Галина Стельмах (ГС), Валерий Колпаков (ВК).
Чем нам сложнее, тем мы становимся сильнее.
май 2016.
3
Валерий Непомнящий
|
ВК:
-Почему из звездных игроков редко получаются успешные тренеры?
Чаще ведь бывает наоборот.
Да, эта тема мне близка. Я себя, всё же, считаю успешным тренером, потому что долго работаю, и до сих пор зовут на работу. А, как у футболиста, у меня был совершено короткий век. У меня не было опыта работы с выдающимися тренерами, и мне приходилось самому проходить все этапы обучения, становления и нужно было думать, думать и думать. Тем более, что я начинал работать, как бы, на периферии.
Почему выдающимся игрокам не удаётся стать выдающимися тренерами, я могу чётко ответить. У них осознание и понимание футбола настолько отличается от обычного повседневного, что им кажется, что так как они умеют и думают должны уметь и думать все.
На самом деле - это большое заблуждение. Если кому –то Богом дано в футбольном смысле думать на два -три хода вперёд, то средний игрок доходит до этого постепенно. Одному дано свыше, другой этого добивается, а талантливые в прошлом игроки, которым удавалось играть на высочайшем уровне, и продолжающие работать в качестве тренеров не всегда могут опуститься до уровня тех, с кем им приходиться работать.
Там дилемма: или тренеру спуститься вниз до уровня игроков, или игроков подтянуть до своего уровня. Это часто не совпадает, и тренеры, в прошлом выдающиеся игроки, не всегда объективно оценивают ситуацию. Их собственный уровень не даёт аналитически подойти к процессу. Тренеры – аналитики чаще всего их тех, кто не играл на высоком уровне. Вся судьба заставляла их всё время размышлять каким путём чего добиться. Примеров тому много, хотя и бывают исключения, когда выдающиеся игроки становятся выдающимися тренерами.
ВК:
-А игроки с большим потенциалом, которые себя не реализовали, Вам встречались? Вероятно таких ещё больше, чем тренеров?
Да, это точно. И я себя очень часто корю за то, что мне не удавалось игрока с выдающимся потенциалом сделать выдающимся игроком. Я долгое время работал с детьми и юношами, а там сам тренер находится в плену результата. Ему надо добиться, чтобы этот результат был высоким, и он использует талантливых игроков, делая ставку на их яркие качества, и не развивая недостающие.
Например, быстрый игрок – его ставят в атаку, забрасывают за спину защитника, он выбегает и часто забивает голы. А то, что он не умеет отнимать, то, что он не умеет ориентироваться в пространстве - над этим не работает. Поэтому тренеры эксплуатируют то, что уже есть у игрока. Игрок то же самое: ему не нравится работать над тем, что ему не удаётся. Тренер и игрок не находят вот этого взаимопонимания. С одной стороны, это говорит только о технических делах, с другой стороны там много психолого – педагогических моментов. Когда легко даётся игроку на каком-то этапе блистать, то у него начинается, то, что называется «крыша ехать», и тренер с ним не справляется, игрок не поддаётся, а у тренера текучка… Таким образом и теряются игроки.
Ну и теперь, при современной системе, когда игрока покупают – перекупают, очень серьёзное влияние идёт от агентов. А агент – это человек, который в какой – то момент, получив власть над игроком, показав ему немножечко то, что может быть, начинает им манипулировать. В каком смысле? Чем больше переходов у игрока, тем богаче становится агент. За каждый переход агент что – то получает. Таким образом игрок в поисках своей команды и своего тренера меняет команды одну за другой, не может там адаптироваться к новому подходу. Каждая новая команда и каждый новый тренер - это что-то другое, и не всем игрокам удаётся быстро освоиться. Таким образом игрок теряет эти свои потенциальные качества и останавливается в развитии.
Валерий Непомнящий
|
ВК:
-Почему у нас и раньше (70-80 е) редко появлялись игроки высокого уровня?
Я думаю, в советское время у нас было много выдающихся игроков, которые могли бы блистать и на мировом уровне. Но у нас не было системы перехода в другой чемпионат. А игроков такого уровня, игру которых я видел сам, было море: Симонян, Иванов, Стрельцов, Воронин.
Валерий Воронин и Эдуард Стрельцов - вообще звёзды первой величины. Анатолий Бышовец мог везде сверкать, как игрок. Это абсолютно точно.
А почему в наше время не появляются – это сложная серьёзная тема. Если коротко, то система подготовки такая, что готовят не игроков, а команды. Команды делать научились, а игроков нет. У нас нет индивидуальной работы с игроками и нет возможностей её вести. Может, в глубинке и вырастет какой – то талант, но потом он попадает в систему, где нужно играть на результат и останавливается.
ВК:
-Почему у нас получилось в хоккее, и не получилось в футболе?
