Фирма грамзаписи "Мелодия"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков


Фирма "Мелодия" Михаила Шаброва... и не только.

октябрь 2022

5

ТВ.

В книге Шаброва, есть рассказ о редакторах ТВ:

...Некоторое время в начале восьмидесятых годов, по-моему с 1983 по 1986 или 1987 год (я могу ошибаться, но это не столь важно), музыкальную редакцию Центрального телевидения возглавляла Людмила Эрнестовна Кренкель, дочь известного советского полярника, Героя Советского Союза Эрнеста Кренкеля.
Милая, интеллигентная женщина, она мало что понимала в эстрадной музыке, в тенденциях ее развития, в направлениях по той простой причине, что эта музыка ее никогда по-настоящему не интересовала. Она знала песни композиторов Исаака Дунаевского, Никиты Богословского, Аркадия Островского, Марка Фрадкина, Александры Пахмутовой — мэтров советской песни, а имена молодых Юрия Антонова, Вячеслава Добрынина, Олега Иванова, Михаила Муромова и многих других, равно как их творчество, ей были почти незнакомы. Она против них ничего не имела. Молодые, симпатичные люди. Наверняка не бесталанные. И уж точно появление на экранах их песен в передачах музыкальной редакции не потрясут основы устоев советской государственности. Но это так она думает, а руководство, которое ей всецело доверяет, думает по-другому, и оно поставило ее, Людмилу Кренкель, чтобы она строго и принципиально блюла интересы партии в области музыкального искусства, хотя что это за интересы, не совсем понятно, и уж совсем непонятно, какими критериями надо руководствоваться, чтобы точно определять, вот эта песня соответствует этим самым интересам партии, а вот эта, извините, не соответствует.
И интеллигентная Людмила Эрнестовна нашла интеллигентный выход из положения. Когда очередной композитор, из числа ей не знакомых, попадал к ней на прием, чтобы решить судьбу своей песни, она, не вдаваясь в подробности дела, тихо спрашивала:
— А Вы член Союза композиторов?
И когда слышала: «нет», — мягко и доброжелательно улыбаясь, напутственно говорила:
— Тогда Вам надо обратиться в редакцию народного творчества. Я уверена, что там Вам помогут.
Камень падал с ее души: интересы партии соблюла и человека не обидела отказом, а самое главное, подарила ему надежду услышать и увидеть свою пес-ню в телеэкране.
Но про Людмилу Эрнестовну Кренкель это так, к слову. Мы продолжим наш разговор об Ольге Борисовне Молчановой, для которой интересы ее передач и зрительские интересы превыше всего. Поэтому нет ничего удивительного, что именно у нее и состоялся телевизионный дебют Добрынина, чьи песни, вопреки идеологическим установкам партии или Лапина, что, в определенном смысле, одно и то же, поскольку он сам был в этом абсолютно уверен, любила и пела вся страна.
Справедливости ради должен сказать, что привел Добрынина к Молчановой Лещенко. Но без ее помощи ему вряд ли бы удалось то, что они сделали: показать в «Споемте, друзья» сюжет, посвященный творчеству композитора, да еще с его участием, и это в то время, когда телевизионный эфир был для Доктора Шлягера наглухо закрыт.
И телевизионная премьера песни «Родная земля», несмотря на все гласные и негласные запреты к ее показу, тоже состоялась в «Споемте, друзья». Дальше — больше. Добрынин и Дербенев пишут для передачи «Шире круг» по заказу редакции народного творчества (читай Молчановой) одноименную песню, которая на долгие годы становится визитной карточкой этой передачи.
Таким образом телевизионная блокада Добрынина была прорвана.


Сначала одно замечание.
Людмила Кренкель работала на "Мелодии" со дня её основания. Задолго до того, как туда пришел сам Шабров. Вероятно, его познания о музыкальных пристрастиях Кренкель сформировались еще при их совместной работе на "Мелодии". Она была зав.музыкальной частью журнала "Кругозор". Через этот журнал и не по одному разу прошли и Юрий Антонов, и Вячеслав Добрынин, и Олег Иванов и еще множество других молодых авторов. По этой причине утверждать, что Кренкель их не знала выглядит неубедительно.
Заведующая музыкально-литературным отделом журнала "Кругозор" Л.Э. Кренкель отслушивает пластинки для звуковой страницы.
Москва 1964 год.

Теперь о том, как редактора ТВ "блюли" интересы партии.
Допустим, что партия поставила Кренкель на ТВ, чтобы строго и принципиально блюсти интересы партии в области музыкального искусства, и она это делала, не пуская туда Добрынина. Но почему же другой редактор ТВ Молчанова их не блюла и у неё в программе Добрынин таки появился?
Почему Молчанова эти интересы не блюла, а самовольничала?
Может "идеологическим установкам партии или Лапина, что, в определенном смысле, одно и то же" Молчановой были пофиг?
В одном из своих интервью («Спор с Крутым насчет Агутина я проиграла») Ольга Молчанова рассказывала:

На телевидении с этим было очень строго — существовал строжайший худсовет, где собирались музыкальные церберы и «рубали» всех неугодных. В частности не проходили многие песни Максима Дунаевского, Шаинского, Добрынина. В редакции народного творчества худсовет организовывался на базе музыкальной редакции. Но мы — самостоятельный коллектив, мы игнорировали эти худсоветы, благодаря этому обстоятельству Лева имел возможность петь песни, которые «зарубили» в музыкальной редакции. Так, например, он записал «Городские цветы» Дунаевского. Кстати «Родная земля» В. Добрынина впервые прозвучала в «Споемте, друзья!»


Почему редактор ТВ Ольга Молчанова игнорировала худсветы ТВ?
Потому что решения худсоветов носили для редактора только РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер. Это был инструмент для работы редактора. И как им пользоваться решал только он.

Теперь стоит вспомнить о дебюте песни Добрынина на ТВ. Как он состоялся рассказывает Лев Лещенко в книге "Апология памяти":

...в 1976 году мне удалось «пробить» песню Добрынина «Напиши мне письмо» на стихи Леонида Дербенева для исполнения в программе праздничного «Голубого огонька». Слава ждал этого момента с огромным нетерпением, так как это означало бы уже нечто вроде его официального признания как композитора.
Так вот, в связи с записью этого «Огонька» вспоминается один забавный казус, красноречиво характеризующий телевизионные нравы того времени. В финале этой песни я подпрыгиваю на месте с возгласом: «Ап!» Делаю, словом, остановку. А на просмотре отснятого материала присутствует, как назло, глава тогдашнего Гостелерадио Сергей Георгиевич Лапин, личность в высшей мере одиозная. Увидев мой прыжок, он качает головой:
«Смотрите-ка, как Лев прыгнул!»
...Ретивые редакторы тут как тут: «Прикажете вырезать?» Лапин посмеивается: «Вот именно! Песню вырезайте, а прыжок — оставьте!» Но, видя, что до его рьяных помощничков шутка не дошла и они готовы всерьез осуществить сказанное, со смехом машет рукой: «Ладно, ладно, оставьте и песню!» Так состоялся телевизионный песенный дебют Славы Добрынина…

Окончание