XV Международный фестиваль эстрадной песни "Сопот-75"
КТО И КАКИЕ ПЕСНИ ПОЕТ В СОПОТЕ?(Газета "Советская культура" 15 августа 1975.)
Через несколько дней (20 августа) на сцену «Лесной оперы» в польском городе Сопоте выйдут молодые певцы, дети разных народов, и начнется международный музыкальный праздник- Сопотский фестиваль.
Строгое жюри, в работе которого от нашей страны примет участие композитор Микаэл Тарнвердиев, оценит мастерство артистов и определит победителей. В заключительном гала-концерте выступят финалисты сегодняшнего соревнования и лауреаты предыдущих фестивалей, в том числе любимый в Польше Муслим Магомаев.
В этом году советскую фирму грампластинок «Мелодия» представят Людмила Сенчина (Ленинград), Раиса Миртчин (Армения) и Яак Пола (Эстония).
Сегодня мы рассказываем об истории Сопотского фестиваля, его уроках, его новых формах и направлении, его перспективах.
О фестивале эстрадной песни в Сопоте в последнее время особенно часто пишут в польской прессе. При этом музыкальные критики, композиторы, известные исполнители поднимают важный вопрос о художественном уровне сопотских фестивалей, об их значении в пропаганде эстрадной песни, наконец, о том, какой должна быть эта современная эстрадная песня и кому предоставляется сцена «Лесной оперы» в Сопоте.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Известный польский искусствовед ведущий многих сопотских фестивалей, человек, по единодушному мнению критики, сумевший найти контакт между сценой и слушателями «Лесной оперы», между сценой и телезрителями, Люциан Кедринский говорил: «Вспоминаются первые фестивали эстрадной песни в начале 60-х годов в небольшом помещении гдыньского портового клуба, когда зал не мог вместить всех желающих... Тогда мы даже и не предполагали, что фестиваль поднимется до такого уровня, что к нему будет приковано внимание миллионов любителей эстрадной песни и он даст путевку в большое искусство ныне уже признанным мастерам».
Действительно, со временем переместившийся из гдыньского клуба в соседний Сопот фестиваль приобретал все больший размах и значение в музыкальной жизни не только Польши, но и других стран. Среди его победителей талантливые певцы со своей неповторимой манерой исполнения:
Анна Герман, Карел Готт, Паша Христова, Муслим Магомаев и многие другие известные мастера эстрады. Популярность фестиваля, ежегодно открывающего многомиллионной аудитории слушателей новые имена, оригинальное направление в песенном исполнительстве... восходящая, казалось бы, перспектива, но...
...ВДРУГ РАЗРАЗИЛСЯ КРИЗИС
И действительно как о кризисе все чаще начинает писать польская пресса, имея в виду нынешний уровень Сопота. Авторы статей при этом говорят о «вырождении» фестиваля, о том, что его форма устарела, о низкой профессиональной подготовке его участников, о необходимости повысить художественные критерии фестиваля и выполнять его главную задачу: пропагандировать по-настоящему интересные, самобытные песни, лишенные налета крикливой моды и вкусовщины, песни глубокие, обращенные к человеку, его чувствам, к тому, что волнует сердца людей сегодня. Действительно, на последнем фестивале форма его изменилась. Теперь все участники обязательно представляют фирмы грамзаписи, в их обязательной программе одна польская песня и две песни по выбору исполнителя. Кроме премий за лучшее исполнение польской песни и песен своих стран, учреждены первая премия и Гран при, оценивающие общее художественное мастерство участника. Организаторы сочли, что такая перемена в порядке проведения фестиваля пошла на пользу. Ну, а второй, по мнению большинства музыкальных критиков, более важный вопрос, он остался... И, судя по всему, решить его гораздо сложнее.
«ЗА ТОГО ПАРНЯ»
Когда два года назад с эстрады «Лесной оперы» прозвучала песня М. Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня» в исподнении Льва Лещенко, зал долго не отпускал певца. Для Сопота это было новостью, открытием, даже в некотором смысле потрясеннем. Сопотское жюри и зрители, сидящие в зале, до того привыкшие «к власти модных шлягеров с облегченным сюжетом», проявили интерес к песне гражданской, наполненной высоким смыслом, обращенной к самым сокровенным человеческим чувствам. Однако успех «За того парня» стал не только событием в истории сопотских конкурсов, но и взвал оживленную дискуссию о современной эстрадной песне. При этом польская пресса подчеркивает огромное эмоциональное воздействие произведений советских авторов на слушателей. Не случайно песня «За того парня» вошла в репертуар известных исполнителей народной Польши.
