Валерий Колпаков
Спорим о вкусах.
(Объективно о субъективном).
июль 2012.
2
Послесловие
Когда я делал эти таблицы, то прекрасно понимал, что за этим последует. Всегда будут те, кого это не устроит. Это не в укор кому-то конкретно, а вообще.
Вопрос:
-Что есть реальное мерило популярности?
Ответ:
-Реальные продажи пластинок, билетов на концерты, выступления на Радио, ТВ и т.д и т.п.
Вопрос:
-Кто знает эти цифры?
Ответ:
-Никто.
Надо ли тогда обсуждать то, что никто из нас не может реализовать в качестве аргумента своей правоты?
Да и будет ли эти принципы верными критериями популярности?
Я покупал в 70-е годы почти все виашные пластинки, которые выходили, но при этом 90% этого после прослушивания мне не нравилось. Был ли я такой один?
Конечно, нет.
То же самое было и с концертами. Я старался посещать все что мог, но при этом мне далеко не все нравилось. Это как учитывать?
Абсолютно верного критерия популярности нет. Его нет нигде в мире.
Если нет абсолютного, то давайте рассмотрим относительные.
В этом случае у нас есть три пути.
Первый - ничего не делать и оставить все так, как есть.
Второй-каждый любитель сам составляет собственные таблицы популярности на основе СВОИХ СЕГОДНЯШНИХ критериев. Они могут быть ЛЮБЫМИ. Примерно так, как мы сегодня собираем любимую музыку в домашнюю фонотеку. Вариантов таких будет множество и их ценность будет значима только для их создателей.
Третий- найти какою-то ВСЕСОЮЗНУЮ оценку общего творчества ВИА в СССР.
Именно этот третий вариант был моей задачей в этом деле.
Что могло быть такой оценкой в уже не существующем Союзе?
Хит-парады сразу отбросим. В СССР их до второй половины 70-х не было. Во всяком случае таких, которые на чем-то были основаны. Те, которые появились потом были очень сильно "относительные".
Самый правильный "относительный" способ - это продажа грампластинок. А для СССР- это единственный способ.
Фирма "Мелодия" была вполне успешным коммерческим предприятием, в основе которого лежала прибыль (деньги). А чтобы эту прибыль поучить надо было издавать то, что продается. А не продавать то, что производится, как работала большая часть остальной нашей промышленности ориентированной на советского человека.
Мелодия всегда ориентировалась на спрос. 95% ее эстрадной продукции составляли заказы торговли.
Не ЦК КПСС или ЦК ВЛКСМ (они входили в оставшиеся 5%), а именно торговли. Это-ГЛАВНОЕ.
Созданные мной таблицы не отражают НИКАКИЕ тиражи пластинок этих ВИА.
Она отражает только КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ дисков, на которых эти ансамбли представлены.
Других сведений из Дискографий извлечь НЕЛЬЗЯ.
Зная технологию функционирования "Мелодии", дальше мы можем только предполагать о цифрах и фактах.
Например, если гибкая пластинка имела твердую копию, то это говорит о ее востребованности в торговле, поскольку гибкие диски имели очень ограниченный тираж.
Дальше.
Поскольку "Мелодия" работала на спрос, то тот, кто больше всего в итоге записал, тот и был больше всего востребован. То есть, популярен в стране.
Конечно, знать тиражи всех этих дисков было бы еще более правильно. А число реализованных дисков было бы знать правильнее вдвойне.
Но таких сведений ни у кого нет. И потому, "на безрыбье и рак рыба".
Хотя даже не зная реальных цифр, можно с высокой степенью вероятности предположить- тот, кто больше всех записал, тот и имеет больший общий тираж.
Да, эта система не совершенна и не абсолютна. Она не дает ответы на все вопросы, но она обьективна, поскольку никак не зависит от моего отношения к разным ВИА и любой ее может проверить.
Теперь по поводу популярности "за счет концертов".
Утверждение, что многие ВИА были очень популярны не имея достаточного количества записей, это отговорки в пользу бедных. Это сегодняшнее оправдание собственной недальновидности. Да, ВИА сделавшие ставку на концертную деятельность в ущерб фонограммной, были популярны. Но насколько "очень"?
Еще раз подчеркну, что речь идет о популярности НА ВСЕМ пространстве СССР, куда входили 15 союзных республик, а ныне 15 суверенных государств, а не только в границах нынешней России.
Кстати, по этой причине все сегодняшние попытки придумать СЕГОДНЯШНИЕ КРИТЕРИИ чтобы сравнить популярности разных ВИА в СССР не состоятельны.
Все советские профессиональные ВИА в 70-е годы собирали залы без проблем. И у тех, кто побывал на таких их концертах, эти ВИА становились популярны. А много ли таких было?
Считаем. Берем 500 концертов в год- это очень большая цифра для всех и не каждому ВИА из первой пятерки такое удавалось ежегодно, но мы возьмем эту цифру за основу. 500 концертов умножаем на 500 человек и получаем 250 000 человек. Это та аудитория, которую мог охватить ВИА за год при беспробудном чесе.
Население СССР где-то 300 мл. Отбросим 100 мл, которым это было не интересно в силу возраста (или еще или уже). Остается 200 мл.
Откинем еще 100 мл, которым это было не интересно в принципе. Осталось 100 мл. человек, которым ВИА были интересны.
Берем первую десятку самых популярных ВИА. Эта десятка, работая на износ целый год, могла удовлетворить потребность 250 000x10= 2 500 000 человек. Что составляет 2,5 % населения. А остальные 97,5% возможной аудитории никаких ВИА за год не увидят и не услышат.
Нет, какие-то, конечно, услышат: колхозные, студенческие, городские и районые. Но я не о них.
Я о ЛУЧШИХ.
Записи же "Мелодии" оперируют миллионами копий в год по каждому из таких ЛУЧШИХ. А если есть записи на Мелодии, то они попадают в эфир и радио (соответственно, если записей нет, то в эфир ничего и не попадает). А это вообще не поддается учету по факту распространения популярности.
Так, что ставка на концертную деятельность давала эффект только в краткосрочной перспективе- как способ зарабатывания денег. А общей палитре жанра - это был полный провал.
Пример- "Поющие гитары".
Истина, как всегда, оказалась где-то посередине.
Выиграли те, кто наряду с чесом (что было тогда совсем не трудно), старались увековечивать себя и на пластинках.
Это было намного труднее и намного менее доходно. И не каждый руководитель на это соглашался. А по большому счету просто не каждый руководитель смог видеть дальше того, что у него было перед глазами.
Не каждому из них удалось заглянуть в завтрашний день.
А вот тем, кому это удалось, те и стоят во главе моей таблицы.