Валерий Колпаков
Вокально-Инструментальная Эра
декабрь 2014
14
14. Закат.
Конец 70-х практически ничего в существующем положении дел в нашей популярной музыке не изменил. Ветераны жанра ВИА выглядели по-прежнему неубедительно и в какой-то момент упустили интерес молодежи. Вот мнение по этому поводу композитора Ю.Саульского:
-У многих, даже самых лучших ВИА, я наблюдаю... известные метания. Мне кажется, уменьшился интерес к песне, изложенной многоголосно...В том, что многие ансамбли "буксуют", есть, видимо, и еще одна причина. "Заштамповались" многие приемы, средства выражения. В такой капризной сфере, как эстрадная популярная музыка стилевые сдвиги происходят быстро, через 2-3, максимум через 5 лет. А наши ВИА, особенно филармонические... стали больше уделять внимание валу, количеству песен. Перестали экспериментировать. Вот они и стали отставать от требований слушателей, которые порой оказывались впереди того, что им предлагали наши ВИА".
Вообще, надо сказать, что в 1979 году ВИА оказались, настолько несостоятельными в своем творчестве, что интерес к ним упал до предела.
В итоговом списке среди 20 лучших песен года по анкете газеты "Московский комсомолец" лучшая виашная песня была лишь 17 с 205 очками (всего в списке 3 таких песни). Для сравнения скажу, что лучшая песня в исполнении А.Пугачевой набрала -1360 очков.
Ни у кого уже не возникало сомнений, что необходимы были перемены. ВИА жанр окончательно выдохся и существовал дальше, бесконечно повторяясь.
Развязка наступила в 1980. В канун летней Олимпиады-80 был организован фестиваль популярной музыки "Весенние ритмы", который в течении 8 дней проходил в Тбилиси. В нем наряду с профессиональными ансамблями участвовали и любительские коллективы, опирающиеся в основном на собственное творчество. Фестиваль превзошел все ожидания, после него впервые в нашей официальной популярной музыке получил признание термин "рок-музыка". Здесь же в Тбилиси наметилась четкая граница между представителями этого направления и классическими ВИА. Причем сразу бросалось в глаз а, что творческий потенциал и перспективы роста у новичков значительно выше. Из 9 лауреатов лишь 2-х можно отнести к традиционным ВИА: "ВИА-75" (Тбилиси) и рижский "Тип-топ".
Призовые места распределились так:
1. Машина времени (Москва) и Магнетик Бэнд (Таллин).
2. Автограф (Москва), Лабиринт (Батуми) и Гунеш (Ашхабад).
3. Интеграл (Саратов), Тип-Топ (Рига), ВИА «75» (Тбилиси) и Диалог (Донецк).
Валерий Ярушин:
-Фестиваль в Тбилиси сказал громко, на весь мир: «Началась новая эпоха на эстраде»! Прежде всего, изменились ценности. С разрешением очень двусмысленных, даже революционных текстов… рок стал приобретать более литературную основу. Сегодня уже стало интересно, не КАК ты исполняешь, а ЧТО! Для «Машины времени», отсиживающейся почти десятилетие в подполье это был звездный час, и точка отсчета настоящего! А «Аквариум» сломал пресловутый штамп ВИА, привнеся чудачество и неординарное мышление. При этом наше мастерство владения инструментами и крепким вокалом отходило на второй план.
История, как известно, развивается по спирали. Повторяя события многолетней давности, касавшихся ВИА - бума, нашу эстраду после фестиваля в Тбилиси захлестнула новая волна- рок-группы. Напор был столь мощным, что даже коллективы с многолетним стажем стали менять приставки к названиям и вместо "ВИА" писать "группа", "рок-группа" или хотя бы просто "ансамбль". При этом ориентация в музыке и стиль практически не менялись. Образно говоря, у них изменилась лишь окраска, приобретя цвет окружающей среды. Участники «новых- старых» групп начали открещиваться от своей принадлежности к жанру ВИА. Дескать, то, что было раньше, было плохо, но мы к этому не имеем никакого отношения. Этим формировалось стойко отрицательное отношение к некогда популярному жанру. Определение "ВИА" стало символом примитивизма и халтуры на эстраде. Долго подобное продолжаться уже не могло. Интерес зрителей к некогда популярным коллективам падал с каждым годом. Это уже был закат жанра.
