Валерий Колпаков.
Олимпийская "Мелодия".
(март 2022)
8
Если посмотреть в целом на эту иностранную "Олимпийскую серию", то вызывает удивление её малочисленность в ВИА жанре.
До сих пор многие из их участников тех ВИА рассказывают, как им всё и везде запрещали, но вот был период, когда разрешили, но отметились в нем полноценно только "Веселые ребята".
Почему же, не смотря на очевидные послабления и доступность, так мало ансамблей проявили себя в жанре записей зарубежной музыки?
Это интересная тема и на ней стоит остановиться.
Есть одна общая причина, касающаяся всех ВИА. В предолимпийский период в стране стало доступно очень много разнообразной западной музыки. И на их фоне наши исполнители смотрелись, мягко говоря, бледно. Именно нежелание выглядеть смешно в глазах будущих гостей Олимпиады-80 стало главным тормозом для многих.
А теперь добавим конкретики в отношении некоторых.
Сначала о тех, кто мог, но не сделал ничего.
"Аракс".
Вот кому, казалось бы, сделать это надо было в первую очередь, не боясь за качество. Мне могут возразить, что ансамбль являлся частью театральной труппы и был занят в текущем репертуаре театра. Однако, это не помешало ему записать в 1978 году, аж на двух дисках, музыкальный спектакль "Звезда и смерть Хаокина Мурьеты". А также поработать с Зацепиным над записью его киномузыки. То есть, занятость в театре не было проблемой.
В концертном репертуаре "Аракса" было достаточно западного музыкального материала, который был ими уже многократно отшлифован. Записать его на студии в период 1978-79 годов много времени бы не потребовалось. Почему же этого не случилось?
Причины здесь две.
Первая- у ансамбля не было руководителя, который бы занимался продвижением и развитием коллектива вне музыкальных и театральных рамок. При всём моем уважении к Сергею Рудницкому, он был только музыкантом. А тут был нужен РУКОВОДИТЕЛЬ (типа П.Я.Слободкина или Д.Ф. Маликова), который был понимал в каком направлении нужно двигать конкретный ансамбль и что для этого надо делать.
Вторая- в 1979 году "Аракс" стал работать с Юрием Антоновым над записью его музыки, а потом и над своим собственным диском "Колокол тревоги". Помочь с выпуском этого диска "Араксу" обещал Ю.Антонов. Конечно же, ребята рассчитывали успеть сделать всё до начала Олимпиады, чтобы показать товар лицом, но в силу разных организационных причин на
подготовку диска ушло больше года. В итоге он так и не вышел.
"Верные друзья".
После расставания с Валерием Ободзинским в 1977 году ансамбль стал работать самостоятельно, пытаясь раскрутить себя в новой реальности. В его репертуаре появился большой пласт зарубежной музыки, записать которую на большой диск, было не только возможно, но и правильно с точки зрения популярности. Однако, ничего этого сделано не было.
Главной причиной этому был руководитель ансамбля Ефим Дымов, который не смог создать внятную стратегию развития коллектива. За 12 лет его руководства коллектив записал только два миньона в 1978 и 1984 году.
"Калинка".
"Народный" советский ВИА с обязательным
заграничным репертуаром. Ансамбль очень мало записывался, в чем была прямая ошибка его руководителя Сергея Лавровского. Поскольку эти записи не приносили денег, он предпочитал не тратить на них время, а зарабатывать концертами. ВИА "Калинка" очень много гастролировал, в том числе и за границей.
В 1976 году их постигла та же участь, что и некоторые другие советские ВИА- увлечение эстрадной оперой, но эксперимент оказался неудачным.
Непосредственно к Олимпиаде была сделана специальная программа - народная американская музыка с русскими текстами под названием «Кантри-шоу-карнавал», которая тоже быстро сошла на нет после окончания игр.
"Пламя".
Этот ансамбль, в 1976 году отпочковавшийся со скандалом от ВИА "Самоцветы", стал, по сути, его продолжателем. Однако до Олимпиады он еще не успел набрать необходимый авторитет и вес на советской эстраде, чтобы претендовать на выпуск диска-гиганта. По этой причине отметился только несколькими миньонами с советским репертуаром.