Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Виктор Лозоходъ - перевод с немецкого.


РУССКАЯ ПОП-МУЗЫКА.

(Выдержки из немецкой прессы и работ музыкальных критиков и искусствоведов Германии.).
31.07.2012 .

От переводчика.

Эти публикации предназначены в основном для для немецкого читателя.
Весь материал переведён с максимальной точностью выражений и без ненужных добавлений "от себя". Поэтому обсуждаем и критикуем свободно. Лично для меня- очень интересные точки зрения немецких музыкальных критиков, несмотря на спорность некоторых фактов и понятий. Но вполне усвояемо и кое-что можно взять на заметку любому меломану от разных направлений и вкусов.

Классификация российской поп-музыки:
1. Эстрада (преимущественно советский период).
2. Фольклор, народная музыка.
3. Попса ( в оригинале так и пишется - Popca) - русское диско-техно, электронная танцевальная музыка как субкультура преимущественно для молодёжи. Например - дуэт t.A.T.u. даже вышли на международный музыкальный рынок.
4. Шансон, барды и песни - базируются на разных традиционных направлениях, можно подразделять на:
а) шлягер;
б) фольклор;
в) песни протеста;
г) блатные песни;
д) романтика: дороги, опасные профессии или хобби, любовные;
е) философские;
5. Джаз.
6. Рок - вышел на открытую сцену после перестройки.
7. Андерграунд (подполье) - клубная музыка в больших гордах и промышленных центрах. В-основном - в виде различных объединений.
С начала 21 века в свете растущего интереса к локальной поп-культуре (этно-поп) в Западной Европе, США, Канаде и регионах европейского Севера, наблюдается большой рост интереса и к российской поп-культуре.
Как и во всех странах мира, в России чувствуется сильное влияние фольклора на все направления в поп-музыке. Ещё русский композитор-классик 19 века М. Глинка сформулировал свою любовь и приверженность к народной музыке в словах: "Музыка рождается в недрах народного сознания. Мы-же, композиторы, просто облекаем это в нужную нам форму." Певец и композитор Сергей Старостин охарактеризовал значение фольклорных традиций для музыки:
"Деревня - это душа России. Земля кормит не только тело, но и душу. Отсюда рождаются также и различные музыкальные стили." Известны похожие высказывания и у знаменитого на весь мир Ф. Шаляпина. Ещё со времён образования Российской империи традиционная народная музыка была поставлена на службу государству, с целью образовать собственную национальную культуру. Далее последовали исторические образования различных знаменитых музыкальных театров и оперных залов с целой плеядой знаменитых на весь мир русских композиторов и исполнителей песен, романсов и оперных арий. Сюда нужно обязательно включить и великолепных танцоров балета: музыка и балет - неразрывное понятие.

А теперь внимание: далее очень интерессующая нас тема!

1917-1991 годы: Популярная музыка в СССР.