Попытки старожилов жанра подладится по новую моду были. И даже вполне успешные. Четверо бывших участников ВИА "Веселые ребята", включая и Алексея Пузырева, создали группу
"Экипаж", которая смогла записать на «Мелодии» пластинку. Впрочем, без особого успеха.
Другие виашные музыканты во главе с Барыкиным и Кузьминым под именем
«Карнавал» записали в 1981 году вполне успешную пластинку, но к моменту ее выхода состав группы значительно изменился. И продолжения не последовало.
Музыканты ВИА "Поющие сердца", покинувшие ансамбль после того как руководитель взял курс на рок-музыку, создали группу
"Эрмитаж", которая стала исполнять современные обработки классической и мировой музыки.
Были и другие подобные попытки, но все они не удались.
Эти люди были из другого времени.
И их время ушло.
Ermit_R_Blekmor.mp3 –группа «Эрмитаж».
Группа "Эрмитаж" в сценических костюмах.
 |
Завершая обзор, хочу высказать свои предположения по причинам, приведшим к закату столь многообещавшего музыкального явления. На мой взгляд, причин таких две.
Первая.
Музыканты - "западники" (т.е ориентированные на западную музыкальную идеологию), которые стояли у истоков ВИА ЭРЫ, к середине 70-х, оставаясь на прежних позициях, уже не являлись катализатором развития жанра, а были скорее тормозом, который в следующие 5-10 лет остановил развитие виашной культуры.
Сегодня мы уже точно знаем, как развивался жанр ВИА в дальнейшем: после 1980 года всем стало очевидно, что дальнейшее развитие жанра связано только с русскоязычным исполнением. Этому способствовали и массово нарождавшиеся отечественные "рок-группы", которые очень скоро в одну калитку вынесут со сцены традиционные ВИА. И это, несмотря на то, что ВИА к тому времени накопят огромный опыт и мастерство. Однако это не компенсирует отсутствие у них новых идей, поскольку там по-прежнему все решали люди, воспитанные на западной музыке. Их процесс "ученичества" сильно затянулся. Тут требовалось быстрое и кардинальное обновление исполнителей. И оно произошло, но с опозданием на 10 лет. Такова была цена "вторичности".
Ярушин:
-Вообще, наши российские музыканты особо грешны в одном: в погоне за модой, сломя голову, начинают, попросту, "воровать" у фирменных западных групп все, что можно, забывая, где они живут. А русская мелодика, песнопение не приемлет подобного, для нее нужен другой подход. Это не значит, что все поголовно должны углубиться в фольклор, нет! Но западный зритель не такой уж дурак, чтобы безоговорочно принять наших доморощенных "Роллингов". Он снисходительно, и даже умиленно наблюдает за всеми нашими опытами. Единственно, кого они уже давно признали - это наших джазменов, которые заставили мир говорить о русском джазе уважительно. И, главным образом, потому что он стоит на наших национальных истоках.
Вторая причина.
Стремление к большим заработкам само по себе не так уж и плохо. Но советские ВИА стремились к постоянному увеличению количества концертов, что очевидным образом сказывалось на качестве и не способствовало накоплению творческих идей. Как ни странно, но советская гастрольная система была очень рациональной и правильной: 15-20 обязательных концертов в месяц, а все остальное время репетируйте и ищите. При такой системе минимум 2 недели в месяц, каждый коллектив мог заниматься только своим творчеством, при этом гарантировано получая в 3-4 раза больше средней зарплаты по стране. Однако запах больших денег был приятней запаха большого, но бесплатного творчества. И творчество стало умирать, переходя в ремесленничество.
Павел Слободкин:
-«Машина Времени» до 79-го года была коллективом не профессиональным, а любительским. Значит, они сумели накопить тот творческий потенциал, который мы накопить не успевали, потому что каждый раз должны были работать по 30 концертов в месяц! Практически на себя у нас не оставалось времени...
Это, конечно, сущая правда, но не вся. Оправдывая, таким образом, кризис жанра, его идеологи всегда забывают сказать, что это был их собственный осознанный, сделанный без какого-то принуждения, выбор.
И в том, что профессиональные вокально-инструментальные ансамбли не смогли выдержать конкуренцию с любительскими рок-группами, вина подобной модели поведения бесспорна.
«Часовщик» - ВИА «Поющие сердца»