Андре Ребсток
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ПОП»-МУЗЫКА?
(журнал "Советская музыка" №8 1973)
Публикуемый материал представляет собой сокращенный перевод статьи из западногерманского журнала .
На мой взгляд, понятие «поп-музыка не относится к числу творческих. Его изобрели и очень ловко собрали - бизнесмены и предприниматели в области производства грампластинок. Чем иначе объяснить тот факт, что «поп»-музыка игнорирует принципиальные противоречия между различными музыкальными формами, объединяя и обыкновенные шлагеры и различные современные фольклорные песни, порой с ярко выраженным социально-критическим содержанием?
Иначе говоря, «поп»-музыка принципиально эклектична и широко эксплуатирует способность неразвитого человеческого слуха более всего реагировать именно на эклектику с ее нищенским духовным уровнем. Да, речь идет именно об эксплуатации. Промышленность грампластинок располагает широкой сетью различных пропагандирующих организаций, выпускает шикарные и тоже очень эклектичные «поп»-журналы. Все это призвано систематически улавливать и направлять вкусы и умы молодежи, осуществлять идеологическое давление на композиторов.
Пытаясь далее разобраться, что же такое «поп»-музыка, мы в первую очередь должны указать на широко распространенную систему так называемого музыкального воровства: концерны грампластинок популяризуют лишь «интенсифицированную» музыку, предварительно выхолостив ее из первичных форм, лишив ее
социально-критического содержания, завуалировав фольклорные элементы. Так, например, за специальную плату Элвис Пресли и Билл Хали поют блюзы вдвое громче, но зато и вдвое хуже. В свое время подобным методом искусственно была создана фирма «рок-н-ролла», принесшая концернам миллиардные прибыли. В действительности в основе «рока» лежит не что иное, как блюз (блюз, как мы знаем, фольклорный жанр, не лишенный социального элемента), чрезвычайно популярный особенно среди североамериканского населения. «Рок» стал источником доходов, благодаря культу исполнительских «звезд» и грандиозной рекламе. «Монополизация культуры» вообще превращает всякое народное искусство в выгодный товар, лишая его фактически присущего ему прогрессивного классового характера. Затем концерны пользуются этой изувеченной музыкой как модным средством в целях интеграции молодежи, особенно молодежи подросткового возраста...
После первой мировой войны международные культурные монополии взяли на вооружение средства массового воздействия, в частности производство грампластинок, радио создало материальную базу для развития империалистической «мировой» культуры. В наше время эта культура находит свое выражение в огромных тиражах дешевых романов, комиксов, иллюстрированных газет и журналов, в криминальных телефильмах с их культом секса и убийств, наконец в «поп»-музыке...
Одновременно с этим культурные монополии, повторим это, выхолащивают из народного искусства его прогрессивное содержание. Так, например, продукция «культурных концернов» США и Англии служит целям разобщения слушателей, распространению реакционной идеалистической идеологии.
Мы сознательно подчеркиваем прогрессивный характер, фольклорную основу и социально-критическое содержание, к примеру, блюза, в отличие, скажем, от «поп-музыки, которая в своей значительной части бессодержательна. Последнее - также следствие власти монополий, которые подчиняют себе и композиторов и исполнителей, отрывая их от того социального слоя, к которому они принадлежат, возводя некоторых из них в ранг неких изолированных абстрактных «звезд». В принципе «поп-музыка предстает перед нами как часть управляемой империалистической «массовой культуры», призванной отвлекать молодежь от серьезных и значительных проблем. Мы отвергаем ту «поп»-музыку, которая служит целям монополий увести молодежь от сознательной активной деятельности, погрузить ee в наркотический дурман, насаждать мистическую и реакционную идеологию всех мастей... В то же время ряд исполнителей «поп»-музыки (Эрик Бэрдон, Джинджер Бэкер, Джимми Хендрикс, Мириам Макеба) пропагандируют прогрессивные идеи, протестуя против расовой дискриминации и политических притеснений, призывая к солидарности в классовой борьбе.Так, программой негритянского ансамбля «War», организованного Э. Бэрдоном, является текст блюза: «Людьми, лишенными свободы, владеет одно общее чувство, и как в прежние времена бесправия люди шагают с песней. Как нам добиться свободы? Эта песня нас всех породнила. У нас есть то, чего никто не отнимет, наша музыка».
Те немногие коллективы, которые используют элементы «поп-музыки с агитационными целями, имеют огромную популярность... Сейчас некоторые молодежные организации ставят своей целью внести в «поп»-музыку идеи демократии и гуманизма. Действительно, только таким путем можно способствовать ныне развитию культурно-политических интересов молодых музыкантов-любителей, участников самодеятельных ансамблей. Только так эти музыканты смогут усвоить, что существуют тесные связи между задачами общественно-классовыми и чисто музыкальными. Ведь сегодня уже многие исполнители видят назначение музыки в выражении своего отношения к существующему строю...
Повторяю, отбор «поп»-музыки должен происходить по принципу выявления в ней социально-критического содержания, а также наличия фольклорных элементов. Задача прогрессивных молодых музыкантов состоит в том, чтобы развивать эти черты пролетарской и народной культуры и создавать на этой основе новую демократическую культуру.
Агитационная и мобилизующая ценность музыки зависит от силы ее убедительности, то есть в первую очередь от актуальности ее содержания, но также и от выразительности музыкальных и поэтических средств, раскрывающих его. Здесь нельзя обойти вопрос художественного качества исполняемых произведений, ибо деятельность молодых прогрессивных музыкантов одновременно служит важнейшей задаче: вести культурную борьбу против империализма, разрушающего культуру в отличие от социализма, созидающего ее.