Как бы там не было, у нас северная страна. Дети играют на улице в футбол, когда есть возможность. Когда на улице снег или лёд, то детям сподручнее играть в хоккей. Например: викинги, шведы - их тоже особенно не заставишь в футбол хорошо играть. Я так думаю, что и мы к этому типу людей относимся. И ничего страшного, что мы не становимся чемпионами мира по футболу, хотя любят футбол у нас в стране не меньше, чем где либо.
Но, пока не складывается…
ВК:
-Почему многие наши ведущие игроки имеют (и имели раньше) такие изъяны в технике? К примеру, почти все, не поставленный удар. Людей с хорошо поставленным ударом я помню немногих: Сычев, Лоськов и Кириченко. Пожалуй, все.
Согласен. Одна из основных задач тренера при работе с детьми и юношами – поставить технику. Это очень важный момент, когда у тренера есть эта возможность. Но опять же в угоду системе, в угоду тому, что нужно добиваться результата, времени на это у тренеров не хватает. Вот это серьёзная беда.
Что же касается конкретно удара, то это папа с мамой дают. Очень редко кому удается поставить удар, хотя это и тренируемое качество, но там много есть моментов, которые зависят и от физиологии, и от того, где находится общий центр тяжести. Иногда человек сухонький, худенький, но умеет хлёстко так пробить, умеет сконцентрировать свои усилия, умеет поставить ногу в нужное место, чтобы было слитное движение голеностопного и тазобедренного суставов – это такой момент очень трудный. Кому – то Бог даёт, а кому – то нет. Но ещё раз, согласен с тем, что над этим необходимо работать. Это очень важный аспект. Иметь техничный удар - это не только божий дар, но и работа.
ГС:
-Валерий Кузьмич, хотелось бы узнать Ваше мнение об идее, высказанной Валерием Колпаковым на своем сайте в статье «Стратегия рывка». Он предложил создать команду из лучших молодых игроков Премьер – Лиги, которая будет прообразом будущей сборной, сделать её одной из команд чемпионата, чтобы потом в таком составе она вышла на чемпионат мира.
Да, я понял. Это уже имело место быть в советском футболе. Была создана такая команда, которая называлась «Буревестник». Туда собирали молодых игроков. Это была экспериментальная команда, просуществовала она год. Не помню точно в каком турнире она участвовала, кажется в первой Лиге. Из неё вышли только два футболиста: Ловчев Евгений и Ольшанский Сергей.
Как это и сейчас бывает, молодёжная сборная выигрывает Чемпионат Европы, а потом из этой команды играет на высоком уровне один человек. Попробую рассказать на примере Китая и Южной Кореи. Они несколько раз создавали такие сборные разных возрастов, и на два года отправляли их в Бразилию, чтобы там их тренировали. Когда они возвращались, то, поначалу, были лучшими в своём возрасте. Потом выглядели немного предпочтительнее, а дальше-всё, становились серыми, как обычно.
Я был в Шанхае и там игрок, который тренировался в одной группе с Кака и говорит мне:
-Вот посмотрите, где Кака и где я !
Так что, мне кажется, что всё должно идти естественным путём на очень серьёзно организованном качественном уровне. Футбол – это серьёзный бизнес. Хотя раньше говорили, что это и политика, в том числе.
ГС:
-Идея В.К. более глубокая. Эти игроки должны сразу играть не со своим возрастом, а во взрослом футболе. В этом суть.
Кроме того, ротация игроков тоже заложена в эту идею. Через определенный период тренеру уже видно качество игрока, и если он не подходит или не прогрессирует, его возвращают в исходный клуб.
Согласен с этим, в принципе. В любой в секции, или в школе, скажем, в футбольной секции ЦСКА, существует такое правило: если парень способен, то он играет в группе на год старше. Допустим, игрок 2001 года рождения играет за 2000 год. А если он талантлив, то он попадает в группу на два года старше. На разных этапах развития это играет какую-то роль, игрок развивается, например, раньше восемнадцати лет попадает в профессиональную команду. Такое бывает.
Но у нас существует одна серьёзная проблема: переход из молодёжного уровня во взрослый футбол. Все об этом знают, все об этом говорят, но никак не можем найти решение этой проблемы.
Когда, скажем, молодой человек 18 лет попадает к Слуцкому, то ему важно иметь игрока, который должен играть прямо сейчас. У него нет возможности ждать. Да, он подготовил Мусу. Когда он пришёл, он быстро бежал и ничего не умел делать, сейчас он сильно изменился. Это было потому, что другого игрока у Слуцкого не было, и он вынужден был его использовать из матча в матч. К российскому игроку это неприменимо. Если один раз игрок запорол игру, то в следующий раз его не поставят.
