Валерий Колпаков
Награды МИДEМ.
февраль 2023
2
В 1970 году на МИДЕМ -70 поехали двое: Эдита Пьеха и Муслим Магомаев.
На
сайте Эдиты Пьехи написано:
1970- Главный приз - «Нефритовый диск» - на IV Международной музыкальной ярмарке «Мидем-70» (Канны, Франция) за рекордные тиражи грампластинок с записями Э.Пьехи
В своей книге "Любовь моя-мелодия" Муслим Магомаев пишет:
Второй «золотой диск» я получил на следующем, 4-м МИДЕМе, в начале 1970 года. На этот раз мы приехали в Канны с Эдитой Пьехой. И опять были внушительные цифры наших проданных пластинок, и опять мы пели на концерте. ...
Всего таких дисков у меня два, но хранятся они не дома, а пылятся где-то на «Мелодии», в шкафу у директора студии. Один из них, кажется, уже сломан. Как-то, несколько лет назад, мне позвонили и сказали, что фирма «Мелодия» хочет вручить мне на мое пятидесятилетие эти «золотые диски». На мой юбилей мои же пластинки. Весьма оригинальный подарок...
Захотеть-то на студии захотели, да забыли... Так все и заглохло...
То есть, сознательно или нет, но певец путает "нефритовый диск" с "золотым".
Как известно, "Золотым диском" звукозаписывающие фирмы награждали своих артистов за достижения определенных тиражей грампластинок. В разных странах размер такого тиража был разным. Это была уже сложившаяся традиция в музыкальном мире того времени. МИДЕМ не издавал грампластинки, это было место встречи производителей дисков со своими потенциальными покупателями. И, соответственно, выпускать им "золотые диски", к появлению которых он не имел никакого отношения, было бы странно. Но, поскольку, соревнование тиражей грампластинок в его регламенте имелось, то и было принято решение о создании специальной "мидемовской" награды- "нефритовый диск".
Тем не менее, известен один случай, когда в рамках
МИДЕМ-71 было награждение "золотой грампластинкой". Речь идет о ветеране французской эстрады Шарле Трене, которому в свзи с 30-летием творческой деятельности была вручена "золотая пластинка".
Шарле Трене.
|
Однако, в данном случае речь не идет о тиражах его дисков, а всего лишь о круглой дате. С большой долей вероятности можно утверждать, что это была награда не организаторов МИДЕМ, а специальная французская награда, врученная в рамках этого фестиваля.
Суммируя всё вышесказанное, можно предположить, что в регламенте фестиваля МИДЕМ для фирм грамзаписи существовала только одна награда -"нефритовый диск". А для артистов, выступавших в рамках гала-концертов фестиваля никаких наград предусмотрено не было. Они выступали в качестве представителей фирм грамзаписи.
Судьба "нефритового диска" оказалась короткой, МИДЕМ-70 стал последним фестивалем, где его вручали. Найти информацию о причинах этого решения мне не удалось, поэтому выскажу свою версию.
Советский Союз впервые принял участие в фестивале в 1968 году, и сразу, наряду с США, получил наибольшее число "нефритовых дисков". У нас били отмечены Людмила Зыкина, Дмитрий Гнатюк, ленинградский ансамбль "Дружба" и Краснознаменный имени Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии.
Как я уже упоминал выше, условия соревнования фирм грамзаписи на фестивале были следующими. Для стран выпускающих более 100 миллионов пластинок в год было установлено по 3 приза: певцу, певице и ансамблю, чьи пластинки за прошедший год были выпущены наибольшим тиражом. Остальные страны по выпуску пластинок делились на две группы: выпускающим более 25 миллионов полагалось по два приза, а менее 25 миллионов -по одному.
Таким образом, при любом раскладе призы получали ВСЕ СТРАНЫ -участники. Только, например, английская Decca Records получила бы приз за пластинку Rolling Stones, выпущенную тиражом в 100 000, а румынская Electrecord за пластинку с записями певицы Маргарета Пыслару тиражом 26 000.
МИДЕМ-69.
