Союз композиторов СССР.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Василий СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ,
Герой Социалистического Труда, народный артист СССР.


Славься. Отечество.


(газета "Известия" 31 августа 1977)


НА НАШИХ глазах происходят события огромной важности. Я имею в виду тот творческий, трудовой энтузиазм, активность людей, их единство, сплоченность, кровную заинтересованность, которые были вызваны поистине всенародным обсуждением проекта Основного Закона нашей жизни Конституции СССР. Труд советского человека, его свершения поистине героические. Я видел военные подвиги, я видел подвиги трудовые, но то, что происходит сейчас -по свом масштабам, по сплоченности людей из всех братских союзных республик, по единому порыву заслуживает не песни, а гимна.

Герои КамАЗа, строители невиданных гидроэлектростанций, хлеборобы и литейщики, разве все они, как и все наши дела, не заслуживают гимна? Гимн моей Родины...
Гимн нерушимому Союзу республик свободных, дружбе народов, партии Ленина - силе народной. Гимн труду свободному, созидательному, преобразующему жизнь, делающему ее все более прекрасной, исполненной огромного смысла. С волнением, как и вся страна, я вслушиваюсь в его величавую и могучую мелодию музыки А. Александрова, в слова поэтов С. Михалкова и Г. Эль-Регистана, и вновь встает передо мной вся история страны, вся жизнь родины Октября.

Читая и перечитывая проект новой Конституции СССР, каждый из нас невольно восстанавливает в памяти не только страницы истории нашей страны, но и собственные биографии. Я принадлежу к тому поколению, которое родилось еще в дореволюционное время. Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, мне было 10 лет, и многое я помню отчетливо. Помню комнату полуподвала, отгороженную ситцевой занавеской, в которой жили мои родители. Отец мой, по праву дворника большого доходного петербургского дома, занимал большую часть комнаты. В другой жило еще двое. Помню усатых городовых, аптеку с двуглавым орлом, маленький грязный кинотеатрик с громким названием «Слон». Дальше по Староневскому за Лаврой тянулись хибары, трущобы, казармы рабочего люда с многочисленных заводов Невской заставы.

...Я иногда возвращаюсь в дом моего детства, изменившийся до неузнаваемости. Рядом детский сад, и в нем ребятишки ухоженные, крепкие, как боровички. В доме новые жильцы рабочие, служащие, инженеры. Новый мост Александра Невского соединяет теперь этот район с правым берегом Невы. Там все новое.

Эти перемены я зримо вижу за строками новой Конституции, как реальное проявление неустанной заботы нашего Советского государства и ленинской партии о благе народа, так что за примерами мне далеко ходить не надо. Мне, сыну дворника, революция помогла выйти в люди, стать композитором, завоевать признание народа. Для того чтобы проиллюстрировать то, что закреплено Основным Законом Советского Союза, мне достаточно рассказать свою биографию. Это она, Советская власть, послала меня в Верховный Совет СССР, и я двенадцать лет был депутатом. Мне могут сказать, что и в условиях буржуазного строя бывали случаи, когда кто-то из простонародья пробивался «в люди». Да, такие случаи бывали. Редко, но бывали. Были и «рождественские» рассказы о замерзшем малютке, которого обогрели и приласкали сердобольные люди. Были и сказки о Золушке. Но у нас создана СИСТЕМА, обеспечивающая каждому гражданину Советского Союза полное раскрытие его способностей.
Будущего гражданина Советского Союза еще задолго до рождения берут на учет районные консультации, затем его примет родильный дом, ему обеспечены ясли и детские сады, школы и дворцы пионеров, техникумы и университеты, его научат и обучат, приготовят рабочее место, для него построят дома отдыха и санатории, больницы и клиники, а когда он достигнет пенсионного возраста - назначат пожизненную пенсию. Где еще существует такая СИСТЕМА?..

Около двадцати лет я возглавлял Ленинградскую композиторскую организацию знаю, что каждый окончивший композиторский факультет, хоть сколько-нибудь себя проявивший, получал в Союзе творческую, материальную помощь. Огромные денежные средства тратит Музыкальный фонд на творческую помощь композиторам, каждому он дает возможность испробовать свои силы.

Союз композиторов общественная организация. Но за музыкальную политику в стране, за репертуар наших музыкальных театров и концертных организаций отвечаем перед народом мы. Нам доверено это ответственное дело. Не каким-то там боссам от искусства, не продюсерам и импресарио, как на Западе, а нам, композиторам. И мы через своих «полпредов» в художественных советах осуществляем это руководство. Где еще есть такая СИСТЕМА?

Мне доводилось не раз выступать перед нашей композиторской молодежью с предостережением против слишком ранней профессионализации, а мои коллеги за рубежом, люди уже почтенного возраста, вынуждены работать по найму, чтобы иметь возможность творить. Там мало, очень мало таких композиторов, которые могут прожить на творческий заработок. Разве что только авторы модных шлягеров, которые, вспыхнув на горизонте, тут же гаснут, как только проходит мода. Или уж очень выдающиеся мастера.


К нам, в Ленинград, приезжал несколько лет тому назад племянник известного русского деятеля прошлого века Митрофана Петровича Беляева, — уже пожилой человек, много лет живущий за рубежом. Он написал среди многих других сочинений симфонию. На организацию ее исполнения переписку нот, наем помещения, рекламу, оплату оркестра и дирижера - ушли все многолетние сбережения. Симфония никого не заинтересовала, пришли только родственники и близкие друзья. Зал был почти пуст. Я не знаю этой музыки, не могу судить о степени одаренности автора, но слышать об этом было грустно. Мы, например, организуем для начинающих не менее десяти подобных «показов» ежегодно, и все это за счет нашего Музыкального фонда, без каких-либо затрат со стороны композитора. Каждое удачное сочинение включается в программу ежегодного музыкального фестиваля «Ленинградская музыкальная весна». Да, два мира две системы. Все познается в сравнении, и я невольно делаю это.

Наши профсоюзы, тоже общественные организации, тратят десятки миллионов рублей на финансирование Физической культуры и художественной самодеятельности. Из миллионов участников этих коллективов, секций и кружков немногие станут чемпионами, деятелями искусства, виртуозами, но миллионы советских людей приобщаются к спорту, к литературе и искусству. Профессиональное наше искусство широко доступно граммофонные пластинки, книги, доступно народу. газеты. Так зримо реализуется то, что записано в проекте нашей Конституции, право на труд, на творчество, на отдых, учебу и всестороннее развитие личности.

Советская власть дала огромные права трудовому народу. Она возложила на нас только одну обязанность- честно трудиться на благо нашей социалистической Родины.
Есть в Гимне Советской Родины замечательные слова, выражающие всю глубину наших чувств:

В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!

...Я много езжу по стране, многое свершалось на моих глазах. Я видел, как осваивались целинные и залежные земли, как прокладывается международный газопровод Оренбург-Западная граница СССР, как возникали первые жилые кварталы в Тольятти и первые заводские корпуса на КамАЗе, громадные плотины гидростанций и новые аэропорты. На моих глазах крепнет мощь нашей Родины, и люди живут все лучше и лучше. И вижу, что всем нужна песня. Песни, созвучные нашему гимну, воспевающие красоту, труд и подвиг советского человека.