Октябрьская революция и гражданская война по-сути мало что изменили в корне и традициях российской популярной музыки. Разве что к традиционному вальсу присоединились ещё такие стили, как танго, фокстрот, чарльстон и, пришедший следом с новыми веяниями, джаз.
Также возрос интерес к оперетте, как разновидности лёгкого развлекательного жанра. Во времена НЭПа наблюдался расцвет блатного развлекательного жанра со знакомыми примерами, как "Мурка" или "Бублики". Получил широкое распостранение так называемый "одесский фольклор", главным образом, благодаря известному джаз-певцу Л. Утёсову.
Возвращается из долгой эмиграции А. Вертинский, мастер-интепритатор музыкальных миниатюр и авторского шансона тех лет.
Но с середины 30-х годов эра культурной толерантности постепенно исчезает но, несмотря на давление и репрессии со стороны коммунистических правителей, популярная музыка в своём понимании не исчезла, приобретя конечно некоторые проправительственные и пропартийные черты. Песни криминальной романтики были поставлены под репрессивный контроль, несмотря на любимый Сталиным "Гоп со смыком".
Период ВОВ породил целый ряд патриотических хитов, один из которых "Катюша" получил восторженное мировое признание. Весь этот период 30-х по 50-е годы в советской эстраде вспыхнули такие "красные звёзды" , как певицы Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова; певцы - Павел Михайлов, Вадим Козин, популярный джазовый шансонье Л. Утёсов.
В 60 - 80-е годы, несмотря на отдельные скандалы с репертуаром и запретительные меры, советская эстрада вырастила достойную смену легендам периода культурного становления. Среди них - А. Герман, С. Ротару, Муслим Магомаев, А. Пугачёва - которая особо не заботилась о мнении партийного начальства и успешно выработала свой особый сценический стиль.
Параллельно засияли разноплановые звёзды российского шансона: В. Высоцкий, А. Северный, А. Розенбаум, Костя Беляев. Не были обойдены вниманием и интеллектуальные барды как Булат Окуджава, Татьяна и Сергей Никитины. Но и западная молодёжная поп-культура не прошла бесследно для советской публики. Попыткой подогнать эти новые веяния под политические реалии СССР стала эпоха создания ВИА ( в оригинале - WIA) - вокально-инструментальные ансамбли. Эти группы сделали возможным имплантирование западных рок-ритмов и звучаний в свои музыкальные номера. Одни из первых, а значит и легендарных уже групп, получили триумфальную популярность в молодёжной среде как Иверия, Песняры, Поющие гитары, Цветы, Весёлые ребята, Земляне, как представители более жёсткого направления в советской поп-музыке. Параллельно некоторые новообразованные ВИА небезуспешно начали поиск новых путей к признанию молодёжной публикой - с помощью фольклорной основы: группы Ялла, Ариэль, Червона Рута, Сябры, Верасы, также несколько кавказских и среднеазиатских групп.
После горбачёвской перестройки пробил час открыто показать себя и подпольным рок-группам: Наутилус Помпилиус (стили - Led Zeppelin, Eages), Аквариум (ориентация на Pink Floyd). Представители новой волны ДДТ (фольк-рок), Кино, Алиса, Браво (ностальгический рок-н-ролл), Авиа (новая волна- New Wave), Автограф (арт-рок), Агата Кристи (готик-рок), Круиз (хэви-металл).

После 1991 года: Сегодняшная популярная музыка России.

Поп-музыка в России почти полностью перешла в руки шоу-бизнеса. Но, как следствие усиленной коммерциализации, этот жанр получил и негативные стороны как пиратские низкокачественные копии, буквально наводнившие музыкальный рынок России, в т.ч. пострадали и западные производители. Правда, с 1995 года музыка западных производителей получила законодательную защиту.
Получило широкое развитие известного уже на западе движения каk Retortenbands, т.е. группы, созданные в коммерческих целях не самими музыкантами, а воротилами шоу-бизнеса, как ответ на какую-либо популярную поп-музыку в стремлении осовременить и улучшить популярные уже мелодии. Но это движение было испльзовано и как средство для отмывки огромных сумм из криминального бизнеса.
Для полной рентабельности музыкальной продукции получило широкое распостранение по ТВ музыкальных клипов. Важнейшую роль в этом сыграл русский филиал американского MTV. Актуально Россия производит 50-80 музыкальных клипов в год. Эту цифру можно сравнить с западными продуцентами как вполне сопоставимую.

Estrada und Popca.

