Радиостанция Юность

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Счастливый билет на свободное Радио.

(март 2023).

1

"Приход в "Юность" это тот счастливый трамвайный билет, который ты вытащил."

Наталья Бехтина.



Некоторое время назад в нашей Гостевой возник спор по поводу периода времени, в который выходила одна из лучших советских эстрадных радиопередач "Лейся песня", звучавшая на волнах радиостанции "Юность" в первой половине 70-х. Вели передачу журналисты Наталья Бехтина и Леонид Азарх.
Этот спор подвиг меня обратиться за уточнением к Натальи Бехтиной, которая в настоящее время работает на Радио России.
Наш разговор вышел за рамки той музыкальной передачи.


Наталья Бехтина

-Расскажите о себе, и как вы попали на радиостанцию «Юность»?

Я пришла туда в 1964 году, когда она только-только начала работать, как радиостанция. По-моему, она до этого работала год, как молодежная редакция радио. Я закончила факультет журналистики МГУ, где не было не телевидения ни радио, только газетное и издательское дело.
Я сама из семьи журналистов, мои родители были и газетными и журнальными работниками. Радио мне всегда казалось интересным. Ещё я хотела поступить в театральную школу и думала, что там я себя найду.
До «Юности» я поработала на Иновещании, была такая структура в системе Всесоюзного радио. Типа нынешней «России сегодня». Это было вещание на 100, по-моему, языках для слушателей во всех концах земного шара с рассказами о том, как хорошо в стране советской жить.
Однажды кто из наших сказал, что, вот, хорошо бы поработать на «Юности». Я и Галя Ершова решили попробовать. Никакого блата и никаких связей у нас не было. Хотя я могла бы воспользоваться связями отца, но тогда это было не принято. Пришли мы с Галей к главному редактору радиостанции «Юность», потрясающему человеку Альберту Жановичу Петерсону. Был такой шикарный мужчина-латыш, красавец, весельчак, очень талантливый… При этом любитель выпить. Дружил со всему модными тогда поэтами. Это был разгар оттепели. Пришли мы к нему и говорим:
-Хотим у вас работать.
-Хотите? Хорошо, вот вам задание. Нам написал один человек из Алма-Аты и предлагает нашим корреспондентам вместе с ним проехать по городам Южного Урала и рассказать, как там прекрасно живет советская молодежь.
И вот мы с Ершовой проехали весь Южный Урал: Магнитогорск, Челябинск, Еманжелинск, Южноуральск…. И в шахту спускались, и в колхозы ездили, и на заводах были и на Челябинском тракторном и в танковом цеху были…
Самое первое задание. Южный Урал, Еманжелинск.
Секретарь обкома комсомола дает интервью Натальи Бехтиной для радиостанции "Юность".

Мы оттуда привезли серию репортажей, которые Петерсону понравились, и нас зачислили в штат в отдел комсомольской жизни. Это случилось уже в 1965 году.

-Вы работали на Иновещании. А почему ушли оттуда?

Ничего интересного на Иновещании не было. Я работала в югославской редакции. Там не было командировок, с людьми встречаться приходилось только с теми, кто имел отношение к стране: ветераны, строители, артисты с гастролей…

-Кто руководил Иновещением?

Начальников Иновещания не помню, бледные личности, в основном, чекисты.

-Когда вы пришли в ГТР им руководил Николай Николаевич Месяцев. Приходилось ли вам с ним встречаться лично?

Нет, конечно, слишком велика дистанция между молодым корреспондентом и председателем.

Николай Николаевич Месяцев.

-В рамках радиостанции «Юность» самым главным начальником был Петерсон? Или над ним был другой начальник?

Над Петерсоном, конечно, был начальник, зампредседателя, всех фамилий сейчас и не помню. Самым же выдающимся дятлом (уже позже) был Орлов, вот кто терпеть не мог современную музыку. Нам от него доставалось.

-Я понимаю, что над Петерсоном в рамках ГосТелеРадио был начальник. Но я имел ввиду другое. В рамках «Юности» Петерсон был главным начальником, будучи главным редактором, или же был, скажем, директор радиостанции «Юность»?

Над Петерсоном директора не было.

-Как складывалась ваша работа?

