Москонцерт.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ПОКА НЕ СОСТОЯЛСЯ.

(газета "Советская культура" 27 июля 1973)

ЛETO самая ответственная пора в жизни московской эстрады. Любители легкого жанра ждали его с надеждой: сколько в столичных парках открытых летних площадок, и на каждой на них, наверное, состоится яркое и веселое представление с калейдоскопом известных артистических имен, разнообразием программ. А «Мекка» концертного лета, главная сцена, с которой обычно стартуют лучшие номера, -эстрадный театр сада «Эрмитаж», конечно, порадует зрителей чем-то особенно интересным!

Но, увы, праздник пока не состоялся. Все летние площадки заполонили вокально-инструментальные ансамбли. Вот афиши первой недели июля: «Эрмитаж» «Моoсковское лето-73», международная эстрадная программа. Участвуют популярные исполнители эстрадной песня (следует перечень фамилий), вокально- инструментальный ансамбль «АБС». Сад ЦДСА -программу «Ритмы молодости» представляют вокально -инструментальный ансамбль «Контрасты» и эстрадный оркестр, «Сокольники», Зеленый театр- вечер песни (солисты, вокально-инструментальный ансамбль). Театрально-концертный зал гостиницы «Советская» -вечер лирической песни и цыганского романса ведут солисты и два инструментальных ансамбля, И так далее. Правда, в это однообразие «вклинилось» несколько сборных концертов Зеленого театра Центрального парка имени М. Горького. Но это не меняет общей однообразной картины, а, пожалуй, усугубляет ее, так как художественный уровень этих программ заслуживает особого разговора.

А где же выступают так любимые публикой артисты оригинального жанра, разговорники, танцовщики, искусство которых испокон веку украшало летние эстрадные спектакли, желанные гости из республик, к примеру, такие, как Тимошенко и Березин и многие другие? Что думают по поводу нынешнего эстрадного лета старейшины легкого жанра? С этими вопросами мы обратились к известным мастерам эстрады.

Лев МИРОВ, народный артист РСФСР:

Прежде, бывало, звонит мне Николай Павлович Смирнов-Сокольский: «Ребята, надо встретиться, скоро «Эрмитаж» открывать». Дело, заметьте, происходит еще в декабре. А как же, хоть и зима, все равно нам это «открытие» играть, значит, нам его и придумывать. Вот и собирались у Сокольского мы с Е. Дарским, а позднее с М. Новицким, приглашали М. Миронову, А. Менанера, М. Гаркави, И. Набатова, кое-кого еще. Вместе обдумывали, импровизировали, записывали. Так рождался сценарий, остов будущей эрмитажной программы, придумывались ее сюжет, ее «атмосфера». Вокруг обязательного «разговорного» ядpa «пристраивались» все остальные эстрадные жанры- оригинальные, хореография, вокал. Но вокруг, ибо самой главной неизменно оставалась миссия «разговорников», несущих общую для всего представления мысль. Потом обращались к литераторам. Тексты к открытию «Эрмитажа» писали обычно такие авторы, как В. Типот. В. Масс и М. Червинский, позднее Б. Ласкин, В. Дыховичный и М. Слободской. В. Бахнов и Я. Костюковский.

Мы не скупились на выдумку, на веселое озорство, решая, скажем, «отправить» всех участников концерта в дом отдыха. Зрители-старожилы помнят, наверное, программу «Когда мы отдыхаем». Там еще впервые была показана очень популярная потом сценка М. Мироновой и А. Менакера «Зачем ты меня сюда привез?» А сколько веселья, сколько споров возникало у нас в те дни, когда рождалось представление «Вот идет пароход». Не случайно оно получилось не ме нее веселым.

Ставили спектакли, конечно, режиссеры. Разные. Иногда даже очень «серьезные» из солидных драматических театров. Однако и им, «пришельцам со стороны», было легко и интересно с нами работать, и мы не боялись их строгого глаза. Ведь с самого начала создатели и участники эрмитажной программы твердо знали, чего хотят.

Сейчас, к сожалению, открытие летнего сезона не воспринимается нами как праздник. Так же буднично мы относимся и остальным летним мероприятиям. Создание эрмитажного представления теперь большей частью поручается какому-либо режиссеру. Значит, как я понимаю, совершаются сразу две крупные ошибки: во-первых, постановщик оказывается один на один со своими идеями, во-вторых, он сразу режиссер. А начинать-то надо как раз не с этого. Что тут режиссир вать, когда многое еще и не придумано.

