ЭСТРАДНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Вот уже подходит к финишу летний эстрадный сезон. Как и все предыдущие годы, афиши столицы по преимуществу возвещали о сборных, «обыкновенных» концертах с участием большего или меньшего количества «звезд». Пожалуй, такое же место занимали афиши сольных выступлений все возрастающего легиона исполнителей эстрадной песни. Неутомимо концертировал со своей программой современного танца Владимир Шубарин. С нежизненным успехом проходили выступления перед «собственной», кропотливо завоеванной аудиторией, рассказчицы Елизаветы Ауэрбах. В недрах Москонцерта зародились новые эстрадные организмы, и летом мы их увидели- «Поющие зонтики» и «Московский ликсиленд». Как всегда свою краску внесли зарубежные гастролеры. С гаибольшим успехом прошли выступления японского варьете и труппы латино-американских стран. Что же касается собственных важных свершений в этом эстрадном сезоне, которые определяются значительностью и цельностью эстрадных представлений, эстрадными спектаклями, задающими тон всему нашему эстрадному искусству, то здесь мы вправе были ожидать большего.
Идет довольно интенсивный процесс рождения новых, молодых актерских индивидуальностей. Появилось немало свежих, оригинальных номеров во всех эстрадных и примыкающих к эстраде жанров.
Мы встречаем их в сборных оперативно составленных концертах. Но там, где бы они могли проявиться с наибольшим блеском, таких драматургически и режиссерски решенных, художественно цельных эстрадных программ-спектаклей (которые к тому же еще восторженно бы принял зритель!)- их нет и нет.
Нынешний эстрадный сезон начался обещающе. Спектакль «За другом друг», которым открылся московский сад «Эрмитаж», - отрадное явление, пожалуй с той давнишней поры, как по эстрадному руслу плыл веселый и жизнерадостный пароход... Но отличный, поныне сохранившийся в нашей памяти спектакль «Вот идет пароход» ставился на основе специально написанной, мотивированной сюжетными ходами пьесы. Здесь же представление пострено иначе. Здесь чистая эстрада. И в то же время это был не менее целостный спектакль. Возглавляемая А.Полевым постановочная группа сделала плодотворный шаг в обновлении забытых и в поиске новых режиссерских форм, которые и легли в основу представлений. Hа этом спектакле-концерте хоть не оправдав затрат, он находился в эксплуатации не более месяца, мы задержимся, чтобы сказать несколько слов. Во-первых, выясним причины такой недолговечности при неоспоримой художественной удаче, во-вторых, тут есть возможность затронуть одну из сторон проблемы эстрадного спектакля в целом. Итак, коротко о спектакле.
Он начинается еще до открытия занавеса необычным видом которого (художник Э.Змойро) авторы программы как бы хотели заранее убедить зрителей в том, что за этим аршинным затейливо разрисованным полотнищем может скрываться только подлинно талантливое, только то что стоит в ранге искусства. С большим вкусом была оформлена сцена- перед нами открывалась уходящая к горизонту колоннада светлого храма, его строгий силуэт ждал новых красот, которыми должны были «подсветить здание концерта артисты». (Увы! эта декорация просуществовала десять «эрмитажных» дней, а в Зеленом театре ЦПКиО имени Горького спектакль шел уже оголенным). Живописную заявку художника подкрепляли композитор С.Космачев и хореограф Осмысленский- постановкой бала светящихся масок на фоне звездного неба. Затем в голос оркестра вплеталось соло рояля, и так начинался первый номер программы.
Не было обычного конферанса, конферанса поданного, что называется в «лоб хотя на сцене трудились шестеро популярных конферансье- В.Долгих, Ф.Расман, Л. Шилов, А.Писаренков, А. Барушной во главе с А.Полевым. Они составляли веселую интермедийную ватагу, активно взаимодействующую со слугами просцениума- танца, обязанности которых исполняли артисты только что «вылупившегося из самодеятельности очень старательного балетного коллектива «Юность (руководитель Н.Суворов). Таким образом, авторы сценария и текстовых связок Г. Дробов, Б. Лобков и А. Полевой, проявивший талант режиссера-импровизатора, создали своеобразные драматургические «соты» в ячейки которых органично вписались отдельные номера, а сам спектакль-концерт предстал перед зрителем ярким, праздничным карнавалом, щедро насыщенным розыгрышами, юмором.
Давно уже доказали свои богатейшие возможности эстрадные спектакля с драматургическим сюжетом. С них (вспомним хотя бы «Под куполом цирка») начался наш «мюзик-холл. Мюзикхольные спектакли в одинаковой степени примыкали и к театру, и к эстраде. Но не меньше прав на существование имеют и спектакли, где основой основ- эстрадный номер.
В чем же на наш взгляд заключается зерно современного эстрадного спектакля? Его непременные составляющие, как раз, самым наглядным образом раскрываются в эрмитажной постановке. Прежде всего режиссурой угадан такой состав исполнителей (по разновидности жанров, а не по калибру имен!) при котором гармоничное сочетание номеров, смысловая или эмоциональная взаимосвязь обуславливает непрерывность действия. Уже одно это дает нам возможность, помимо впечатлений от артистических индивидуальностей, унести с собой яркую и целиком завершенную картину всего представления. Мы видим, какое значение приобретает форма, оригинальное и чисто эстрадное режиссерски-драматургическое решение. Тут, мы в этом убеждаемся еще раз, вовсе не обязательны становой сюжетный стержень», «сквозное действие» -атрибуты, целиком относящиеся к театру. Заметим, что эти термины без очевидной доказательности притягиваются к области эстрады. Это не на пользу делу- у эстрады достаточно своих закономерностей, пусть в чем-то родственным сценическим, но всё-таки происходящих от собственного её корня. Непрерывность, динамика действия -вот что нам кажется практически необходимым фактором, который без колебаний может быть положен в основу специфики эстрадного представления.В эрмитажной постановке и была использована форма, которая в принципе отвечает этой общей задаче. Очевидно авторы, свободные от обязательности драматургического сюжета и режиссура имеющая возможность свободной импровизации на материале калейдоскопического разнообразия эстрадных жанров, могут с успехом прилагать свои усилия на этом, несправедливо заброшенном и, как всё в искусстве, требующем любви и таланта поле.
