Валерий Колпаков.
Прокол от "МЕЛОДИИ"-2.
(декабрь 2024)
3
Как появился Азизов.
Ну вот и пришла пора поговорить о том, как в перечне соавторов песни «Нет тебя прекрасней» появилась фамилия Азизова.
Евгений Броневицкий.
 |
Евгений Броневицкий:
Юрка пришел к нам в конце 69-го года. Пришел и прямо в вагоне говорит: «Хотите, песенку вам покажу “О добрых молодцах”?» Нам понравилось, попросили его написать аранжировку. А он
грамотный музыкант, окончил училище, так что мы буквально через два дня уже сделали песню. Правда, пел он ее сам, а мы только подпевали. Потом из него поперло, как из рога изобилия.
“Аэропорт”, “Стефания Сандрелли”, да много чего. «Люди встречаются», кстати, тоже он принес в ансамбль. Это венгерская песня. Композитор Янош Коош. Антон принес ее уже с русским
текстом. Песня нам понравилась, и он стал петь ее в концертах. Она очень хорошо всегда проходила...
Еще расскажу про «Нет тебя прекрасней». Когда Юра уходил, он на прощанье оставил маленький клочочек, там буквально одна строчка там была, и мятый листочек со стихами... И вот, когда
он уходил, оставил эту строчечку. Он ее наиграл и напел. Мне понравилось, я говорю: “Вот уходишь, а на память о тебе останется песня”. И где-то в следующей поездке за одну ночь я
эту песню сделал.
|
Уходя из ансамбля, Антонов оставил Броневицкому два листочка: нотный листочек со строчкой мелодии и гармонией под нотами, и лист с текстом. Текст состоял из двух куплетов без
указания автора.
Около полугода песня лежала без движения, но потом Броневицкий о ней вспомнил и решил ею заняться. Когда аранжировка была готова песню показали Васильеву и тот согласился включить
её в репертуар. Но тут сразу возникла одна загвоздка: для включения песни в репертуар её необходимо было показать Худсовету Ленконцерта. А для этого было необходимо указать авторов.
С музыкой проблем не было, а вот автора стихов никто не знал. И спросить у Антонова было нельзя, поскольку никаких контактов он не оставил.
Выручил ленинградский гитарист Михаил Беляков, который был известен в музыкальных кругах тем, что лихо писал русские тексты к зарубежным шлягерам. Сотрудничал он со многими
ленинградскими исполнителями, в том числе и с "Поющими гитарами".
Михаил Беляков в составе ВИА "Веселые голоса" (1971).
 |
Беляков дописал в песне еще один куплет и таким образом стал полноценным соавтором. Песня прошла Худсовет Ленконцерта и вошла осенью 1970 года в репертуар ВИА "Поющие гитары" с
авторами Антонов-Беляков.
Дальше события развивались по двум возможным сценариям. Выбрать правильный, могло бы помочь, знание точной дата студийной записи песни "Нет тебя прекрасней": 1970 или 1971.
Я считал, что это было сделано в 1971 году, потому что еще в 2004 году на форуме "Попса. инфо" в обсуждении этой песни и один из участников написал тогда следующее:
ShuraM 1 апр. 2004 11:36
Хочу дополнить Наташу по поводу версий «Нет тебя прекрасней».
Песня в трехкуплетной версии исполнялась на концертах лишь до конца 1970 года… Имеющаяся концертная запись сделана в ноябре указанного года. После чего музыканты (а не звукорежиссеры «Мелодии») посчитали ее слишком длинной и уже на концертах 1971 года начали исполнять ее в урезанном виде, т.е. без второго куплета. В этом виде она и была записана и исполняется ими на концертах до сих пор…
Эту причину независимо друг от друга высказывали и Анатолий Васильев, и Евгений Броневицкий, и «примкнувший к ним Василий Борисов».
|
Таким образом, если песня была записана в 1971 году, то дальше события развивались так.
Сценарий №1
В процессе концертной деятельности ансамбля выяснился и другой автор текста песни. Им оказалась редактор того же Ленконцерта Ирина Безладнова. В рамках Ленконцерта она стала
полноценным соавтором этой песни уже в начале 1971 года.
С легкой руки Михаила Белякова песня вошла в репертуар другого ленинградского ВИА "Веселые голоса".
В концертном репертуаре "Веселых голосов" автором текста была только Безладнова. Тому есть три возможных обьяснения: или они пели песню в двухкуплетном варианте или Беляков не стал
афишировать своё участие. А, возможно, тут в рамках одной организации был достигнут некий компромисс - в репертуаре "Поющих гитар" автор только Беляков, в репертуаре "Веселых
голосов" только Безладнова.
Васильев принимает решение сделать студийную запись этой песни. Вариантов для этого у него было два: сделать это в ленинградском филиале фирмы "Мелодия" или на ленинградском радио.
Запись на "Мелодии" сделать было много сложнее, поскольку кроме Худсовета ленинградской студии придется проходить Худсовет и в Москве. На радио сделать это было проще- Худсовет был
только один и многих его участников Васильев хорошо знал.
Забегая вперед скажу, что в итоге "Мелодия" выпустила 31 произведение в исполнении ВИА "Поющие гитары", а на ленинградском радио ансамбль
записал их под сотню.