Маргарета Пыслару с "нефритовым диском".
|
Возможно, предполагалась и еще одна главная наднациональная награда за наибольший тираж дисков среди всех награжденных. Типа "Золотого диска" или Grand Prix, но я не нашел достоверных сведений ни об одном обладателе таких наград.
Когда фирма "Мелодия" в 1968 году представила в оргкомитет фестиваля документы о размерах тиражей своих грампластинок, то организаторам сразу стало понятно, что о главной наднациональной награде надо забыть, потому что её всегда будет получать артист из СССР.
В капиталистических странах, фирмы грамзаписи были небольшими, но их было много, поэтому если, к примеру, от США на МИДЕМ заявлялись несколько фирм, то соревнование между ними за три "нефритовых диска" (выделенных для страны) было вполне реальным. Это же касалось и остальных западных стран.
Так же реальным было состязание тиражами между крупными западными компаниями из разных стран в рамках МИДЕМ за какой-то главный приз.
До того момента, пока на фестиваль не прибыли представители фирмы "Мелодия" из Советского Союза.
"Мелодия" была единственной фирмой грамзаписи в СССР, и по этой причине самой крупной и мощной в мире. Ни одна другая фирма не могла с ней тягаться по объемам выпускаемых в год грампластинок. Например, в 1969 году "Мелодия" выпустила 190 миллионов дисков.
Ничего подобного западные частные компании позволить себе не могли, поскольку зависели от сбыта. Большое число фирм создавали на рынке избыток предложения грампластинок, которые выпускались небольшими партиями и по мере их реализации, тиражи допечатывались, но небольшими обьемами.
"Мелодия" не могла похвастаться большим ассортиментом, но зато могла в короткие сроки печатать диски популярных исполнителей в обьемах исчисляемых миллионами копий.
Такие тиражи предъявляемые ежегодно в оргкомитет МИДЕМ означали бы, что всегда главные призы будут доставаться фирме "Мелодия". Более того, на её фоне тиражи других компаний будут выглядеть смехотворно.
Магомаев в своей книге писал:
-Когда на фестивале назвали цифру моих пластинок, то зал ахнул, поднялся шум, что эти советские обманывают, что такого быть не может.
Это стало причиной того, что от главной наднациональной награды МИДЕМ организаторы сразу отказались. "Нефритовый диск" просуществовал три года и для "Мелодии" превратился в пустую формальность, потому что те артисты, пластинки которых она заявляла на фестиваль автоматически получали предназначенные СССР призы и пусть формально, но всё равно
тотально доминировали своими тиражами над всеми остальными конкурентами. Чего Запад в рамках идущей "холодной войны" допустить никак не мог.
Тогда и приняли решение вообще отказаться от призов связанных с подсчетом тиражей грампластинок.
С 1971 года на МИДЕМ от СССР перестали возить лидеров по продажам грампластинок в стране, поскольку никаких наград им там не светило. Теперь кандидатов на поездку во Францию намечала не "Мелодия", а
Госконцерт.
Его задача заключалась в том, чтобы найти таких артистов, которых можно было "продать" на Запад. То есть, заключить контракт с иностранной компанией на гастроли советских артистов за рубежом. МИДЕМ и был такой большой международной биржей, где собирались продавцы от музыки и покупатели.
А поскольку советская эстрада не была привлекательна вне своих границ, то и в Канны поехали специфические исполнители, имевшие внутри страны мизерную популярность. Типа исполнителя цыганских песен Валентина Баглаенко или трио исполнителей русских народных песен.
Валентин Баглаенко, на момент поездки имел ВСЕГО ДВЕ ИЗДАННЫХ НА "МЕЛОДИИ" ПЕСНИ. Не две пластинки, а две песни на двух сборных дисках.
В дальнейшем, к практике вывоза на МИДЕМ популярных советских эстрадных артистов снова вернуться, но, кроме относительного успеха "Песняров"
в 1976 году, никакой иной значимой выгоды Госконцерту это не принесет.
То, что советская эстрада не котировалась на Западе было не плохо и не хорошо. Это надо было принять, как данность и не заниматься попытками изменить её на западный манер. Надо было просто развивать её дальше на основе наших традиций и приоритетов.