По-сути все старые и новые российские шлягеры разделены очень отчётливо. Спектр современных стилей распостраняется от ветерана сцены И. Кобзона до техно - DJ Smach, это показывает разницу между "эстрадой" и "попсой" в-принципе. К дальнейшим представителям "попсы" можно причислить также и успешных российских исполнителей как t .А.Т. u., Валерия, Алсу, Дима Билан, VIA Gra, Фабрика и Серебро.
Русская попса представлена достаточно широко и за рубежом- во многих развлекательных заведениях, в т.ч. на русских дискотеках.
В домашней среде русских эмигрантов звучат песни российских исполнителей. Также тема русской попсы уже начала позитивно представлятся устами немецких музыкальных репортёров. Один из них пишет в газете "Oldenburgischen Volkszeitung": "... "popsa" - это больше, чем просто музыка, "popsa" - это стиль жизни. Женщины выходят на высочайших каблуках, в коротких юбочках и с непомерно накачанными губами. Всё это вместе производит на нас довольно странное впечатление. Мужчины-метросексуалы своими манерами и ужимками напоминают тех-же женщин или некоторых из нетрадиционной ориентации.
Но по-большому счёту можно смело сказать, что "popsa" это очень позитивная добавка к нашей немецкой поп-музыке."
Нужно добавить к этому: в новом тысячелетии на конкурсах Евровидения в 2000, 2003, 2006, 2007 и 2008 годах Россия солидно представила своих поп-исполнителей Алсу, t.A.T.u., Диму Билана и группу Серебро - они заняли первые 3 места по этим годам.

Традиционный фольклор.

Презентация этого направления в последние годы только поверхностно съехало на задний план, на самом деле так-же, как и вдругих странах, у фольклора имеется свой стабильный слушатель и русский фольклор, как и народные шлягеры, очень востребован рынке музыки.
К тому-же традиционный фольклор имеет свои разновидности по-регионам. Например Русский Север богат своими песнопениями преимущественно без чёткого индивидуального соло, в южных-же регионах наблюдается контрастное разделение между хоровым и сольным пениями.
Особенно сильна традиция народных песен на севере Архангельской области, на средней Волге и Сибири, в южных областях России, как и в суверенной Украине. Украина, которая остаётся в тесной связи с русскими фольклорными традициями, делится на две несколько различные фольклорные группы: восток Украины схож с южнорусскими регионами по манере исполнения; на западе-же преобладает карпатский стиль исполнения, что присутствует в Словакии, Венгрии, Польше и Румынии.
Корни церковного песнопения, как традиционный элемент, оставили неизгладимый след в русской фольклорной музыке. Ещё в 70-х годах ансамбль Д. Покровского довёл исполнение народных песен до высочайшего профессионализма. Широко известен ещё так называемый Московский патриархальный хор.
Помимо ансамблей также известны и популярны солисты с коммерциализированным репертуаром из народных шлягеров. Л. Зыкина, Жанна Бичевская (кантри), Ансамбль русской песни, группа Золотое кольцо.

Рок и Андерграунд

.
Во времена так называемой рок-перестройки такие группы как ДДТ, Кино и др. собирали уже в 90-х полные залы и стадионы. С середины 90-х на рок-музыкальной сцене начали появляться представители других стилей рок-движения : Коррозия металла, панк-группа Гражданская оборона, новосибирская фольк-рок группа Калинов мост. В Германии, например, новая русская андерграунд-музыка была представлена DJ Владимиром Каминером и его партнёром, рот-фронт исполни- телем Юрием Гурцким. Русское диско оказалось в Германии не только, как лейбл на майке, а реально представлено целым рядом вновь открытых дискотек в различных городах ФРГ и они все заполнены до отказа.
Высказывание немцев о нашем шансоне опускаю, так всё один-в-один с отечественными публикациями - ничего нового. Но этот жанр пользуется у меня глубоким уважением.

Ост-Вест трансфер - песни и звёзды.

"Бублички" и др. - шансон-икона Франции 30-х годов Дамия.
Фурор русского австрийца Ивана Реброва в Германии и немецкоговорящей Европы - 1970-е годы.
Русская немка Александра блистала в 60-х на немецкой поп-сцене.
Хор донских казаков, родившихся в Германии, удивляют и сегодня искушённого немецкого слушателя. Точно также вызывали настоящий фурор в Германии гастроли хор Красной Армии п/у Александрова. Финнсакя рок-банда Ленинградские ковбои с репертуаром русских народных шлягеров пользуются огромной популярностью во всех гастрольных поездках по миру.
Известен в Европе и исполнитель с русским блатным и фольк. репертуаром Борис Рубашкин. Елена Фишер - молодая немка, прибывшая из Сибири - немецкий фольклор с вкраплениями русских народных шлягеров получила восторженное признание в немецкоговорящих странах - Германии, Австрии, Швейцарии.
Есть ещё целый ряд примеров, не поддающихся перечислению.



