Союз композиторов СССР.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Докладная записка агитпропа ЦК М.А. Суслову
о "развале кадровой работы" в союзе советских композиторов СССР
25.10.1950



Взято отсюда.

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СУСЛОВУ М.А.

В соответствии с указаниями ЦК ВКП(б) об усилении работы с кадрами сектор искусств ознакомился с состоянием кадровой работы в Союзе советских композиторов, в результате чего выяснились серьезные недостатки.

1. По составу членов Союза советских композиторов обращают на себя внимание следующие факты:

а) по национальному составу Союза на втором месте стоят лица не основной национальности Союза ССР, а именно: 435 русских, 239 евреев, 89 армян и т.д. Еще рельефнее это выглядит в некоторых отделениях. Так, например, в Москве 174 русских, 116 евреев, 16 армян, в Казахской организации — 6 казахов, 6 евреев, в Молдавской — 8 евреев, 5 молдаван, 3 русских, в Ростовском отделении — 5 русских, 5 евреев;
б) члены ВКП(б) составляют менее 20% всего состава Союза, а, например, в Латвийской организации на 33 человека всего 1 член ВКП(б);
в) некоторые организации, пользуясь всеми правами, вытекающими из Устава Союза, не имеют ни одного музыканта с высшим образованием. Так обстоит дело, например, в Казахском отделении, в котором фактически только два профессиональных композитора.

2. Все эти недостатки состава были известны секретарям Союза, т.к. на них неоднократно Отдел пропаганды обращал внимание руководства Союза. Было указано, что при приеме в Союз новых членов необходимо решительно улучшить его состав. Однако за 2 года в Союз было принято всего 50 человек, из них 21 русских, 14 евреев, 4 армянина и т.д.
Работа с молодыми композиторами в Союзе поставлена крайне слабо, молодежные секции не работают. Вместе с тем имеются отдельные случаи приема в члены Союза студентов консерватории, не проявивших себя положительно в творческой работе.
Многие организации Союза композиторов растут недопустимо медленно. Так, например, в Украинскую и Белорусскую организации за 2 года было принято всего лишь по одному новому композитору. По всем периферийным городам РСФСР, где композиторы работают особенно плохо, в Союз принято всего11 человек.

3. Центральный аппарат Союза композиторов работает плохо, особенно здесь запущена кадровая работа:

а) в аппарате Центрального Правления Союза оказались на работе люди, не заслуживающие делового и политического доверия. Вот несколько примеров.
Беклещова Е.П. — образование среднее, из дворян, б/п., до 1948 года была в течение 8 лет заведующей столовой и проявила себя главным образом тем, что в военные годы незаконными путями снабжала продуктами бывших руководителей Оргкомитета Союза. В настоящее время Беклещова работает (занимает должность) заведующей секретариатом Союза.
Новикова О.В. — образование среднее, из дворян, б/п., до Союза работала в клубе домоуправления, по сведениям зав. отделом кадров Союза т. Иванова имеет ближайших родственников в Америке, Англии, Франции. Работает секретарем т. Хренникова и в курсе всей, в том числе и секретной переписки и всех дел Союза.
Дельцова Т.Н. — окончила 2 курса строительного института, по специальности техник, б/п., поступила на работу в Союз с приходом т. Власова, освобожденного от работы в Московской филармонии. Работает референтом творческих комиссий по музыке композиторов РСФСР и СССР.
Хейфиц Ц.Б. — окончила институт новых языков, по специальности переводчик, б/п., до этого работала в Институте мирового хозяйства. Работает референтом в ряде творческих комиссий Союза.
Руденко Л.В. — окончила 4 курса университета, по специальности библиограф, б/п. Работает референтом творческой комиссии по симфонической музыке.
Юшков В.А. — окончил промышленный техникум, член ВКП(б), в течение 25 лет работал экономистом по строительству, приглашен на работу в Союз своим знакомым композитором Крюковым (Председатель правления Музфонда). Юшков В.А. работает директором Музфонда СССР;
б) в аппарат Правления и Музфонда принята группа людей, скомпрометировавших себя на прошлой работе, отличающаяся деляческими наклонностями (Гринберг1, Векслер, Блейз, Гольцман, Пильщиков). Они фактически ведут всю оперативную работу Союза и Музфонда. По заявлению зав. отделом кадров т. Иванова эта группа не один раз собиралась обособленно в помещении для обсуждения каких-то секретных дел Союза. Большинство указанных лиц получают персональные оклады или же оформлены фиктивно. Так, например, Гольцман и Пильщиков числятся по штатным должностям консультантами центрального аппарата Музфонда, а фактически являются основными работниками Московского отделения Музфонда. Обращает на себя внимание в связи с этим тенденциозный по национальному составу подбор кадров в аппарате комбината Музфонда, находящегося при Московском отделении. Все основные руководящие долж-ности здесь заняты людьми одной национальности (из 7 заведующих цехами и руководителей комбината 6 человек евреев). Кадровую работу комбината возглавляет беспартийный т. Файнберг. Кадровая работа в аппарате Музфонда ведется т. Буяльской, б/п., секретарем-машинисткой и т.д. Следовательно одной из основных причин неудовлетворительного положения с кадрами в Союзе композиторов является то, что эта работа поручена здесь случайным лицам.

