Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


X Международный фестиваль эстрадной песни "Сопот-70"

февраль 2022

2

Результаты фестиваля:

Международный конкурс:
1-я премия - Робер Шарльбуа (Канада) Robert Charlebois - Ordinaire (R.Charlebois - P.Nadeau).
2 премия - Тереза ​​Кесовия (Югославия) - Zar ima neszto lepsze na tom swietu (N.Kalogjera - M.Ungar).
3 премия - Марыла Родович (Польша)- «Едут цветные автомобили» - Jadą wozy kolorowe (S.Rembowski - J.Ficowski).

Результаты голосование в Международном конкурсе.

Конкурс исполнителей польской песни:
1-я премия – Фрайдей Браун (Великобритания) Friday Brown - Ze mną bądź (H.Szymczyński - M.Łebkowski)
2-я премия – Эмилия Маркова (Болгария) Emilia Markova - Jesień idzie przez park (K.Klenczon - M.Gaszyński)
3-я премия – Лурдес Жиль (Куба) Lourdes Gil - Jak Cię miły zatrzymać (A.Marek - A.Kreczmar)

В Конкурсе звукозаписывающих компаний главный приз, Grand Prix de Disques, получил Маноло Эскобар, представитель Испании, исполнивший в Лесной опере две песни: «Lamorena de mi» и свой лучший хит "Эль Поромпомперо".

Специальные призы получили:

приз зрителей (Nagroda publiczności) - Халина Куницка (Польша) Halina Kunicka;
приз (Nagroda dziennikarzy) - Фрида (Италия) Frida;
приз агентства авторских прав (Nagroda Agencji Autorskiej) - Jaime Morey (Испания);
приз польского джазового общества (Nagroda Polskiego Stowarzyszenia Jazzowego) - Валентин Баглаенко (СССР) Walentin Bagłajenko;
приз (Nagroda czytelników Głosu Wybrzeża) - Марыля Родович (Польша);
приз фоторепортеров (Nagroda fotoreporterów) - Тереза Кесовия (Югославия).

В качестве почетного гостя на фестивале выступил Муслим Магомаев, который в своем выступлении повторил свой прошлогодний репертуар.
Еще одним почетным гостем был Карел Готт. Он спел в последний день фестиваля песню "Korunou si hodím" (чешская версия "Down On The Corner" американской группы Creedence Clearwater Revival).


Сразу после окончания фестиваля 3 сентября 1970 года газета "Советская культура" опубликовала заметку "Неудача в Сопоте. Почему?", подписанную Журналистом. У нас и раньше случались на этом конкурсе подобные неудачи, но публично на такой уровень они не поднимались.
Почему же в этот раз стало всё по-другому?
Да потому, что Арно Бабаджанян в 1969 году "влез без очереди" и на следующий год "поехал" снова.

Журналист:
И вот "Сопот-70"- десятый, юбилейный. Багаж наград у наших певцов досадно мал- всего лишь специальный приз на конкурсе грампластинок. Что это- случайность, пристрастие судей или справедливая оценка выступления? Увы, последнее: к большому сожалению, певице Галине Ненашевой, представлявшая в Польше советскую песню, показалась в "Лесной опере" неудачно. Досадно! Ведь не вызывало сомнения, что она заслужила право выступать на столь широком песенном состязании: артистка быстро завоевала популярность в своей стране интересной, самобытной манерой исполнения, особенно русского репертуара.
Но в Сопоте певица словно бы утратила свои привлекательные черты. Её выступление было неинтересным, подогнанным под общий стандарт, который чувствовался даже во внешнем облике...
Виной тому прежде всего несоответствие творческой индивидуальности исполнительницы выбранному репертуару. Главное для эстрадного артиста- найти себя в песне, которая щедро раскрыла бы всю полноту и необычность его художественной натуры...


Ну, кто бы с этим спорил?
Конечно, песня Бабаджаняна, написанная для Магомаева, не подходила Ненашевой. Это был первый "наезд" на композитора, хотя и без упоминания его фамилии, но все, кто был "в теме" поняли.

В сенябре 1970 из генерального консульства в Польше в ЦК КПСС была направлена записка о том, как проходил международный музыкальный фестиваль в Сопоте. «В итоге наша страна, - говорилось в записке, - теряет престиж на таком крупном международном фестивале, а это уже вопрос политический. Как ни странно, но иногда наша могучая держава бывает представлена слабее ряда малых стран. Нам бывает здесь очень обидно и трудно ответить на многочисленные: «почему?». Почему часто подбирают репертуар и исполнителей без учета требований и обстановки на фестивале. Почему Советский Союз чаще представляют грузины, азербайджанцы, молдаване, белорусы и другие народности и редко бывают русские и т. д. Даже польские друзья переживают за нас.
Мы не собираемся давать здесь оценки песенного мастерства исполнителей, музыкального уровня различных песен - пусть такую оценку делают специалисты. Но песни в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был?», «Семеновна» и «Из- за острова на стрежень» совершенно не воспринимаются иностранцами. «Песняры» -коллектив, конечно, хороший, музыкальный, но на таком международном конкурсе лучше воспринимается современная эстрадная песня. С этим нельзя не считаться».
Разъясняя сложившуюся ситуацию, Управление внешних сношений министерства культуры СССР анализировало причины такого положения: «В этом году была проведена огромная подготовительная работа к фестивалю с целью ликвидировать недоделки и ошибки, имевшие место в прошлом году. Чем же объяснить наше неудачное в течение последних лет участие в Сопотском фестивале? Ответ можно получить из центральной польской газеты «Трибуна люду» от 2 сентября 1970». Далее сотрудник Управления цитирует итоговую статью в польской газете:
«...Организаторы фестиваля должны в конце концов перестать хвалиться сомнительным успехом «некоммерческого» его характера, стыдливо кладя себе в карман три миллиона злотых. Сопотский фестиваль является одним из европейских песенных рынков. Здесь торгуют между собой импресарио из других стран, торгуют и представители фирм грамзаписи, наилучшим примером чего была премия представителя португальского «Полидора», за которого голосовали представители этой фирмы от других стран. Сопотский фестиваль фактически становится коммерческим предприятием. И правильно. Это принесет только пользу. С одной стороны им заинтересуются более влиятельные организаторы и большие фирмы грамзаписей, с другой стороны мы сможем им показать, что мы имеет на продажу. Развлечение - это такая же промышленность, как и другие отрасли. И не стоит упускать случай."
Откровеннее и яснее сказать о Сопотском фестивале последних лет трудно. В этих условиях представленные на нем советские песни, в основном патриотического содержания, и скромная манера советских исполнителей не могут выдержать конкуренции западных шлягеров. А при «продажной» обстановке в жюри советские песни и исполнители не могут рассчитывать на премии. Видимо, следует подумать о целесообразности дальнейшего участия в этом фестивале».