В итоге было решено записать песню на радио. Но проходить Худсовет на Радио, все рано, было надо. Васильев хорошо знал, что входившие в этот ХС профессиональные авторы очень
ревностно относятся к работам самодеятельных авторов. А в песне "Нет тебя прекрасней" таковыми были все трое: Антонов, Безладнова и Беляков. С таким "набором" получить разрешение на
запись было очень сложно. И тогда Васильев принимает обычное в таких случаях решение убрать одного "непроходного" автора, заменив его "проходным", последний в качестве "паровоза"
должен будет протащить песню через все препоны.
Убрали Безладнову.
Почему?
За короткое время пребывания Антонова в Ленинграде, он успел написать с ней 7 песен (из них 5 в соавторстве с Михаилом Беляковым). Ни одна из них на тот момент не была записана.
А песни с текстами Белякова уже не раз к тому времени были записаны на ленинградском радио.
Сценарий №2
Когда материал уже был готов, в нашей Гостевой один из посетителей (Валентин Титов) написал, что песня "Нет тебя прекрасней" была записана в 1970 году. И тогда возник другой
вариант развития событий, даже более вероятный. Сейчас я склоняюсь именно к нему.
В том же 1970 году, когда песня вошла в репертуар ВИА "Поющие гитары", Васильев решил её сразу и записать. Однако автора двух куплетов он, по-прежнему, не знал. И тогда Васильев
решил добавить в качестве соавтора текста какую-то известную и "проходную фигуру".
Дальше оба сценария развивались бы одинаково.
В качестве такой "проходной фигуры" для этой песни был выбран Альберт Азизов- молодой ленинградский поэт набиравший популярность. Его стихи печатались в газетах, в журналах
«Звезда» и «Аврора», коллективных сборниках. В 1968 году у него вышел первая самостоятельная книга «Середина поля».
Альберт Азизов
 |
Кроме того, он активно участвовал в написании текстов песен, некоторые из которых были записаны на радио. А две его песни уже были изданы на пластинках "Мелодии". В том числе, и
ставшая суперхитом "Синяя песня" в исполнении ВИА "Поющие гитары". В репертуаре последних было ещё несколько песен на слова Азизова. Кроме того Анатолий Васильев дружил с Азизовым
и потому договорится о подобной услуге им труда не составило.
В итоге песня успешно прошла Худсовет и была записана на Радио, где её авторами стали Антонов-Азизов-Беляков. В дальнейшем эта песня в таком виде неоднократно звучала
в передачах радио, собрав немалый урожай популярности наряду с еще одним шлягером "Карлссон".
В 1971 году "Мелодия" в срочном порядке решила выпустить очередной миньон ВИА "Поющие гитары". Сделаю смелое предположение, что эту пластинку готовили только ради того, чтобы
оперативно выпустить в продажу два суперхита .
В итоге на пластинку попали четыре песни: на одной стороне -"Проводы", "Мы расстались", на другой -"Карлссон" и "Нет тебя прекрасней".
"Мелодия" в то время практиковала такой порядок выпуска грампластинок. Сначала песня выходила на гибкой пластинке, по которой определялся её коммерческий потенциал. Если песня
становилась популярной, то дальше её выпускали на виниловом (твердом) миньоне.
Песни "Проводы" и "Мы расстались" уже выходили на гибкой (односторонней) пластинке, а у двух последних гибкого варианта не было. Их сразу выпустили в твердом варианте.
И именно потому, что была спешка для записи на пластинку использовали песни, уже записанные на Радио, а не переписали их заново в студии "Мелодии".
Была еще одна причина, по которой были использованы именно записи с Радио. По тогдашним правилам: если запись, сделанная на Радио, прозвучала в эфире, то проходить Худсовет на
"Мелодии" ей уже не требовалось.
Таким образом, на "Мелодию" попала радийная запись песни "Нет тебя прекрасней" с соответствующим текстовым формуляром.
При этом подтвердить или опровергнуть заявленных авторов этой песни на "Мелодии" не могли, поскольку песня эта не была еще зарегистрирована в ВААП.
Первый тираж этого миньона запустили сразу на нескольких предприятиях фирмы:
на ВСГ, в Ленинграде, Апрелевке, Риге, Ташкенте,
Тбилисси. И даже Бюро Пропаганды Советского киноискусства поучаствовало в этом.
Три хита из четырех песен, обеспечили пластинки невероятную популярность и финансовую выгоды авторам. И вот тут реальные авторы (Антонов, Безладнова и Беляков) обратились в ВААП для
регистрации прав на песню. Что и было ими успешно сделано в 1972 году.
И после этого, уже на основе данных, предоставленных ВААП, все последующие тиражи этого миньона выходили с упоминанием настоящих авторов.
Я думаю, что этот ход был просчитан заранее и все участники процесса (Васильев, Азизов и Безладнова) о нем знали. По этой причине сам Азизов при жизни никогда не претендовал на
авторство этой песни. А появившаяся в постперестроечное время версия о том, что Азизов подарил Антонову текст этой песни со словами: "Это не стихи!",- является фантазией.
В 2013 голу мы общались с композитором
Олегом Ивановым. И среди прочего спросили его, какие песни того времени произвели на
него наибольшее впечатление:
-Безусловно, «Звездочка моя ясная» ансамбля «Цветы». Гениальная песня! «Алешкина любовь» «Веселых ребят». Но самое первое и неизгладимое – «Поющие гитары» песня Юрия Антонова.
Когда я услышал «Для меня нет тебя прекрасней», то испытал шок. Это что-то невероятное, немыслимое, запредельное.
|