Программа, рожденная силами коллектива, как бы аккумулировала опыт, знания, талант ее создателей. Каждый вносил в нее долю своего мироощущения, склонности к импровизации, фантазированию. В этом совместном творчестве родились и свои традиции. Мы заражали всех своим энтузиазмом, своим горением. Каждый год нам очень хотелось создать спектакль яркий, веселый, такой, чтобы не скучно было ни зрителям, ни нам самим, артистам.

Сегодня же эрмитажная программа подготавливается, позволю сказать, не столь по влечению души, сколь в силу обязательного, пусть приятного, но служебного долга. И не мудрено, год от года ве все трудней «собирать», а нам, эстрадным «старикам», участвовать в ней неинтересно. Но, может быть, все-таки стоило бы нас заинтересовать? К сожалению, мы все очень разобщены. А как хотелось бы снова «поиграть» в хорошей театрализованной программе. По секрету -кое-что я на зиму задумал. Хочу привлечь некоторых товарищей, обязательно молодых попробуем, а вдруг получится? Может быть, тогда и выправим то, что недодумали, не сумели сделать летом.

Анна РЕДЕЛЬ и Михаил ХРУСТАЛЕВ, заслуженные артисты РСФСР, лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады:

Мы бы хотели на сегодняшний день московской эстрады взглянуть со своей профессиональной балетной «колокольни». Прежде для сборных концертов не делалось никаких скидок на обязательную «легкость» жанра. И нас нередко приглашали участвовать в летних программах с номерами вполне «серьезными», сложными и по технике, и по образному строю, иногда подготовленными вами к собственным сольным вечерам. Думается, они не нарушали характер вечера в целом.

Был у нас, например, танец-гротеск «Вальс-бостон». Известный режиссер Ф. Каверин поставил его не только как острую сатиру на буржуазное варьете, но и углубил его психологическую интонацию. В ином, сугубо романтическом ключе решались «Жар-птица» на музыку Стравинского (его ставил нам Голейзовский, а костюмы делал Вильямс) или «Фантастический вальс» на музыку Листа, который шел также в постановке Голейзовского и в костюмах Эрдмана. Их мы обязательно показывали в «Эрмитаже». И очень, например, эффектно выглядел с открытой площадки танец «На катке» - летними вечерами он шел в «снежном световом оформлении.

Танцевальный дуэт испокон веку считался непременной принадлежностью любого концерта. Одновременно с нами на эстраде работало немало танцевальных пар, у каждой был свой стиль, своя манера исполнения, свои приемы, наконец, самобытные, ни в чем не не схожие друг с другом номера. Никто никого не повторял. Большинство этих артистов, как и мы сами, уже ушли с эстрады. Но ведь балет- искусство молодых, и, насколько нам известно, существует немало молодежных танцевальных пар. Где же они? Почему так редко мы встречаемся с ними?

Не хочется казаться нескромными, но все же сошлемся на своих учеников по Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства Л. в А. Гайдаровых. Очень любопытная пара, получившая, кстати, первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. А вот в московские концерты их приглашают крайне редко. Почему?

К сожалению, создается впечатление, что организаторы вечеров «Эрмитажа» и других площадок столицы в своем отношении к танцу придерживаются весьма странного принципа «числом поболее». Общеизвестно, что наша эстрада сегодня главным образом поет. Но танцевальный жанр, если уж ему отводится место в программах, представляют в первую очередь большие ансамбли, массовые номера. Возникает, а может быть, как это ни прискорбно, и культивируется некий стандарт.

Каждому ясно, насколько подобный трафарет обедняет искусство. Возможности хореографии поистине безграничны. Мы твердо убеждены- с нами, наверное, согласятся многие выразительный танец обогащает любую эстрадную программу и вправе занять свое место в концерте. То же самое, кстати, можно сказать и по поводу оригинальных жанров, появляющихся сейчас на эстраде куда реже, чем раньше. Балетными талантами земля наша отнюдь не оскудела, и молодежи есть у кого учиться. Вот и нужно, чтобы московская эстрада, с которой знакомятся миллионы советских людей и зрители из-за рубежа, не зависела от самотека, от случайности. Нужно, чтобы на ее афишах вновь засверкали имена лучших артистов всех жанров.