Я проработала там корреспондентом довольно долго. Там тоже были всякие командировки и работа на съездах комсомола. Но мне это не очень нравилось. Меня больше привлекали гуманитарные вещи. Одновременно со мной работал Леня Азарх- мой друг, вечный и лучший. Он умер несколько лет назад.
Сейчас из структуры, которая создавалась на базе радиостанции «Юность», на радио Росси работают: я, Татьяна Александровна Васильева и Саша Кукес. Все остальные либо пенсионеры, либо …

-Что было дальше?

Потом я работала редактором в отделе художественного воспитания под руководство Валентина Григорьевича Тернявского. Валера Гладилин нами тоже руководил, брат Анатолия Гладилина известного писателя-диссидента.

-Какие отделы существовали в рамках радиостанции «Юность»?

Был отдел комсомольской жизни, отдел художественного воспитания. Потом появился спортивный отдел, потом отдел программ для строителей БАМа, полевая почта Юности, «Здравствуй товарищ», где была масса музыки бодрой и веселой. Я эти программы уже не делала, а делала только для студенческих строительных отрядов.
Поездке по Сибири (г.Тобольск).
Наталья Бехтина, корреспондент Юрий Никифоров и кто-то из музыкантов.

Мы ездили нашими выездными бригадами на стройки страны. С нами ездили артисты… Алла Пугачева, разные ВИА, Юра Антонов, Слава Добрынин… Это всё были наши друзья и они помогали нам делать наши программы. Мы крепко дружили. Они нас даже приглашали к себе в гости. И эта наша дружба очень сказывалась на качестве наших программ.

-А какой была структура этих отделов?

В каждом отделе в «Юности» было по три корреспондента, два редактора и обозреватель- это просто человек с опытом и самой высокой зарплатой.
Мне кажется, что подробности кадровой структуры «Юности» не важны, тем более, она менялась довольно часто. В ней главным был творческий настрой и определенный дух свободы, который потом сложился и в телевизионной молодежке.

-Вы работали при всех главных редакторах. Можете назвать их, желательно в хронологическом порядке и дать краткий портрет каждого?

Петерсон Альберт Жанович (1963-1964);
Янчевский Вячеслав Владимирович (1969-1973);
Широков Евгений Петрович (1973-1976);
Гагаркин Александр Иванович (1976-1978);
Кузнецов Тимофей Васильевич (1978-1980);
Сагалаев Эдуард Михайлович (1980-1984);
Непомнящий Борис Вениаминович (1984-1989);
Давыдов Сергей Вячеславович (1989-1990);

С последним мы все ушли на Радио России. Давыдов стал его первым руководителем.
Все были незаурядные ребята, но Янчевский, царство ему небесное, был трусоват, Гагаркин - бледная личность. Остальные- орлы!

-Редакционную политику радиостанции «Юность» определяли они?

Существовала линия партии, которую надо было гнуть. Комсомол- это лучший помощник партии, поэтому съезд партии, а следом съезд комсомола. Надо его осветить. Вот такое редакционное задание давали мне или моим коллегам. Мы там записываем интервью со всякими передовиками, активистами и так далее… Да здравствует Политбюро и всё такое. При этом мы старались чтобы даже эти интервью выглядели по-человечески. Вопросы задавали не стандартные, не тупые. Вот такая была редакционная политика.
У нас были разные главреды, но в целом это были люди творческие. Поэтому наша редакционная политика была направлена на то, чтобы нас слушали. А для того, чтобы нас слушали надо было вести человеческий разговор. Надо было использовать соответствующую музыку, за которую мы всякий раз сражались с тем же Орловым, который кричал, что мы пропагандируем ВИА, которые он сам ненавидел.
Понятное дело, что мы не могли говорить так, как мы думали. Это, естественно. Цензура была! Существовала программная дирекция, которая вычитывала все наши передачи, искала какие-то намеки. Было такое их любимое слова «алюзия». Похоже, что вы хотите что-о такое сказать супротив власти. Наша редакционная политика при всех главных редакторах было одна –сделать наше вещание интересным, человечным и слушаемым. И нас слушали по всей стране.
Вообще, всю политику определяли партия и правительство, мы же, как могли, старались их обмануть.
Продолжение