«ДОМ, КОТОРЫЙ У МЕНЯ ЕСТЬ»
За два месяца до Сопота, каждый год в июне в польском городе Зелена Гура проходят заключительные концерты фестиваля советской песни. Отличительная черта этого музыкального праздника его массовость. Десятки тысяч молодых участников самодеятельности борются за право выступить на эстраде этого небольшого польского города, и только лучшие из лучших завоевывают такое право. Не случайно фестивали в Гуре дали путевку в большое искусство многим ныне известным исполнителям. Среди них и хорошо знакомая советским слушателям Здислава Сосницкая, одна из первых звезд польской эстрады. «Увлечение мелодиями советских авторов, рассказывает она, наложило отпечаток на все мое творчество, главное для меня в песне глубина, содержательность. Откровенно говоря, несколько лет назад мне пришлось чуть побороться за песню «Дом, который у меня есть» композитора Марека Севена, и именно ее я хотела петь в Сопоте. Многие возражали: не стоит, мол, песня выпадет из привычного «модного» ритма. Но я рискнула и, как видно, не зря. Слушатели приняли ее очень хорошо. И решение жюри было единодушным...»
ЕЖИ ПОЛОМСКИЙ ПОЕТ В ВАРШАВЕ
Ежи Поломский, Анна Герман, Эва Демарчик, Анджей Домбровский, Халина Куницка- имена этих исполнителей из народной Польши хорошо известны советским слушателям. Они приезжают на гастроли в нашу страну, их песни часто можно услышать по радио. По роду работы мне приходилось встречаться с польскими певцами беседовать о путях эстрадной песни, о сопотских фестивалях... Хотя у каждого из них своя неповторимая манера исполнения, свой репертуар, все они удивительно схожи в суждениях о современной песне, о причинах неудач последних фестивалей в Сопоте, главная из которых стремление некоторых участников конкурса слепо копировать моду, отсутствие ярких индивидуальностей, порой откровенно слабые, пустые песни, звучащие в «Лесной опере». Организаторы одного из осенних выступлений Ежи Поломского в Варшаве немало поволновались -дело в том, что как раз в этот вечер из Сопота транслировался заключительный концерт: «не переманит ли голубой экран публику, не будет ли пуст зал на концерте «традиционного» Поломского. Опасения оказались напрасными. Зал был полон до отказа, а множество желающих попасть на концерт Поломского так и не смогли достать «лишнего билетика»... Приведя этот пример, газета «Трибуна люду» писала о возросшем интересе слушателей к «содержательным песням», тяге к настоящему мастерству, к голосу и искусству... С этим не в состоянии конкурировать ни электрифицированный рев гитар, ни антимузыкальные крики и нашептывания на эстраде. Кстати, добавляет газета, имена лауреатов последнего фестиваля в Conoте свидетельствуют о переменах и лучшему.
СОПОТ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ
В главную редакцию музыкальных программ Центрального телевидения приходит немало писем: почему в передачах из Сопота делаются купюры, почему показывают не все? И здесь проблема упирается именно в те факторы, о которых мы уже говорили. Это прежде всего слабая профессиональная под готовка некоторых участников (главным образом представителей западных стран), нередко «расхлябанная» манера исполнения... Сам показ таких горе-исполнителей вызвал бы законное чувство протеста и недоумения многомиллионной телеаудитории. Наши польские друзья, как видно, серьезно озабочены появлением в «Лесной опере» этаких псевдомузыкантов. Кстати говоря, телевидение Польской Народной Республики в прошлом году отказалось от прямой трансляции концертов сопотского фестиваля, также прибегнув в монтажу.
БЫТЬ СОПОТУ!
Итак, быть Сопоту или нет, сможет ли он вернуть себе прежние позиции, былую популярность и значимость, стать по-настоящему интересным творческим форумом, привлекающим внимание миллионов любителей эстрадной песни? Организационные перемены, происходящие в «Лесной опере», свидетельствуют, о том, что настоящее, подлинное искусство находит путь к сердцам слушателей, вытесняя пошлость и модничанье, находит путь на знаменитую сопотскую сцену, призванную, да и способную стать высоким образцом песенного эстрадного исполнительства.
Александр ЖИГАРЕВ.