4. Плохое положение с кадрами обуславливает и целый ряд других существенных недостатков в работе Союза и Музфонда.

Несмотря на то что в 1948 году для аппарата Правления Союза правительством установлены повышенные должностные оклады и 10 персональных ставок, кадры руководящих творческих работников подобраны наспех, за трудовой дисциплиной их никто на следит. Так, например, за период с 14 по 21 сентября с.г. пом[ощник] Генерального секретаря Союза т. Пейко 18 и 21 на работе совсем не был, 14-го был — 2 часа, 15-го — 1 час, 16-го — 1,5 часа. Ответственный секретарь оперной секции Книппер — 14, 15, 18, 20, 21 на работе вовсе не был. Председатель комиссии по творчеству композиторов РСФСР и СССР Власов 14-го был на работе 40 минут, 15-го — 30 минут, 18-го — 1,5 часа.
Следует сказать, что и сами секретари, за исключением т. Хренникова, недопустимо небрежно относятся к работе. За тот же период (с14 по 21 сентября) назначенные часы приема секретарей Союза ни разу не были соблюдены. Тов. Чулаки — исполнявший обязанности Генерального секретаря (т. Хренников был в отпуске) — 14, 15 и18-го в Союзе совершенно не был, 16-го был 45 мин. И только 19-го в течение нескольких часов присутствовал на заседании Секретариата Союза. Тов. Коваль, кроме своей работы в качестве редактора журнала «Советская музыка» (за которую получает отдельный оклад) и редкого присутствия на Секретариате, другой работой в Союзе не занимается, хотя и получает полную ставку секретаря Союза.
Подобная же «домашняя» атмосфера царит и в аппарате Музфонда СССР. Вместо оперативного руководства отделениями на местах, использования многочисленных рычагов, имеющихся у Музфонда для стимулирования творчества композиторов, работники Музфонда занимаются лишь просмотром присылаемых в Музфонд бухгалтерских отчетов. Должности основного — Организационно-творческого отдела Музфонда СССР незаконно заняты Гольцманом и Пильщиковым — работниками Московского отделения Музфонда. Директором Музфонда приглашен человек, никогда никакого отношения к искусству не имеющий. Правление Музфонда собирается крайне редко, и, как правило, всегда в неполном составе. Фактически центральной фигурой аппарата Музфонда является главный бухгалтер Родовский, «переживший» многих директоров Музфонда.
В связи с этим понятно, что серьезные недостатки в работе Музфонда, которые не раз отмечались Отделом пропаганды, к сожалению, до сих пор имеют место. Так, например, Дома творчества Музфонда по-прежнему продолжают использоваться не по основному назначению. Достаточно указать на то, что, например, в июле месяце с.г. в доме творчества Руза — 414 человекодней было использовано композиторами членами Музфонда, а 840 человекодней — членами семей. Таким образом, дома творчества, созданные для улучшения условий творческой работы композиторов, фактически превратились в рядовые дома отдыха. Некоторые композиторы (это касается и секретарей Союза) живут в Рузе по бесплатным путевкам почти круглый год (музыковеды Рыжкин, Шавердян и др.).
Отделения Музфонда на местах фактически никто не проверяет. Помимо личных поездок б. директора Музфонда Максимова в Ленинград, Прибалтику и Киев и одного выезда работника Музфонда Кацовского (в связи с землетрясением) в Туркмению, за последние годы никто на периферии не был.
Доводя до Вашего сведения эти факты, считали бы необходимым провести в Отделе пропаганды совещание с секретарями Союза композиторов, указать им на крупнейшие недостатки в работе центрального аппарата, и в особенности на развал кадровой работы, и разработать меры по наведению в Союзе должного порядка.

Просим Ваших указаний.
В. КРУЖКОВ
П. ТАРАСОВ
25/X-50

На первом листе документа в верхнем левом углу рукописная резолюция: «Согласен. М. Суслов. 26/X». Внизу ниже текста помета карандашом: «Тов. Круж-кову А.С. 26 I 50 г. Гаврилов».

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 418. Л. 106—209. Машинопись. Подписи-автографы.

К документу приложена отдельная записка о М.А. Гринберге от 5 ноября 1950 г., адресованная М.А. Суслову (Там же. Л. 210). В приложенной к записке «Справке», в частности, цитировался приказ Радиокомитета от 3 февраля 1949 г., посвященный работе Управления музыкального радиовещания:
«Руководители Музыкального Управления т.т. Гринберг, Нестьев и Шиманович в течение длительного времени упорно отвергали справедливую критику литературных текстов и пояснений к музыкальным передачам. При обсуждении вопроса о серьезных ошибках, допущенных в радиопередачах, на заседании Комитета 29.I с.г. они продолжали беспринципно отстаивать свои ошибочные позиции, пытались свести обсуждение вопроса к частностям и мелочам и проявили полное нежелание понять политический смысл допущенных в ряде музыкально-образовательных передач ошибок, отразивших влияние буржуазного космополитизма и низкопоклонства перед западом, безразличное отношение к патриотическим чувствам и национальной гордости советских людей». В «Справке» говорилось, что 28 февраля 1949 г. М.А. Гринберг был освобожден от работы во Всесоюзном радиокомитете и что его последующее назначение на работу в Союз композиторов СССР состоялось без согласования с Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР (Там же. Л. 211—214).