Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


IX Международный фестиваль эстрадной песни "Сопот-69"

февраль 2022

2

Свое выступление на фестивале Муслим Магомаев начал в рамках концерта-представления участников, который еще не являлся конкурсным. Он исполнил русскую народную песню «Вдоль по Питерской» в обработке В. Рубашевского.

На следующий день начались конкурсные сражения в рамках "Польского дня".
М.Магомаев:

-Для конкурса певцов, который проходил в один из дней фестиваля... Я выбрал песню Кшиштофа Садовского «Именно в этот день». Мне прислали клавир без всяких пометок, без авторских ремарок относительно темпа, характера музыки. Только мелодию и гармонию. Делалось это сознательно, для того, чтобы исполнитель смог продемонстрировать, как он сам чувствует песню, какой видит ее. Проиграв мелодию песни Садовского, я представил ее как красивую мелодичную песню в итальянском духе. (Инструментовал песню Алексей Мажуков, русский текст написал Александр Дмоховский.) Когда я услышал эту песню в Польше, то узнал, что она шла у них совсем в другом темпе, в ритме свинга. Исполнив ее в Сопоте, я увидел на лицах польских слушателей и удивление и радость. Оказывается, эту простую танцевальную песенку можно петь и по-другому. Ее автор Кшиштоф Садовски сам позвонил мне и сказал, что даже не представлял, что его песню можно исполнить так, как пел я. Он был очень доволен.
На конкурсе певцов за исполнение польской песни я получил первую премию.




На третий день начался главный Международный конкурс песен.
М.Магомаев:

-Я спел в Сопоте «Сердце на снегу». Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не может получить сразу две награды. В наших музыкальных кругах потом еще долго выражали недовольство: он, мол, прославил себя, а не советскую песню.

Мне не приходилось нигде встречать упоминание о запрете двух наград для одного исполнителя в рамках одного фестиваля. Более того, в 1961 году Ирэна Сантор получила 1 премию в конкурсе польской песни и 1 премию в конкурсе исполнителей, а певица из Норвегии получила 2 премию в Международном конкурсе песен и 2 премию в Международном конкурсе исполнителей.
В 1962 году Ханна Хегерова (ЧССР) получила 2 премию в Международном конкурсе и 2 премию в конкурсе польской песни.
В 1964 году Анна Герман (Польша) получила 3 премию в Международном конкурсе и 1 премию в конкурсе польских исполнителей.
В 1965 году Моник Лейра (Канада) получила 1 премию в Международном конкурсе и 1 премию в конкурсе польской песни, а Ники Камба (Греция) получила 2 премию в Международном конкурсе и 3 премию в конкурсе польской песни.
В 1966 году Ангела Жилия (Греция) получила 2 премию в Международном конкурсе и 1 премию в конкурсе польской песни.
В 1984 году Анна Вески (СССР) получила две первых премии, а Юрген Маркус (ФРГ) получил одну первую и одну вторую.

Как бы там не было, но песня Бабаджаняна из-за которой было сломано столько копий не получила наград. Сделав выбор на основе собственного взгляда на ситуацию, Магомаев не подтвердил его результатом. Со "своей" песней он ничего не добился. И значит, не убедил в правоте своего выбора.

Ситуация, когда исполнитель сам выбирает себе репертуар для международного конкурса выглядит убедительно, но...
Давайте переставим себе, что руководитель предприятия вызывает к себе работника и поручает ему выполнить какую-то работу. На что работник ему отвечает:
-Я не буду выполнять эту работу. Она не нужна. Давайте я сделаю другую работу по своему выбору?
Как на это посмотрит начальник?
Прав ли в этом случае работник?
Кому виднее, какая именно работа нужна в данный момент этому предприятию?
Ответы на эти вопросы уже выглядят не так однозначно.

Ко всему вышесказанному хочу добавить, если бы, речь в данном случае шла о песне, автор которой был бы жив-здоров и заседал в СК, то Магомаев, скорее всего, не решился бы её заменить, поскольку знал, что за этим выбором стоят влиятельные силы.
А так, зная, что заступиться за "Время" будет некому, он легко отказался от неё в угоду песне своего патрона-композитора Арно Бабаджаняна "Сердце на снегу" на слова А. Дмоховского, последний написал русский текст и ко второй конкурсной песне «Именно в этот день». Со своей стороны решение Магомаева поддержал через СК и сам весьма авторитетный автор А. Бабаджанян.

