Москонцерт.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






«А ТЕПЕРЬ ТУТ УСТРОИЛИ ФИЛАРМОНИЮ!».

(газета "Советская культура" 30.11.1968.)

Знаменитый советский музыкант приехал на гастроли к себе на родину, в большой приморский город. После обеда он вышел на бульвар отдохнуть, подышать свежим морским воздухом. Рядом с ним на скамейке пристроился старичок-пенсионер. Долго присматривался к соседу и вдруг спросил:
- Вы случайно не известный музыкант ?
- Да, это я.
-Извиняюсь, вы меня не помните?
-Нет, простите, не припоминаю.
- Не удивляюсь. Ведь мы встречалась только раз, лет тридцать назад, в гостях у вашего педагога, профессора С.. Мы с вами сидели рядом за обедом. Правда, я тогда был немного моложе, а вы были совсем почти дитя. Но я вас все-таки узнал. Так как жизнь?
Спасибо, ничего...
- Что вы сюда приехали?
-У меня здесь концерты.
- Что вы говорите? А где?
-В зале филармонии.
- В филармонии... Между прочим, знаменитое помещение. Вы знаете, что архитектору, который его придумал еще в конце того века, заплатили за проект не больше не меньше, как триста тысяч золотом?
- Почему так много?
-А потому, что это здание с фокусом. Оно было построено специально для хлебной биржи. И вот, допустим, вы маклер. Вы хотите сделать дело с тремя вагонами крупчатки. И вам нужно, чтобы вас слышал ваш партнер по сделке, стоящий рядом. А что бы конкурент, стоящий за пять шагов, ничего не услыхал. А то он может перехватить товар, и вы горите с вашими вагонами. Так вот, хитрый архитектор сообразил такую акустику, что за пять шагов уже ничего не слышно, как бы вы громко ни говорила. А на счет громко - так у нас в городе, как вы знаете, народ экспансивный...

Старик замолчал, хитро прищурился и сказал со вздохом:
- А теперь тут устроили филармонию!...

Не знаю, может быть, эта забавная история и выдумана, Но есть в ней одна бесспорная, горькая правда. Я за свою жизнь побывал в бесчисленном количестве концертных и театральных залов и у вас, и за границей. И никогда и нигде я не видал зала с худший акустикой, чем в филармония этого прекрасного приморского города.
Самые проникновенные мелодия замечательных музыкантов печально умирают в здешнем воздухе, не встречая резонанса и поддержки от суровых стен, привыкших спокойно и неотразимо парировать и гасить темпераментные крики дореволюционных биржевиков.
Мощный бас знаменитого певца звучит в этом зале, как далекий, заглушенный крик о помощи.
Бессмертные строки великих поэтов, исполняемые чтецами-лауреатами, выглядят как жалкое, неразборчивое бормотание.
И даже наши лучшие джазы, повсеместно известные своей исключительно громкой игрой (на духовых громко играть легче), не могут прорезать своими пронзительными трубами густой, ватный, охраняемый строгими законами акустики воздух бывшей хлебной биржи.
И наичувствительнейший микрофон, это великое и популярное чудо двадцатого века, не в силах помочь несчастной эстрадной певице, беззвучно, по-рыбьи разевающей рот перед рядами зрителей, недовольно прикладывающих ладони к напряженным до предела ушам...
Да что там говорить! Одно название, что «зал филармонии»! А ведь есть в этом городе немало прекрасных зданий, и старых, и новых, с отличной акустикой. И ведь город, этот издавна славится своей любовью к искусству, к музыке. И едут туда на гастроли отличные артисты. И едут охотно, если даже денек и придется отмучиться в зловещем зале. Зато потом, в любом другом клубе или дворце культуры гостеприимная и доброжелательная публика заплатит им горячими аплодисментами за то, что ей придется не только увидеть, но и услышать!

Надо, надо наконец найти новое помещение для концертного зала! А, может быть, даже и построить. С учетом, как говорится, современных достижений...
А что что касается здания бывшей хлебной биржи, то отцам города виднее, как его можно будет использовать. То ли разместить там учреждение, то ли открыть спортивный зал, то ли переоборудовать в «иллюзион», для показа старых (немых) фильмов. То ли отдать клубу глухонемых. На- все что угодно только не филармония!

Никита БОГОСЛОВСКИЙ.

Р. Ѕ. Я надеюсь, что этот мой призыв будет услышан заинтересованными организациями, поскольку он звучит со страниц газеты, а не преподносится с эстрады концертного зала Государственной филармонии, находящейся по адресу: г. Одесса, ул. Розы Лаксембург, 15.

Н. Б.