ГОРОД-КУРОРТ Сочи уже твердо определился как центр кипучей концертной деятельности.
В минувшем году гастрольный план в Сочи тоже был весьма насыщенным - коллективы, солисты, представленные в нем, еще раз продемонстрировали все богатство и многообразие советского многонационального искусства. С помощью республиканских, союзных концертных организаций и Министерства культуры РСФСР филармония города-курорта строила свою деятельность так, чтобы достой но встретить юбилейный год.
Можно было бы перечислить десятки и десятки имен известнейших дирижеров, солистов, исполнителей инструменталистов и вокалистов, названия прославленных коллективов, принимавших участие во всероссийском фестивале, посвященном столетию со дня рождения В. И. Ленина. Кроме того, проводились также дни культуры союзных республик.
Впечатлений, самых ярких, масса. Масса аплодисментов, восторгов, радостей, наслаждения, но немало и разочарований.
Да, при всем том, что на отсутствие гастролеров, особенно в летние месяцы, жаловаться нельзя, Сочинская государственная филармония испытывает серьезные трудности. К сожалению, пока еще нам не удается избежать посредственных, малоинтересных концертов. Возможно, потому, что гастролями в Сочи занимаются многие концертные организации, имеющие, а то и не имеющие к этому отношения. В результате мы встречаемся с явлениями, которые свидетельствуют о недостаточной взыскательности к идейному и художественному уровню постановок, концертных программ. В репертуаре приезжающих к нам гостей еще встречаются далекие от жизни не отвечающие эстетическим требованиям, незрелые произведения, на подготовку которых напрасно затрачиваются творческие усилия коллективов, Большие материальные средства. Так, в одной концертной программе, обещавшей русское народное искусство, выступление «Ярославских ребят» было «приправлено» низкопробным «антуражем». «Ритм ХХ века» (Чечено-Ингушская филармония) или «Новый электрон» (Донецкая филармония)- думается, что рождение таких ансамблей не что иное, как даль моде. Не сомневаемся, что среди исполнителей есть способные люди, но «электронно-ракетное» звучание глушит все.
Трудно удержаться от упреков в адрес руководителей Новосибирского театра оперы и балета, разделивших труппу на две части (театр гастролировал одновременно и в Краснодаре). Игрались сначала только балетные спектакли, затем только оперные, причем оркестр в том и другом случае был в половинном составе. Гастроли известной певицы Голи Чохели тоже разочаровали -артистка, на наш взгляд, недостаточно тщательно продумала свой гастрольный репертуар.
Гастроли важнейший период в жизни того или много коллектива или отдельного исполнителя, своеобразный экзамен перед слушателем, выдержать который непросто -необходима тщательная и всесторонняя подготовка. Но как часто нам приходится сталкиваться с легкомысленным, а порой просто безответственным отношением к этой стороне концертной деятельности! Можно назвать много случаев, ногда артисты просто не выполняют своего долга по отношению к концертной организации не выезжают в назначенные сроки, определенные согласованным планом, или вообще отказываются от выступлений. В результате- планы гастролей часто нарушаются.
До сего времени не решен вопрос единого планирования. Это создает ужасную путаницу неразбериху в выборе и приглашения лучших исполнителей. Плохо координируется репертуар - даже у очень популярных исполнителей-вокалистов репертуар не оригинален.
Мы принимаем все необходимые меры к тому, чтобы лучше организовать выступления наших гостей, хорошо их встречать, размещать. К сожалению, еще многое нам не удалось решить. Не всегда успешно мы работаем со зрителем, это относится прежде всего и концертам филармонического плана.
KУРОРТНЫЙ сезон в Сочи круглогодичный. Давно назрела необходимость активно проводить гастроли весь год. Однако зимой культурная жизнь затихает. Надо думать что совместными усилиями с гастрольными организациями нам удастся преодолеть эту «традицию» и организовать гастрольное дело значительно лучше. Одно из условий этого улучшения хорошая реклама. Высокое качество рекламных афиш не совпадает с качеством концерта, и наоборот! Особенно нам досадно за посредственную организацию гастролей молодых исполнителей, лауреатов всесоюзных конкурсов. Их выступления, как правило, особенно бедны рекламой.
Мы далеки от того, чтобы начисто отвергать все положительное, отрадное, что принес минувший гастрольный сезон в Сочи. И все же мы за то, чтобы в этом прекрасном музыкальном букете совсем не было сорняков и колючек, чтобы подбирался он более тщательно, с большим вкусом.
С. ИНКИН,
директор Сочинской филармонии.
Д. ГЕРШФЕЛЬД,
художественный руководитель, композитор.