М.Магомаев и А.Бабаджанян.
К слову сказать Бабаджаняну это в дальнейшем аукнулось. На следующий год в Сопот опять поехала песня А.Бабаджаняна- уникальный случай, чтобы на один и тот же конкурс два года подряд СССР представляли песни одного композитора. Тут дело было в том, что еще в 1969 году в рамках СК уже было оговорено, что на следующий Сопот поедет песня А.Бабаджаняна. А поскольку и для своего нынешнего выступления Магомаев так же отобрал его песню, то сложилась беспрецедентная ситуация, которая вызвала недовольство в рядах других авторов.
Забегая вперед скажу, что и в 1970 году песня Бабаджаняна не снискала себе никаких лавров и эта дало возможность серьезно ополчиться на композитора на страницах газеты "Советская культура", где ему припомнили многое, и в том числе нарушение очередности. Досталось и песне "Сердце на снегу". Следующий раз песня А.Бабаджаняна поехал в Сопот только в 1977 году и без Магомаева.

Возвращаясь к началу повествования, хочется заметить, что опасения М.Магомаева в самом начале своей подготовки к этому конкурсу по поводу своего участия и по поводу судейства вполне оправдались.
В своей книге Магомаев впоследствии писал:

-В Сопоте, когда начались репетиции, я не ушел с них сразу, отпев свой номер, а остался в зале «Лесной оперы», чтобы посмотреть и послушать тех исполнителей, с которыми мне предстояло соревноваться. Все они оказались чисто эстрадными певцами. Соответственными у них были и голоса. Это у нас на эстраду выходили певцы с оперными голосами...
Вот поэтому-то мне и было не по себе, словно я въехал не в свои ворота.


Так в итоге и получилось. В 1969 году в самом главном и престижном Международном конкурсе приняли участие 27 исполнителей, в том числе 18 западных артистов. Последние были совершенно безвестны в мире, но все три первых места получили именно они:
1-я премия - Анри Де (Швейцария) Henri Dès - Maria Consuella (H.Des).
2-я премия – Анри Ташман (Франция) Henri Tauchman - La table habituelle (J.Roseau - H.Tauchman).
3-я премия – Патси Маклин (Великобритания) Patsy Mac Lean - When you love me (A.Moorhouse - P.Werne).

Отдельно проходил конкурс фирм грамзаписи, где среди 16 участников половина представляла западные страны. Естественно, что Гран-При и здесь получил один из них- испанский певец Мичел.

Из пяти специальных призов, по одному получили представители Кубы (Эль Жилькеро- приз агентства авторских прав) и Польши ("Али Бабки"- приз польских зрителей), а остальные достались США (Джон Гиттингс- спецприз министра культуры Бельгии), Испании (Кончита Батиста- приз зрителей) и Люксембургу (Анри Серока - приз журналистов).

Что касается итогов успешного для СССР "Польского дня", то они следующие:

1-я премия – Муслим Магомаев (СССР) – Muslim Magomajew (СССР) Właśnie tego dnia (K.Sadowski)
2-я премия – Йорданка Христова (Болгария) Yordanka Christova - Wiatr jesienny gitarzysta (K.Sadowski - T.Kubiak)
3-я премия – Кончита Батиста (Испания) Conchita Bautista - Bałłałajka (H.Klejne - T.Urgacz)

Сопот-69.
Йорданка Христова (Болгария), Муслим Магомаев (СССР) и Кончита Батиста (Испания).

В качестве почетных гостей на фестивале выступила группа "Червоны гитары" (Польша).

В дальнейшем в СССР будет выпущена пластинка с лауреатами "Польского дня" в Сопоте.


А в Польше выйдет диск, где будут представлены все три победителя: Мичел (Испания), Анри Де (Швейцария) и Муслим Магомаев (СССР).

Материалы из газеты "Советская культура" от 30 августа 1969 года с рассказом об этом фестивале можно прочитать Здесь и Здесь.