрадного исполнительства, - певцов М. Пахоменко и В. Куслапа рассказать о конкурсе, о себе.
Итак, событие в трех измерениях:
Константин Орбелян о фестивале:
- По мнению болгарских коллег, организаторов «Золотого Орфея», по составу участников нынешний конкурс был самым сильным по сравнению с предыдущими годами: здесь выступали известнейшие певцы, имена которых любителя эстрадного искусства прекрасно знают по грампластинками и магнитофонным записям. Так что победа досталась отнюдь не легко. Но с первого же дня фестиваля, с конкурса на лучшую болгарскую песню, наша делегация заявила о себе очень хороoj. Достаточно сказать, что обе песни, напетые советскими артистами («Дон Кихот» Виктора Райчева и «Весна моя» Иосифа Цанкова), завоевали первое место. А ведь всем нам хорошо известно, как во многом успех произведения определяется мастерством его интерпретаторов.
Затем начался турнир певцов, 31 участник вышел в финал. Конкурсная программа предусматривала два произведения - обязательную болгарскую песню и песню страны, которую представлял исполнитель. И сразу же, еще до подведения итогов, до завершения фестиваля, стало ясно, что советскио артисты с честью выдержат труднейший экзамен: выступление Мария Пахоменко и Вольдемара Куслана произвело огромное впечатление на зрителей и жюри (Мария спела «Ненаглядный мой» А. Пахмутовой, в Вольдемар эстонскую песню Арне Ойта «Старая мелодия»). Среди многих других очень ярких, талантливых артистов, представляющих «современный» эстрадный исполинтельский стиль с характе ной для него экспрессивной, форсированной манерой пения в потому похожих друг на друга, так сказать, к «общеевропейским стандартом». Пахоменко и Куслав выгодно отличались трогающей сердце чистотой, благородством, искренностью, задушевностью исполнения. Это отметило жюри, единодушно оценивая успехи представителей нашей страны на конкурсе.
Оценивая очень высоко: ведь главный приз- «Золотой Орфей» -далеко не каждый год находит претендентов. По условиям конкурса он присуждается открытым голосованием набравшему наибольшее количество очков, причем обязательно не менее 2/3 из общего числа голосующих. Мария Пахоменко прошла единогласно. И я услышал от своего коллеги по жюри (из Швейцарии) веское и примечательное обоснование успеха нашей певицы: при теперешнем почти поголовном увлечении «коммерческой музыкой», сказал он, искусство Пахоменко противоядие, необходимое для того, чтобы вернуть песне ее первоначальный смысл и красоту.
Вручение Вольдемару Куслапу золотой пластинки тоже огромная победа: из семи проведенных фестивалей всего в третий раз дается этот гран-при, к тому же в первый раз - чужестранцу.
Да, успех наших певцов был огромным. Их восторженно принимала аудитория- трехтысячный зрительный зал гремел от оваций, когда было объявлено: главные призы - советским артистом. И Пахоменко и Куслаg получила очень много приглашений от телевизионных компаний разных стран мира, от импресарио коyцертных бюро.
Мне кажется, успех этот легко объяснить: задушевная, лирическая, искренняя песня, высокая музыкальная культура, талантливое исполнение было отдано предпочтение перед «общеевропейскими стандартами» современной эстрады. И еще то, что Пахоменко и Куслап прочно опираются в своем пении на народные традиции. Это очень важно.
Читателям интересно, наверное, узнать, как распределилась остальные премии фестиваля: первое место разделили Бен Крамер (Голландия) и Омара Портуондо (Куба): второе -Юсон (остров Аруба) в Борис Годжунов (Болгария); третье Хаиме Море (Испания) и Катя Ковач (Венгрия).
Мария Пахоменко о себе:
- Начинала свою эстрадную карьеру, как и многие мои коллеги, в самодеятельности. Потом вокальный квартет Ленконцерта, а с 1964 года -сольное пение. Сейчас моя официальная «должность» -солистка Большого ленинградского эстрадного оркестра под управленнем Бадхена.
До «Золотого Орфея» у меня была одна победа на международном соревновании «Мидем-69» (в Каннах). Победила рекордным количеством выпущетных грампластинок с моими записями: их было в 1969 году - 2,5 миллиона.
Пою только советские песни. Естественно, больше всего-ленинградских авторов. В репертуаре произведения самых разных стилей, творческих манер и в народном плане, например, песня Валерия Гаврилина, и сугубо современного, «шлягерного» характера. Участвовала во всех пленумах, смотрах, декадах ленинградского искусства. Побывала на всех комсомольских стройках, и «медвежьих углах». У меня есть железное правило ничего но петь «вторым вкраном», никогда не заимствовать чужой репертуар. Куда интереснее быть первооткрывателем!
Вольдемар Куслап о себе:
- Я представитель другого жанра: моя основная профессия - оперная сцена. Но театр «Эстония», солистом которого я являюсь, в некотором роде синтетический: здесь идут и оперы, и оперетты, и мюзиклы. Чаще всего пою в опереттах и мюзиклах. Работаю, в театре с 1964 года: принят был в труппу, еще будучи студентом Таллинской консерватории, окончил ее в 1968 году по классу Виктора Гурьева (кстати, очень часто выступавшего вместе с Георгом Отсом на эстраде). В том же, 1968 году, на Международном фестивале молодежной песни в Сочи завоевал первое место. У себя в республике регулярно участвую в эстрадных конкурсах. И всегда исполнявщиеся мной на этих состязаниях произведения, получали призовые места. Несмотря на то, что сегодня идет разговор о победе в эстрадном жанре, разрешу себе заявить о желании не забывать классику, и в этой области вокального исполнительства завоевывать новые и новые высоты мастерства.
Что ж, пусть к «Золотому Орфею» Марии Пахоменко и к золотой пластинке Вольдемара Куслапа прибавляются еще и еще знаки отличия, отвоеванные в борьбе за первенство советского музыкального искусства.