Фирма грамзаписи "Мелодия"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


"Теория" и практика "Мелодии".

март 2021

3

А теперь вернемся немного назад и представим, как развивались события, связанные с этим диском, когда ошибка была обнаружена.

Кто был в этом виноват?
За диск всегда отвечает его редактор. В частности он формирует текстовый материал, который потом напечатают на конверте пластинки. Соответственно, виноват В.Д.Рыжиков. Это случилось по его недосмотру. Скорее всего, он отделался простым выговором, потому что никакого материального ущерба для "Мелодии" эта ошибка не повлекла.

А вот для Т.Ефимова повлекла.
О том, что на этот диск попадет его песня, он, разумеется, хорошо знал, поскольку каждый редактор, готовя грампластинку к выпуску, согласовывает весь её музыкальный материал с авторами.
Для авторов всегда было важно попасть на большую пластинку популярного коллектива, потому что это всегда означала большие тиражи и значительно больший престиж. К тому же гибкие пластинки выпускаются очень короткий период времени и их не включают в каталоги "Мелодии" для повторного заказа торговлей. А поскольку авторы песен, попавших на грампластинку получают не только авторские, но и, так называемые, "потиражные" деньги (то есть, за каждую выпущенную пластинку), то для каждого из них "размер имеет значение". Кроме того "потиражные" расценки на гибкие монофонические миньоны и стереофонические гиганты тоже различались в пользу последних.
И вот Ефимов покупает новый диск и видит, точнее не видит, своей песни, в наличии которой, был уверен.

Сам Ефимов много лет спустя об этом рассказал об этом нашему сайту так:

Когда-то «Акварели» записали одну мою песню на стихи Наума Олева «Теория». Она вышла на маленькой пластинке. А на большую пластинку она не попала...
В ней были слова – «теория без практики мертва». На худсовете сказали, что неприлично вставлять ленинские слова в простенькую песенку. На что я им заметил, что это не ленинские слова. Я не помню точно чьи, но Ленин их вставил эпиграфом к «Апрельским тезисам» На что мне заявили:
- Ах, так! Тем более…


Я сильно сомневаюсь, что подобный эпизод был в действительности.
Во-первых: "Теория" в это самое время выходила на гибкой пластинке на двух разных заводах. И, значит, никаких претензий к ней не было. Повторный Худсовет для записи на большую пластинку этой песни уже не требовался.
Во-вторых: эта песня была напечатана на конверте большой пластинки, которую печатали два других завода "Мелодии", что однозначно указывает- никаких вопросов к ней не у кого не возникло.
В-третьих: почему-то упрек по поводу "ленинских" слов в тексте высказали композитору, а не поэту.
В-четвертых: обычно, в таких случаях автору слов предлагают сделать правки. Наум Олев, без сомнения, легко мог бы это сделать, но ему это, почему-то не предложили!
В-пятых: никакого эпиграфа у "Апрельских тезисов" не было и слова эти Ленину не принадлежали. Неизвестный человек, имени которого Ефимов почему-то не называет даже спустя 35 лет (обычная, впрочем, история в таких случаях), вряд ли, отважился высказать подобную претензию, не будучи твердо уверен в своей правоте.

Откуда же возникла история, которая объединила "Теорию", Ленина и Худсовет?
Я уверен, что Ефимов услышал её от Рыжикова, который таким образом снял с себя вину (перед Ефимовым) за непопадание этой песни на диск "Акварелей". Для этого он и придумал довольно экзотическое, но, безусловно, убойное оправдание, в которое Ефимов поверил.

PS
То, что сама песня "Теория" не попала на диск случайно, в результате ошибки, которую потом пришлось исправлять в авральном порядке, и из-за этого так до конца и не исправили, говорит ещё один факт.
В 1982 году "Мелодия" выпустила очередной каталог своих записей доступных для заказа торговлей. И там на этой пластинке "Акварелей" песня "Теория" есть, а пьесы "День рождения" нет.