История.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Вокально-Инструментальная Эра

декабрь 2014
12

12. Оперное творчество ВИА.

Очевидный кризис новых идей у основателей жанра привел к общему кризису ВИА.
Один из членов жюри, комментируя итоги 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады, сказал так:
-Картина состояния данных видов эстрадного искусства в нашей стране, ее республиках и городах развернулась достаточно полно. И, надо сказать, что она оказалась безрадостной. Впечатление было такое, будто мы слышали все время одно и тоже. Настолько все это было безликим, серым, неинтересным. И певцы и ансамбли явно копируют друг друга, все в плену у микрофона, не умеют двигаться по сцене, поют сочинения, которые к искусству имеют слабое отношение..."

Однако ВИА по - прежнему имели огромную популярность, хотя внутри жанра образовалось тихое болото, где корифеи могли спокойно существовать, собирая урожай с давно посеянных идей. Жанр остановился в развитии, но продолжал двигаться вперед по инерции.
В попытке найти выход из тупика самое интересное решение предложили "Поющие гитары", переключившиеся на крупные театральные формы.
21 июня 1975 года в помещении оперной студии ленинградской консерватории они показали премьеру зонг - оперы "Орфей и Эвридика" на музыку Александра Журбина. Именно эта и последующие аналогичные работы помогли "Поющим гитарам" относительно спокойно перенести общесоюзный застой. Но такое "оперное" увлечение фактически погубила их, как песенный коллектив.
Зонг - опера "Орфей и Эвридика":
Эвридика- Ирина Понаровская. Орфей- Альберт Асадуллин.


По этому же пути пошли и "Песняры" в мае 1976 года состоялась премьера рок-оперы "Песня о доле" на музыку Владимира Мулявина. В репертуаре Песняров "Песня о доле" просуществовала около года.
Затем была осуществлена постановка поэмы-легенды "Гусляр" на музыку Игоря Лученка. Ее премьера состоялась в конце 1978-го года. Обе эти постановки хотя и проходили при полных залах не принесли ансамблю существенной пользы в плане популярности. Наоборот, часть поклонников не приняла эти эксперименты. Мулявину стало очевидно, что этот жанр не имеет будущего и эксперименты подобного рода быстро свернули.
В отличии от "Поющих гитар" Мулявин в период оперных метаний не думал отказываться от песенных концертных программ. И эта предусмотрительность помогла Песнярам без особых потерь пройти это увлечение.

В 1978 году отметился в эксперименте с крупными формами ВИА "Ариэль". Это была рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве».
В 1981 году была подготовлена рок-оратория «Мастера» по поэме Андрея Вознесенского, а в 1985 году – рок-дума «За землю Русскую…» на тему «Слова о полку Игореве». Все эти работы были сделаны на музыку Валерия Ярушина. Но только "Пугачев" имел значимую сценическую судьбу, две остальные по сути реализованы так, как хотели создатели, не были.
Работая над крупными формами «Ариэль» не закрывал свои песенные программы и потому так же, как Песняры вышли из этих экспериментов без трагических последствий для себя.

Еще один подобный эксперимент был с участием ВИА "Музыка" п/у Николая Воробьева. Опера называлась "Алые паруса" по произведению Александра Грина. Музыку и стихи написал Андрей Богословский - сын очень влиятельного советского композитора Никиты Богословского. В 1976 году состоялась премьера, и тут же был записан радио-вариант этой оперы. Поскольку длительность оперы-феерии была 1 час 45 минут, то было решено отказаться от песен. "Алые паруса" существовала в репертуаре ансамбля довольно долго, но постепенно стали возвращаться и песни, а спектакль стали показывать только фрагментами.

В 1978 году ленинградский ВИА "Калинка" п/у Сергея Лавровского под влиянием своих земляков "Поющих гитар" подготовил рок-оперу "Свадьба в Калиновке или Утро вечера мудреней". Музыку к нему написал Эдуард Кузинер, перешедший в "Калинку" из "Поющих гитар". Лавровский, учитывая опыт "старших братьев", не стал закрывать песенные программы, а разделил ансамбль на две части. Концертная "Калинка" и рок-опера работали параллельно. Опера просуществовала совсем недолго.
К началу 80-х стало ясно, что жанр рок-опер в концертном исполнении ВИА не имеет будущего. И всякие метания в этом направлении прекратились. Мировая поп-музыка поняла это еще раньше.
Продолжение