М. БЛЮМИН- директор и художественный руководитель Куйбышевской филармонии
ΠЕРЕДО МНОЙ несколько взятых наугад номеров районных газет. Прочитаем их. «С хорошей концертной программой выступил симфонический оркестр Куйбышевской филармонии. С большим вниманием тысячи зрителей смотрели и слушали песни танцы в исполнении Волжского народного хора», пишет «Сельская трибуна», «Сельский труженик» тепло отзывается о первом занятии музыкального факультета народного университета культуры, где симфонический оркестр филармонии играл классику и произведения советских авторов и успешно выступали музыковед Б. Цыбульник, скрипач В. Саликов, вокалист Б. Гальпер.
«Вот это концерт!»-пишет газета «За коммунизм» по поводу выступления группы ленинградских артистов... Перечень газетных откликов, да и просто благодарственных писем нетрудно было бы продолжить, тем более что сейчас, когда пишутся эти заметки, посланцы нашей филармония продолжают свои гастроли по сельским маршрутам.
В наше время трудно кого-нибудь удивить количеством концертов, которые проводятся ежегодно круглогодично областными филармониями для сельских тружеников. Трехзначные, а то и четырехзначные цифры достаточно красноречивый показатель удельного веса «деревенской темы» в жизни любой концертной организации. Значит, все хорошо? Увы, далеко не все.
КОНЦЕРТНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТРАНСПОРТ
Звонок на Клявлинского района: «Ваши артисты часто бывают в Кинель-Черкасах, Отрадное, Похвистнево. Почему вы забыли дорогу Клявлино!».
Упрек справедливый, тем более что в дальних районах области построено много новых клубов, значит, есть и площадки. Но попасть туда осенью и зимой мы почти не можем. Там, где кончается асфальт, кончаются наши транспортные возможности, хотя на балансе филармонии значится шесть разнокалиберных автобусов. Что это за машины? Два автобуса ЗИЛ-155 переданы нам в прошлом году после тринадцатого (!) капитального ремонта, а два «Пазика» «приобрели в нашем лице своего четвертого (!) хозяина. Смешно, на правда ли? Но это было совсем не смешно, когда не очень давно ночью в тридцатиградусную стужу одна из наших транспортных единице окончательно «заглохлая не проселочной дороге и пассажиры- артисты музыкального лектория почувствовали, как на степи глухой замерзал ямщник» уже не в пасне, в наяву. Итак, транспорт первый шлагбаум на пути артиста в деревню. Надо решать эту проблему по-государственному, а не умиляться образом старенького голубого автобуса, который пять часов тащит по бездорожью артистов, только и думающих о встрече с благодарным и требовательным зрителем... Не правда это. Настоящую творческую отдачу от артиста можно требовать только тогда, когда ему созданы минимально благоприятные условия. А теплый, безотказный автобус для исполнителя филармонии, живущего, по существу, не колесах, это тот минимум, на который он вправе претендовать.
МУЗЫКА И ФИНАНСЫ
Тяга к искусству и множество новых сельских клубов, по существу, решили проблему самоокупаемости концертов.Не пока только эстрадных. Бригада с лимитом 180-200 рублей в нашей области «проходит», как говорится, запросто. Значительно сложнее с другими жанрами. Лекция-концерт или литературный вечер еще не стал в селе той жизненной потребностью, когда его житель, чтобы побывать на таком вечере, с легкостью отдаст за билет 40-50 копеек.
Говорят, нужно воспитывать своего слушателя, помогать ему совершенствовать свой вкус, эстетическое чутье. Но как раз в этом месте опускается шлагбаум № 2. Нельзя, на мой взгляд, ограничивать взаимоотношения филармоний с профсоюзами рамками лекций-концертов с участием максимально двух- трех исполнителей и стоимостью не свыше пятидесяти-семидесяти рублей, необходимо расходовать на музыкальную пропаганду средства колхозных культфондов. Привлечь средства, имеющиеся у потребительской кооперации. На зональном совещании в Саратове приводился пример, когда в одной области остались неиспользованными семьдесят пять тысяч рублей культфонда.
МЫ ТОЖЕ ХОТИМ СЛУШАТЬ ПРЕКРАСНОЕ
Но на своем языке, -говорят татары, чуваши, марийцы, населяющие села нашей области. К сожалению, мы в какой-то мере удовлетворяем только спрос татарской части населения, разумеется, с помощью артистов Казани и Оренбурга. Представители же остальных национальностей остаются вне сферы концертного обслуживания. Но в то же время нам постоянно и активно предлагают чувашский, марийский, мордовский ансамбли песни и танца -громоздкие коллективы, которые дорого стоят и не вызывают большого интереса зрителей больших городов. А не лучше ли на их база создать несколько мобильных концертных бригад, которые будут доставлять радость тем, кто не ждет!
Вообще количество народных хоров и ансамблей в стране, их творческое кредо и стоимость -все это должно стать предметом каких-то кардинальных обсуждений. Ведь для того чтобы окупить стоимость одного концерта Уральского хора (или ему подобного), наша филармония должна собрать 1.150-1.200 рублей- сегодня это почти не сбыточная мечта! На покрытие убытков от таких коллективов мы не имеем дотации.
Теперь об эстраде, удельный вес которой в сельских концертах достаточно велик. Каждая филармония имеет свою эстраду. Но своя- понятие весьма относительное, ибо в паспортах большинства артистов любой эстрадной бригады самая разнообразнее прописка, а многие даже в глаза не видели директора той филармонии, от имени которой выступают. В большинстве это случайные люди, мечтающие только о большом количества концертов и более высокой ставке. Отсюда нездоровый ажиотаж, который церит в среда эстрадных артистов периферии, их «перебегами» из города в город, несоответствия в афишах, срывы концертов.
А какая вакханалия творится в инструментальных ансамблях - уму непостижимо! О какой серьезной подготовке концертов может идти речь, если бригады, выезжающие в село, формируются преимущественно под арками Третьяковского проезда (москвичи и периферийные концертные работники хорошо знают это место).
Необходимо формировать большие мобильные бригады, предназначенные для выступлений на селе. Мы готовы принимать две такие бригады ежемесячно. Думаю, что и директора других филармоний предпочтут этот путь существующей практике случайного комплектования бригад из случайных людей, нередко имеющих случайное отношение и искусству.