История.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Вокально-Инструментальная Эра

декабрь 2014
9

9. Деньги.

И вот тут подошла пора поговорить о материальных стимулах жанра, а проще говоря о деньгах.
Как функционировала система оплаты для музыкантов?

Оплата музыкантами шла в соответствии с личной ставкой. Эта ставка назначалась каждому при поступлении на работу. Самая маленькая была 5 рублей, а самая большая 22-50 за концерт из одного отделения. В то время все концерты состояли из 2-х отделений. Поэтому, если ты участвуешь в сборной программе, то выступаешь только в одном отделении и получишь за концерт 5 рублей. Если ты выступаешь в группе, которая имеет сольный концерт из 2-х отделений, то получишь за этот концерт 10 рублей. Вот почему все стремились к сольным концертам. Если концертов в этот день 2-3 или 4, то, соответственно, дневная ставка возрастала пропорционально количеству концертов.

Еще одна причина, по которой жанр ВИА, быстро приобрел популярность в профессиональных кругах, это легальная возможность для музыкантов зарабатывать больше. Именно для музыкантов. Раньше они имели только инструментальную ставку, а теперь при совмещении могли получать и часть ставки вокальной. Если у музыкантов была ставка тогда 5 рублей, то при совмещении платили уже 7.50 за концерт, независимо от количества зрителей.

Из рассказанного выше вытекает простая истина - чтобы больше зарабатывать, надо давать больше концертов. Это понимали не только музыкантам, но и руководство концертных организаций, где они работали. Поэтому дабы ограничить алчность первых вторые ограничивали количество разрешенных концертов в месяц на уровне 15-20. Это позволяло законопослушным артистам зарабатывать вполне приличные деньги на уровне 300-400 рублей. Напомню, что средняя з/п по стране была 100 рублей.

Однако стремление к безграничному обогащению даже в то время процветала в рядах служителей муз. И оно все время изобретало различные, сравнительно честные, способы дополнительного заработка. Одним из самых эффективных таких способов была работа на фондовых концертах.
Здесь дело обстояло следующим образом. Отработав в своей концертной организации положенное количество концертов, ансамбль заключал договор с другой филармонией и за счет ее фонда заработной платы отрабатывал там оговоренное количество концертов и опять переезжал дальше. Поскольку популярные коллективы могли давать 2-3 концерта в день без проблем, то легко посчитать, что особо отчаянные из них, работая на износ, могли делать по 60 и более концертов в месяц.
Солист ВИА "Песняры" Леонид Борткевич вспоминая о своих первых гастролях по Дальнему Востоку, которые длились полтора месяца, говорил, что его заработок тогда составил около 5 тысяч рублей, что было сопоставимо со стоимостью новой машины.

В дальнейшем подобная система позволила получать участникам ВИА совершенно сумасшедшие деньги по тем временам. В десятки раз выше средней зарплаты по стране и даже выше зарплаты партийной и советской номенклатуры высокого ранга (например, министра). Это сразу оценили "деловые люди" (руководители ВИА, администраторы и т.д.), от которых зависело развитие нового направления.

Надо понимать, что работа на фондах других организаций носила полукриминальный характер, поскольку в этом случае использовались различные хитрые схемы оплаты. Кроме того родным организациям таких гастролеров не перепадала от этого ни копейки. Ничего удивительно, что периодически подобные случаи всплывали и особо ретивые администраторы ВИА, которые все это и организовывали, отправлялись за решетку.

Это не останавливало музыкальный бизнес ВИА, поскольку компенсация за риск была весомой. Рассказывают, что руководитель ВИА "Акварели" Александр Тартаковский, который очень любил выпить, всегда свой первый тост начинал такими словами:
-Выпьем за Битлз. За тех кто обеспечил нас такой денежной работой.

«Аве Мария» (С. Иванов- М. Танк) -ВИА «Песняры» запись 1974 г.
ВИА "Песняры".

Продолжение