Федор ЛИПСКЕРОВ, конферансье:

Да. Миров прав -прежде к летнему сезону мы готовились заранее, и инициативу брали в свои руки ведущие «разговоринки». Обязанности строго распределялись, но цель была единой создать для летних площадок как можно более интересные и разнообразные по жанрам программы. Вот тогда-то,- поверьте, я не преувеличиваю, почти на каждой эстраде, в каждом московском парке начиналось состязание «звезд», незапланированный конкурс мастерства и таланта.

Такой заранее подготовленный концерт никогда не превращался в обычный дивертисмент, как это бывает сейчас. Ничего случайного в нем появиться не могло: представление объединилось общей темой и непременно имело свой «гвоздь-один или несколько центральных номеров. При этом «первые» исполнители не переходили из программы в программу, их не «тасовали между залами, с чем опять же мы сталкиваемся сегодня.

Кроме того, привлекать артистов из смежных искусств давняя традиция русской эстрады. Концерты от этого всегда выигрывали, особенно, если номера создавались специально для них. И когда играли какую-нибудь сценку, скажем. Петкер и Межинский, когда читал Москвин, их выступления не просто украшали программу, они органически сливались с ней. К сожалению, теперь театральные актеры и «серьезные» музыканты приглашаются все реже и реже: более или менее постоянных «совместителей» можно пересчитать по пальцам. Жаль, жанровый диапазон эстраде необходим -это аксиома. А уж особенно обидно наблюдать, как она чуть ли не лишается жанров, присущих ей с колыбели. С концертной площадки почти исчезли, например, эксцентрики. Очевидно, этим артистам интереснее выступать на манеже: все-таки цирковые представления не столь унифицированы и избавлены от будничной вялости наших концертов.

Однако, помимо причин чисто творческих, московской эстраде летом мешают и другие, на мой взгляд, чрезвычайно важные обстоятельства. В очень плохом состоянии находятся все летние площадки города, количество которых, кстати, сократилось. Начать хотя бы с того, что сейчас в Москве нет ни одной достаточно современной эстрады на открытом воздухе. А уж те, что существуют, абсолютно не отвечают требованиям времени. Из рук вон плохо работают микрофоны, никуда не годятся световые установки. Небрежно, несолидно «одета» сцена. Зрители полностью зависят от погоды -навесов над этими «залами» нет. Не менее устарело устройство и наших закрытых летних театров. Их, правда, немного- помимо «Эрмитажа», такой есть лишь в Парке культуры и отдыха имени Жданова, но то, что он «закрытый», сожалению, его единственное достоинство. Все эти помещения нуждаются в ремонте, в переоборудовании. А кто будет этим заниматься? Ведь в летних эстрадных площадках больше всего заинтересован Москонцерт, но принадлежат они кан раз другим организациям...

Итак, мнения совпадают и не только представителей старшего поколения советского эстрадного искусства, но и молодых артистов, и зрителей, с которыми мне приходилось беседовать. Все они считают, что летней Москве не хватает атмосферы эстрадных премьер, которые должны быть праздником, торжеством выдумки, остроумня, смеха.

И в заключение хотелось бы задать еще один вопрос: а что думают по этому по-воду в учреждениях, организующих летний концертный сезон столицы?

А. КЛЕБАНСКАЯ.



Вам нужен лишний билетик?
(газета "Советская культура" 8 августа 1973)

Вам нужен лишний билетик? Ну зачем же один! Два. Даже три. Вернее, тридцать. Берите пятьдесят на весь коллектив. А еще лучше пятьсот. У нас в Зеленом театре 10 тысяч мест. Под открытым небом. Какая программа Эстрадная, разумеется.

Не знаю, в таких ли точно выражениях театральные касскры и распространители билетов завлекали публику на открытие летнего сезона в Зеленый театр ЦПКиО имени Горького, одно достоверно: у входа в парк не толпились жаждущие попасть на эстрадную премьеру. Девять с половиной тысяч обезлюдевших мест выглядели как гигантская панорама на научно-фантастического фильма.

В «Сокольниках» в Зеленом театре на 3.000 мест едва набирается две-три сотни любителей эстрады, от силы пятьсот. И в массовом театре ЦДСА на 2.000 мест зрители исчисляются только сотнями.

Может быть, план в эстраде теперь выполняют не по количеству зрителей, а по количеству исполнителей. По валу. Тоже, оказывается, непросто. Приходится идти на всяческие ухищрення. Например, замены. Ждете вы, скажем, В. Ладыженского и В. Реутова их имена объявлены в афише, а на сцене появляется Т. Ван-тен-тау - она не упомянута в афише. И делать ей, честно говоря, в концерте нечего. Основная ее задача представить зрителям конферансье, чтобы он представил ее, а потом представил следующего. Тут не то что зрителям, самому конферансье легко запутаться, кто кого должен представлять, кто ко о должен объявлять.

