Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru







А.Пахмутова


Берлинский молодежный

(журнал "Советская музыка" №12 1973.)

Общее настроение праздничного подъема охватило нас всех уже на митинге около Белорусского вокзала в Москве. И затем, пока наш поезд двигался через российские и белорусские земли на Берлин, не было ни одной станции, ни одного самого маленького поселка, где бы нас не встречали советские люди и не напутствовали добрыми словами. Почти везде проходили небольшие «летучие» митинги, после которых были песни, танцы, обмен сувенирами, значками. Огромное впечатление оставил Брест. Подвиг его защитников вновь взволновал всех при виде Брестской крепости.

Мы переехали границу. В Польше на украшенных станциях играли народные оркестры, царило веселье. И вот, наконец, первый город ГДР - Франкфурт-на-Одере. Нас встречало почти все его население. Громадная толпа, заполнившая привокзальную площадь И улицы, теснилась вокруг, было трудно пройти. И опять улыбки, цветы, подарки, со всех сторон слышатся наши песни...

Берлин великолепно подготовился к фестивалю. Повсюду - лозунги, плакаты, флаги, цветы. В город съехалось огромное число туристов, молодежи; на каждом шагу встречались живописные группы немецких юношей и девушек, одетых в традиционные синие куртки - членов «Союза свободной немецкой молодежи».

Фестиваль оставил много ярких чисто музыкальных впечатлений. Было очень приятно слышать во всех концах столицы ГДР советские песни. Их пели и взрослые и дети. Особенно часто звучали «Гимн демократической молодежи» А. Новикова, «Марш энтузиастов» И. Дунаевского, «Марш советской молодежи» С. Туликова, «Пусть всегда будет солнце» А. Островского. Чувствовалось, что мелодии их живут здесь, как свои, родные. Это, на мой взгляд, не только признание талантливости известных советских композиторов, но и свидетельство определенной направленности эстетического воспитания молодежи ГДР. Приведу лишь один пример. Радиостанция «Deutsches Telefunken» каждый год выпускает сборники песен, звучащих в ее передачах. В них достаточно широко представлены и песни Страны Советов.

Наш день в Берлине начинался под бодрые, радостные звуки объединенного детского духового оркестра, в котором играли три-четыре тысячи маленьких музыкантов. Они самоотверженно, буквально круглосуточно работали на фестивале. Однажды, возвращаясь ночью в гостиницу, мы встретили их, сонных, усталых; лишь барабанщик тихонько отбивал ритм какого-то марша. Но настало утро, и оркестр бодро возвестил начало праздника.

Хозяева фестиваля очень серьезно подготовили детскую программу форума молодежи, подтвердив тем самым, что в ГДР и в этом плане заботятся о подрастающем поколении, дают ему возможность проявить себя, проверить свои силы. Была открыта выставка детского рисунка, которая, я верю, у всех посетивших ее оставила неизгладимое впечатление. Союз композиторов ГДР устроил встречу музыкантов, посвященную эстетическому воспитанию детей и юношества. От имени нашей делегации я рассказала о том, какое значение придают этому в нашей стране, о работе Союза композиторов СССР в данной области, о детских хоровых коллективах, о радиопередачах «Ровесник», которые ведет Д. Кабалевский.

В советскую делегацию вошла большая группа артистов. Здесь были Красноярский ансамбль танца народов Сибири, скрипач В. Спиваков, пианист А. Севидов. Наряду с известными эстрадными певцами И. Кобзоном и Э. Хилем, на фестивале пели победители конкурса на лучшее исполнение советской песни, состоявшегося в нынешнем году в Минске. Наше детское искусство представляла хоровая группа Ансамбля песни пляски имени В. Локтева. Помимо выступлений в многочисленных концертах, наряду с представителями других стран, наши артисты дали свой гала-концерт и вечер советской песни при участии Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Ю. Силантьева.

Наши молодые музыканты показали себя и настоящими артистами, и настоящими людьми. Они прекрасно, на высоком художественном уровне демонстрировали свое искусство не только в концертах, но и на многих встречах, в том числе политического характера, - ведь программа оказалась весьма насыщенной.

У советской делегации был свой очень интересный клуб, в котором жизнь не затихала. Наряду с различными выставками здесь работали музыкальный салон, где ежедневно устраивались вечера, книжная лавка, кафе «Калинка». В этом же клубе состоялось и собрание руководителей коммунистических союзов молодежи социалистических стран.

Несколько слов о гала-концертах, которые давали художественные группы всех делегаций. Мне очень понравился концерт делегации ГДР - великолепно композиционно выстроенный, жизнерадостный. Его начинали дети, в живой, энергичной пантомиме показавшие, как они готовились к фестивалю своих старших товарищей. Гала-концерт нашей делегации, содержавший множество прекрасных номеров, на мой взгляд, был несколько тяжело и помпезно срежиссирован.

В программу форума в Берлине входили различные конкурсы - народной песни, танцевальный, ансамблевый. Всеобщее внимание привлек фестиваль политической песни. Он проходил в концертном зале и на площади рядом, а также на множестве открытых эсттрад в различных районах города. Таким образом весь Берлин смог услышать политические песни земного шара. Представители нашей делегации выступили на этом фестивале с большим успехом. Публику покорил белорусский ансамбль «Песняры», покорил прежде всего своей самобытностью. На концерте «Ритм-73», где выступило множество самых разных ансамблей, в том числе «модных», «битовых», «Песняры» имели громадный успех, исполнив «Хатынь» И. Лученка, «Балладу о четырех заложниках» В. Мулявина и феноменальную обработку народной «Перепелочки». Тепло встретила публика московский ансамбль «Лингва» и артиста И. Кобзона.

В дни фестиваля мы могли убедиться в огромном размахе своеобразного музыкального движения молодежи ГДР - Singerklub'ы. (певческие клубы). Во всех концах Берлина, на собраниях, концертах мы могли встретить группы юношей и девушек с гитарами. Они с жаром исполняли политические песни, туристские, спортивные — словом, на все темы, которые их сегодня волнуют. Эти песенные группы имеют свой ярко выраженный колорит и поют чисто, слаженно. И тут нельзя не сказать самые добрые слова в адрес тех учреждений и общественных организаций ГДР, которые занимаются эстетическим воспитанием молодежи. Ведь, в сущности, как возникло это движение? В те времена, когда началось повальное увлечение «битом», решено было создать песенные клубы и привлечь туда возникшие стихийно молодежные ансамбли, отдельных, самодеятельных певцов. Таким образом, жадное стремление молодых петь и сочинять песни на волнующие их темы, было поддержано и одновременно направлено в нужное русло. Песенные клубы выиграли соревнование с распространившимся «битом», стали «поющими голосами» комсомола ГДР. На фестивале в Берлине, мы услышали множество песен, (в том числе и советских) в исполнении членов этих клубов. И мы поняли, что традиции искусства Бертольта Брехта, Ганса Эйслера, Эрнста Буша живы и активно развиваются сегодня в песенном молодежном движении ГДР.