Владимир Михайловский.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Прочел перевод из Германии о русской музыке. Смутило меня лишь, расстановка стилей для коллективов - Led Zeppelin, Pink Floyd, ну и распределение рок-н-ролла на жанры для разных групп "перестройки" тоже не совсем верно.
Насчет ВИА: мне, как раз, вспомнился Розенбаум, который в программе "Акулы пера" резко высказывался против того, что ВИА-жанр был поставлен государством на коммерческий поток (скорее всего им имелось в виду заработок денег на "Мелодии" официальными лицами, тогда как сами исполнители с тиража одной копии винила получали доли процента - об этом рассказывалось на сайте "Песняров"). Далее Рознбаум делает упор на то, что именно такая коммерциализация заставила его уйти из рок-музыкм и в 79 году перейти к блатной песне. (лично я не слышал в его исполнении рок-н-ролл 70-х, так как в наше время такие записи вряд ли можно найти). правда непонятно, только ли деньгами объясняется ненависть Розенбаума к виа-жанру.
Теперь о попсе. Такой термин сводится к открытию Юрием Чернавским, который еще будучи в ФРГв конце 80=х, употребил это слово как омоним к слову "АССА", что послужило названием фильму Соловьева (кстати, рекомендую прочесть интервью Чернавского из США, 2008 года). Скорее всего, Юрий Александрович в привычном "Банановом" приколистом стиле решил привлечь к себе внимание. Но талант его безупречен. В сущности в немецкой статье многие положения изложены верно, но там речь зашла только о тех артистах современности, которые когда-либо или ныне что-нибудь спели на английском языке, иначе на Западе их никто бы не знал. Я в свое время хотел провести определенную линию композиторов, которые для определенной эпохи сделали что-то важное. Причем эта линию мне кажется непрерывной, так как в свое время есть каждый герой:

30-е годы - Исаак Дунаевский
40-е годы - Никита Богословский
50-е годы - преимуществует фольклор, а также песни А.Островского
60-е годы - Арно Бабаджанян.
70-е годы - Давид Тухманов
80-е годы - Игорь Николаев
90-е годы - Игорь Матвиенко
2000-е и поныне - Константин Меладзе.

Такого "сочинителя" как Дробыш, я за композитора не считаю, как и Добрынина.
Кстати, на форуме "Ностальгия" в свое время обсуждался момент, что Добрынина никто никогда не видел играющим живьем за роялем и с нотными листками. Однако существенных претензий к нему даже со стороны школы ВИА, нет. Как вы думаете, почему? Неужели он такой честный?
Меня не покидает ощущение, что такая линия будет продолжаться. В России всегда, если что-то гаснет, обязательно появляется замена, которая сделает, если не лучше, то оригинальнее хотя бы. Вот интересно, можно было бы провести такую линию по ВИА?
Думаю, что вы благодаря расчетам в своих таблицах на сайте к этому очень близки. В 2007 году в программе "Рожденные в СССР" Валерий Ярушин так расположил ВИА по значимости:

1 - Песняры
2 - Веселые ребята
3 - Самоцветы
4 - условный ВИА (можно ставить АРИЭЛЬ, исходя из того, что Ярушин из этики не стал свой коллектив рекламировать)
4 - Синяя птица

По сути, насколько пояснил Валерий Иванович, "Песняры" были ближе к жанру АРИЭЛЯ, вот и ставит он их выше. Хотя я бы его ставил гораздо выше "Самоцветов".
Не реклама, но повод подумать есть. Если бы данные ВИА существовали не одновременно, а в разные года, то наверняка мжно было говорить о какой-то преемственности. Но из ваших таблиц точно видно, что пик популярности первых трех ВИА пришелся на 1971-1973 гг. Два последних пережили его в 80-е годы (СП - за счет песен Антонова, а Ариэль - за счет пластинок с русскими народными песнями).
Сайт управляется системой uCoz