журнал "Советская музыка"

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






НОВОЕ В АВТОРСКОМ ПРАВЕ.

(журнал "Советская музыка" №10 1974)


27 мая 1973 года Советский Союз присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве. Выполнение условий Конвенции взяла на себя специальная организация- Всесоюзное по Агентство авторским правам (ВААП).
В беседе с нашим корреспондентом начальник отдела музыки Управления по вопросам художественной литературы, музыки и изобразительного искусства ВААПА С. Стемпневский рассказал.


С первых же шагов ВААП установил тесные деловые связи с Союзом композиторов СССР. 14 июня 1974 года первый секретарь правления СК СССР Т. Хренников и председатель правления ВААПА Б. Панкин подписали постановление «О формах совместной деятельности в связи с присоединением СССР к Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 года». Этот документ зафиксировал те положения, на основе которых должно происходить сотрудничество обеих организаций в деле охраны авторских прав советских композиторов и музыковедов.

Постановление открывает новые перспективы в области международного культурного обмена, послужит дальнейшему повышению авторитета советского искусства, даст народам мира новые возможности познакомиться с музыкой советских мастеров. Одновременно и творчество зарубежных композиторов будет более широко представлено в нашей стране. Намечено существенное расширение информационно-рекламной работы: ВААП совместно со Всесоюзным бюро пропаганды советской музыки СК СССР и издательством «Советский композитор» предполагают ежегодно выпускать рекламные проспекты, посвященные новинкам советской музыки (на русском, английском и французском языках); систематически печатать буклеты и аннотации к новым интересным нотным и книжным изданиям, выходящим в нашей стране. Уже сейчас готовится к выпуску информационный каталог с названиями более чем двухсот произведений советской музыки самых разных жанров.

Обе организации, и Союз композиторов И ΒΑΑΠ, берут на себя важные обязательства. ВААП будет отвечать, в основном, за юридически-правовую часть работы. В нее входят, в частности, охрана авторских прав советских композиторов при исполнении и издании их произведений в СССР и за рубежом, в том числе и защита законных интересов авторов и их правопреемников в деловых отношениях с зарубежными фирмами, контроль над соблюдением законодательства об авторском праве, юридические консультации по вопросам законодательства, точное и оперативное начисление авторского гонорара в советской и иностранной валюте.

Союз композиторов, его Иностранная комиссия, Комиссия музыки народов СССР и Комиссия музыкальной критики будут регулярно информировать ВААП о н٥вых произведениях композиторов и трудах музыковедов, предоставлять ВААПу справочные и нотные материалы, необходимые для заключения контрактов с зарубежными фирмами или для рекламных целей.

Немалые обязательства берет на себя и издательство «Советский композитор». Его задачи информировать соответствующие отделы ВААПа о вновь публикуемых в стране нотах и книгах о музыке, подготавливать специальную рекламную литературу, предназначенную для зарубежных партнеров ВААПа.

Помимо постоянного обмена необходимой информацией, представителям СК СССР И ΒΑΑΠΑ надлежит совместно участвовать в непосредственных контактах с зарубежными музыкантами и руководителями фирм. При этом советский автор или ero правопреемники имеют право заключать договоры с зарубежными партнерами только через ВААП. Тот же порядок установлен и для приобретения прав на использование произведений современных зарубежных композиторов В СССР.

Первый год деятельности ВААПа был посвящен, в основном, установлению деловых контактов, созданию благоприятных условий для плодотворного сотрудничества советских авторов с зарубежными музыкальными фирмами и издательствами. Из многочисленных примеров прямого влияния деятельности ВААПа на судьбу произведений советских композиторов за рубежом приведу лишь один. Недавно широкоизвестная английская фирма обратилась к нам с просьбой о предоставлении ей права на использование музыки Д. Шостаковича к кинофильму «Гамлет». Но автор наложил вето на музыку к фильму, так как считал предпочтительным исполнение самостоятельного симфонического произведения Сюиты из музыки к кинофильму «Гамлет». Слово Шостаковича оказалось решающим. До присоединения же СССР ко Всемирной Конвенции ВААПа зарубежные фирмы практически могли действовать по собственному усмотрению.

Среди зарубежных партнеров ВААПа сегодня такие известные фирмы, как «САСЕС» (Франция), «САБАМ» (Бельгия), «Пи ЭР ЭС» (Англия), «ГЕМА» (ФРГ), «СПА» (Португалия).... Ведутся переговоры о подписании соглашений с авторско-правовыми организациями США, Аргентины, Японии, Швеции, Канады, Испании, Австрии, Швейцарии, Финляндии и других стран. Списки произведений советских авторов, заинтересовавших зарубежных музыкантов, убедительно говорят о том, что наша музыка во всем ее жанровом многообразии пользуется за рубежом авторитетом и популярностью. B этих списках произведения М. Гнесина, И. Дзержинского, М. Кажлаева, В. Мурадели, Д. Кабалевского, Э. Оганесяна, Г. Свиридова, С. Слонимского, А. Петрова, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, Б. Чайковского, А. Эшпая, исследовательские и музыкально-публицистические работы советских композито-ров и музыковедов.