Через месяц 28 октября тему тревоги о состоянии советской песни на страницах газеты "Советская культура" поднял поэт-песенник Владимир Харитонов.
А 10 ноября "выстрелил" главный калибр- поэт Лев Ошанин. Вот тут-то уже досталось Бабаджаняну конкретно:

-В последние годы на международных конкурсах звучат, как правило, песни А.Бабаджаняна. Но странная вещь, этот большой мастер владеющий многими музыкальными формами, в последнее время является перед миром меньше всего, как представитель советской песенной школы. Его произведения, написанные с разными поэтами, тонут в общей "модной" то псевдоцыганской, то какой-то ещё более чуждой одинаковости, заполнившей в последнее время подмостки некоторых конкурсов. И никто ему этого прямо не скажет. Вот песня написанная с А.Дмоховским- "Сердце на снегу". "Кто принимал и редактировал эту песню? Чтобы понять, что в неё не заглядывал ни один поэт и просто грамотный человек, достаточно привести две самые "ударные" строки: "Брошено в пургу сердце на снегу". По -русски можно сказать, что брошено в пургу сердце. Можно с натяжкой сказать, что сердце брошено на снегу. Но "брошено в пургу на снегу"?
-Разве не стыдно, что когда мы посылали в Сопот "Сердце на снегу", там была специальная премия за политическую песню и её присудили швейцарцам? А ведь мы этим обязаны во многом М.Магомаеву, который подбирал свой фестивальный репертуар, к сожалению, не задумываясь над общими нашими задачами. Беда, однако, не только в этом, а в том прежде всего, что эта песня- типичное подражание современным западным шлягерам и ничего больше. Почему до сих пор никто не сказал об этом авторам?


Напомню, что именно песня "Сердце на снегу" вытеснила из поездки на Сопот-69, ранее уже отобранную туда песню "Время", автором которой был, как раз, Лев Ошанин.
Далее Ошанин пишет:

- Почему на следующий год на фестиваль снова поехала песня Бабаджаняна "Судьба" на стихи Р.Рождественнского? Поэт отлично работает в последние годы в песне, но я даже не хочу цитировать эти стихи- не более чем откровенную подтекстовку, сделанную далеко не в силу Рождественнского...

Однако на этом "воспитание" Бабаджаняна не закончилось. Спустя ещё две недели 26 ноября в газете появилась статья композитора Марка Фрадкина "Что ты расскажешь, песня?", в которой собрат по цеху не преминул добавить перцу:

-Кто же готовит репертуар исполнителей, посылаемых на эстрадные смотры и конкурсы? Ведь успех наших артистов на любом фестивале, международном смотре-это в какой-то степени престиж страны... .
К слову сказать, очень ограничиваются наши возможности тем, что у нас крайне стандартизировалось узким кругом имен понятие "эстрадный композитор" и "современный композитор". Мне представляется, что такие авторы, как, к примеру, Серафим Туликов, которому сейчас ближе песни плакатного плана, может сочинить настоящую эстрадную песню. И, напротив, крупный композитор Арно Бабаджанян, считающийся блестящим эстрадным автором, не всегда удачно работает в эстрадном жанре, не всегда выказывает здесь хороший вкус.
Наша неудача в Сопоте, о которой уже писала (3 сентября с.г.) газета "Советская культура", меньше всего, на мой взгляд, - это неудача певицы Галины Ненашевой... , суть вопроса здесь в качестве и характере исполнявшегося репертуара.


Несправедливость подверглась порицанию, а очередь восстановили. Как я уже говорил раньше, следующий раз песня Бабаджаняна поедет в Сопот только в 1976 году и без Магомаева.
А как же "несоответствие творческой индивидуальности исполнительницы выбранному репертуару", против чего так ратовал таинственный Журналист, "выстреливший" первым?
Может, в подготовке к "Сопоту-71" этот подход был изжит?
Ничуть не бывало. Всё осталось по-прежнему. Для певицы Марии Кодряну Союз Композиторов СССР подобрал песню "Баллада о красках" (О.Фельцман-Р.Рождественнский).
А что из этого вышло, догадайтесь!
Но это уже совсем другая история.