Продолжим наше обозрение. Несколько "позабытых-позаброшенных" молодых артистов Москонцерта, проявив энергию и упорство, организовали в начале сезона собственную программу типа маленького "ревю" и с честью преодолев положенное количество "неверий" и потерь вышли на эстрадный простор. Эта эстрадная группа уже выступала на площадках парков столицы и совершила успешное гастрольное турне по волжским городам. В "Поющих зонтиках" все поют и танцуют. Здесь использованы и хорошо ужились песни советских композиторов и зарубежные мелодии. С.Южная, А. Вендин, Т. Покозов, Н. Лопатина, Л. Брянцева, Вейланд Роод и С. Пятигорская показали себя как, разносторонние, радующие своей музыкальностью, искренностью и, конечно, молодостью и задором исполнителя. Хорошо звучит трио под руководством А.Гринберга. Тем более досадно, что литературный текст в программе "Поющих зонтиков" банален, лишен какой либо остроты и блеска. Что делать, если этой слабостью сплошь грешат и более зрелые коллективы, большинство нынешних эстрадных постановок? В частности в представлении "Вертолет идет на посадку", шедшем в Зеленом театре Центрального парка имени Горького и "вобравшем" в себя многих звезд нашего искусства, литературный текст произносимый конферансье отличался крайней искусственностью. Даже в интересной премьере Ленинградского мюзик-холла, показанной в Москве, не был преодален этот трудный литературный «барьер. Нельзя не сказать о высоком качестве большинства номеров, об их органичном сочетании в постановке, об отличном танцевальном ансамбле, изобретательной, талантливой работе художников, музыкантов, балетмейстеров, об яркой режиссерской композиции (постановщик И. Рахлин). Но примитивные по фабуле интермедии долженсвующие оправдать название спектакля «Нет тебя прекрасней», которые разыгрывает пара ведущих- чудесная эстонская артистка Улле Улла и С.Белецкий, -и есть единственный диссонанс в спектакле ленинградцев.
Оба спектакля -московский «За другом друг», и ленинградский «Нет тебя прекрасней» - в принципе режиссерские. Первый промелькнул, как многозвездный фейерверк, и приказал долго жить. Второй -в полной мере выявил свою жизнеспособность. Не потому ли, что его отличает, как подчеркнул в своей опубликованной 24 июля в «Вечерней Москве», Л. Миров, "отсутствие громких имен"? При всем достигнутом именно присутствие только крупных имен прежде всего и загубило, как это ни парадоксально звучит, московскую эстрадную премьеру. Разумеется, Москонцерт не мог долго мириться с ситуацией, в которой оказался лишенный почти всех ведущих исполнителей- все они выступали только на одной площадке. Значит, дело не только в творческих удачах постановщиков и исполнителей, но еще в умении рационально планировать артистические силы.
Еще одна грань столичного эстрадного лета- концерты «Московского дякскленда», созданного универсальными эстрадными артистами Михаилом и Яковом Яконами. Мы не будем здесь обсуждать, на сколько «выдержан» джазовый стиль, давший ему свое имя- возьмем ансамбль таким, каким он выступает перед слушателем, тем не менее свое оригинальное творческое лицо артистам еще нужно искать Трудно, да и ни к нему возражать против появления в программе образцов из репертуара зарубежных певцов, но в то же время вряд ли может вызвать сочувствие, и тем более взволновать, прямое копирование их исполнительского стиля. Нужно ли в искусстве стремиться к таким "эрзацам"? Наверное, не стоит. В целом программа, хоть в ней есть и удачные номера, пока еще не оставляет слишком яркого впечатления. Она во всем "на профессиональном уровне", но скучновата, несмотря на юмористические таланты самих Яконов ( кстати, во многом виноват лишенный остроты и блеска литературный материал).
Положенная на музыку «Легенда мертвом солдате» Бертольта Брехта- новая работа. В. Мулермана. Но после этой траги-сатиры, превосходно на великолепном темпераменте выполненный актерски, уже ни с какими "шлягерами" и "подтанцовочками" (как это он делает) выступать нельзя. Нужен особый репертуар. Зато Г.Великанова в своей программе нашла верное место песне "Наш век" молодой поэтессы- композитора Л. Самариной, песне значительной по теме, написанной (и исполненной!) в духе и манере сегодняшнего дня.
Как всегда, -особая строка о разговорных делах. Еще одну попытку овладения жанром злободневного эстрадного фельетона сделал. О. Mилявский. Короткая реприза, доверительный, умный и острый разговор со зрителем -вот его верный конек, и тут ему принадлежит пальма первенства. Длинные же фельетоны-монологи с их дидактичностью и прописными истинами выглядят ныне все более устаревающими и здесь артист не открыл ничего нового. быть может пришло время, когда самому жанру необходимо возрождение в новом качестве, отвечающем уровню сегодняшнего хорошо информированного и эрудированного зрителя?
Наша страда, богатая первоклассными исполнителями, уже давно завоевала право на хорошо оснащенные и полноценные, родственные хорошей театральности эстрадные (именно эстрадные- с учетом той специфики жанра, о чем уже говорилось выше) спектакли- концерты с долгим сроком жизни.
Они должны войти традицию. Тем более, что так уже когда-то было...
Лев СЕРГЕЕВ.