Международные эстрадные конкурсы.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






ЖУРНАЛИСТ


Неудача в Сопоте. Почему?

(газета "Советская культура" 3 сентября 1970)

2

CОВЕТСКИЕ исполнители давно завоевали славу лучших во всех жанрах искусства, собрав на международных конкурсах, по существу, все золото мира. Пианисты, вокалисты, скрипачи, виолончелисты, мастера балета, цирковые артисты, представители народного искусства десятки и десятки раз при возили к себе на Родину медали, премии, лауреатские звания.

Прочные и славные традиции имеет и советская музыкальная эстрада - один из самых популярных и массовых жанров искусства. И популярность, и массовость эта завоеваны неповторимостью артистических индивидуальностей, исполнительских манер, своеобразием и разносторонностью репертуара лучших наших мастеров Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Лидия Руслановой, Ирмы Яунзем, Тамары Ханум, Розы Баглановой, Бюль-Бюля Мамедова, Рашида Бейбутова, многих других, чье творчество заложило основы советского исполнительского эстрадного стиля, вписало яркие страницы в историю советской эстрадной песни. В тесном содружества с композиторами создавали они свой репертуар, оттачивали мастерство. Эстафету из их рук приняли замечательные артисты следующих поколений Людмила Зыкина, ее искусство удостоено высшей награды Ленинской премии, Гелена Великанова, Батыр Закиров, Иосиф Кобзон, Виктор Вуячич, Эдита Пьеха, Ольга Воронец.

Здесь нужно назвать имена тех, кто на одном из самых популярных международных турниров песни, в польском города Сопоте снискал признание жюри и имел успех у многочисленных слушателей: Тамара Миансарова, Эдуард Хиль, Гюли Чохели, Муслим Магомаев.

И вот «Сопот-70»- десятый, юбилейный. Багаж наград у наших певцов досадно мал -всего лишь специальный приз на конкурсе грампластинок. Что это - случайность, пристрастие судей или справедливая оценка выступления? Увы, последнее: к большому сожалению, певица Галина Ненашева, представлявшая в Польше советскую песню, показалось в «Лесной опере» неудачно. Досадно! Ведь не вызывало сомнения, что она заслужила право выступать на столь широком песенном состязании: артистка быстро завоевала популярность в своей стране интересной, самобытной манерой исполнения, особенно русского репертуара.

Но в Сопоте певица словно бы утратила свои привлекательные черты. Её выступление было неинтересным, подогнанным под общий стандарт, который чувствовался даже по внешнем облике, в костюме, прическе, он словно лишил молодую артистку присущего ой обаяния, своеобразия.

Виной тому прежде всего несоответствие творческой индивидуальности исполнительницы выбранному репертуару. Главное для эстрадного артиста - найти себя «в песне», которая щедро раскрыла бы всю полноту и необычность его художественной натуры. Не каждому молодому это удается сделать самому здесь необходимо чуткое, умное, бережное воспитание. Может быть, поэтому так ярок был успех певицы в программе Московского мюзик-холла, песня «Любите Россию» другие подобного же плана стали ее песнями. И казалось, именно в этом русле и должно развиваться ее дарование.

Сказанное касается не только одной Галины Ненашевой. Поиск своего стиля, манеры и даже своего композитора -острейшая проблема нашей песенной эстрады сегодня. Талантов у нас много, однако открыть талант еще недостаточно, его надо поддерживать, направлять, воспитывать. Кто готовит молодых эстрадных певцов! Кто заботится об их творческом росте? Кто следит за их развитием? Короче, где он индивидуальный художественный руководитель молодого эстрадного исполнителя!

Наша печать неоднократно поднимала вопрос о значении режиссеров и педагогов не только для эстрадных коллективов, но и для отдельного солиста, об их огромной роли в становлении личности артиста-гражданина. Творческое развитие будущего мастера нельзя пускать на самотек только опытный и умный наставник может предостеречь от ошибок, от бездумного подражания моде, что приводит в конце концов и потере индивидуальности, к потере своего артистического «я».

Итоги «Сопота-70» (не будем здесь касаться его художественной направленности- это вопрос, заслуживающий специального разговора) поучительны. И не только для композиторов и исполнителей, но и для учреждений, которые ведут подготовку и отбор участников и репертуара, в частности, для Союза композиторов СССР, управления музыкальных учреждений Министерства культуры СССР, Госконцерта. Почему наши исполнители были поставлены в столь невыгодные условия по сравнению с другими участниками состязания? Ведь почти все выступавшие здесь приехали со своими дирижерами, ансамблями или в худшем случае пианистами-репетиторами, Те, кто посылал Галину Немашеву на конкурс в Польшу, об этом на позаботились. Не позаботились и о настоящей рекламе.

И вообще известно, с какой тщательностью, заблаговременно готовятся у нас к международным турнирам пианисты, инструменталисты, вокалисты, занимаясь под наблюдением известнейших мастеров. Достаточно сказать, что в системе Госконцерта есть специальное управление по проведению конкурсов по всем видам исполнительского искусства филармонического плана. К сожалению, заботы эти не распространяются на музыкальную эстраду.

Вместе с тем конкурсы эстрадной песни в Сопоте, «Золотой Орфей» в Болгарии, в Румынии, Югославии и другие привлекают широчайшее внимание. Миллионы телезрителей всегда с волнением следят за их ходом. Как же можно полагаться на «волю судеб»? Коль скоро наши певцы выступают в международных состязаниях, они должны демонстрировать искусство, отстаивающее завоевания советской эстрады, продолжающее и развивающее ее замечательные традиции, искусство высоко гражданственное, ярко национальное, неповторимое и самобытное.