Наверное, в такую вот горячую минуту вышел на сцену Зеленого театра конферансье А. Югов и бодро объявил:
- Сейчас в исполнении Вадима Маратова вы услышите стихи московских поэтов...
И вышел Вадим Маратов и бодро, выразительно также объявил:
- Сейчас я прочту вам стихи ленинградского поэта Вадима Шефнера...

В концерте должны выступать Е. Шаврина и М. Лукач. А они не выступают. Вместо них объявляется И. Бржевская. Вместо указанных в программе М. Цифринович, Л. Голуб, Ж. Горощени, Ф. Чеханкова играют на ксилофоне и ударных инструментах Н. Урганова и Б. Матвеев, танцуют А. Вальдман и Ю. Королев. В концерте должны были выступать К. Яницкий, Н. Степанова, И. Дивов. Опять замена! Исполнителей много, тремя больше, тремя меньше зрители и не заметят. А заметят не обидятся. Раз уж человек пришел на эстрадный концерт, значит, он, также закален жизнью, умудрен опытом. Знает, на что идет.

Что там отдельные номера, целые программы на глазах публики трансформируются самым удивительным образом!

He стоит упрекать артистов- они ни при чем, они делают, что умеют, и делают неплохо. Люди они дисциплинированные. Надо выступить в концерте мастеров искусств? Пожалуйста. На вечере пародни и шутки? С удовольствием. Сатиры и юмора? Kaкой может быть разговор.

Так и делается. В том же Зеленом театре «Сокольников» шел концерт под маркой «Вечер сатиры и юмора». Большинство номеров никакого отношения к сатире и юмору не имело...

Впрочем, чему удивляться, Все ведь давно знают, что на летней эстраде названия никого ни к чему не обязывают. «Мастера искусств», «Любовь моя, Москва», «Сатира и юмор» и так далее. Выступать все равно будут одни и те же артисты, исполнять будут одни и те же песни, танцы, юморески, шутки.... В день эстрады в Зеленом театре ЦПКиО состоялся большой концерт. Зрителей собралось столько, сколько не собиралось за весь предыдущий месяц. Почти аншлаг. Если, конечно, не считать 4.000 не проданных билетов...

Но это праздник. Завтра опять начнутся будни. Начнутся обыкновенные концерты, и опять тот же вопрос «Не нужен ли вам лишний биетик?».

Ю. ЧЕРНОВ



ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГАЗЕТЫ «ЭСТРАДА ЛЕТОМ»
(газета "Советская культура" 4 сентября 1973)

Под такой рубрикой были напечатаны в «Советской культуре» материалы «Праздник, который пока не состоялся» (№№ 60 от 27 июля) и «Вам нужен лишний билетик» (№ 64 от 10 августа). Как сообщил в редакцию начальник Главного управления культуры исполкома Московского городского Совета депутатов трудящихся Б. Покаржевский, поднятые в статьях, вопросы о недостатках в летней, концертной работе были обсуждены на заседании коллегии этого управления.

«Коллегия главка разделяет тревогу газеты по поводу состовния концертной работы в столице, - пишет Б. Покаржевский. В целях устранения имеющихся недостатков в концертном обслуживании трудящихся коллегия предложила Руководству Москонцерта Театра эстрады обсудить на художественных советах названные выше статьи. До 10 сентября с. г. разработать и рассмотреть план мероприятий, направленных на коренное улучшение концертного обслуживания трудящихся Москвы. Резко улучшить идейно-художественный уровень выпускаемых концертных прorрамм, привлекая для их создания лучших писателей, композиторов, художников, ведущих мастеров эстрады особенно талантливую молодежь. Обеспечить регулярный показ лучших коллективов и исполнителей РСФСР и союзных республик. Предусмотреть обязательный показ на сцене Театра эстрады, творческих отчетов художественных мастерских Москонцерта.

Коллегия также предложила до 1 января 1974 года организовать постановочные группы по созданию программ летнего концертного сезона, обеспечbd их качественным литературным материалом.
В целях расширения концертной работы предполагается к 1976 году дополнительно освоить 13 залов, и к 1980 году концертная работа будет осуществляться на 38 площадках.