Вот этим сложны переходы. Например, Дзагоев. Пришел, начал играть, потом попал в состав и не смог расти. Почему? Потому что от него требовалась не игра на перспективу, а сегодня и сейчас приносить результат, и он начал выполнять несвойственную ему роль в организации игры, не имел право на ошибку. Если когда он был начинающим, выходил на замены и ему прощались ошибки, то потом уже ничего не прощалось. Стали возникать конфликты со Слуцким по разным причинам, было взаимное недовольство.
Я к чему это говорю - для того, чтобы вырастить игрока, надо с одной стороны быть очень смелым независимым тренером, потому что зарплата тренера, работающего с детьми, зависит от его результатов, от того, какие какие места он занимает в чемпионате Москвы, России и так далее. Тренеры часто в угоду результатам не дают ребятам развиваться. Вот эту идею создать команду из талантливых игроков, как мне представляется, на сегодня невозможно реализовать. С одной стороны, нет спонсоров для такой команды и ей негде играть. Лично я не верю, что это можно осуществить.
Валерий Непомнящий и Александр Бородюк.
|
ГС:
-Ну а всё-таки, как бы отнеслись к такому проекту В.К., чтобы из подопечных Дмитрия ХОМУХИ сделать команду, которая будет тренироваться в провинции, поручить эту команду тренировать Вам и делать из них будущих звёзд?
Сама идея хорошая, но есть такой момент, что когда игроки чувствуют себя отобранными, то у них исчезает стимул работать дальше. Если мы будем держать их в замкнутой среде, замкнутой в смысле количества игроков, то, сомневаюсь, что команда прямо-так заиграет.
К сожалению, почему-то это свойственно нашему менталитету: парень заработал сто тысяч и начинает думать как их потратить. А любой игрок из Америки или Южной Европы заработав сто тысяч, думает, как ему заработать двести. И для этого прикладывает максимум усилий. Да, они иногда позволяют там себе расслабиться, но в профессиональном плане их не надо подгонять или водить за руку.
У нас же и сейчас уже, работая с командой, где молодые и не совсем молодые ребята, я должен всё время держать контроль над ними, знать каждый их шаг, как ни странно. Например в Томске – маленьком городе- это позволительно. Я, в общем – то, всегда знал, кто где провёл вечер и с кем. Злачных мест там не больше пяти – семи, и из каждого мне приходила информация кто там был, кто сколько выпил и когда. Короче, вот в этом смысле приходилось контролировать ребят.
А вот в условиях Москвы, мы знаем очень многих, которые подавали большие надежды, но их понесло куда-то не туда.
Так, что смысл идеи Валерия Колпакова мне понятен, но обязательно должна быть конкуренция. Нельзя сохранять команду без движения во времени, чтобы она прибавляла и прибавляла. Немцев – да, не уверен, как с англичанами, французов – нет, а у нас точно с этим проблема.
Я не раз высказывал эту идею, что тренер, работающий с детьми и готовящий профессионалов, должен научить подопечных хорошо изучить себя, свой потенциал, своё состояние.
Игрок, переходя из этапа в этап, из одного возраста в другой, должен понимать, что тренер готовит команду, по большому счёту, национальную, а игрок должен себя готовить сам. Он должен знать когда, где, с кем и, вообще, позволительно ли ему употребить или злоупотребить. Может ли он прибавить один – два килограмма или, наоборот, их должно недоставать.
Это такой процесс, при котором тренеры, работающие с детьми и юношами, должны внушать ребятам, что только самоконтроль позволит им расти. А вот у нас этого пока нет, и от этого мы многое теряем, если честно. Вот, например, тот же самый Дзюба стал звездой, что там сейчас говорить, не благодаря кому-то или чему –то …
ГС:
-Ну, я считаю, в том числе, и благодаря Вам, потому что в сложное для него время Вы ему помогли. Взяли в свою команду, где его способности очень ярко раскрылись!
Не-е-е-е-т!!! Секундочку! Наступил такой момент, когда он стал изгоем. Наступили ему на больной мозоль. И отрылось его внутреннее "Я", (в нём это есть):
-Ах, вы такие, тогда я вам докажу…
И он доказывает, он самоутверждается. Если бы его постоянно гладили по головке, то я сомневаюсь, что он выжил бы.
Поэтому вот это состояние игрока нужно поймать, за что его, как бы, ухватить. Понять, на какую болевую точку нажать. Дзюбе это помогло. Сейчас он уже нормально себя контролирует, понимает. Я всегда говорил, что он хам, но он умный хам.
ГС:
-Я бы не сказала, что он хам! Скорее, у него детская непосредственность…
Ну, может быть… Хотя, ты его в другой среде не наблюдала. Он может нахамить старшим по возрасту, просто так. Он у меня над Климовым издевался. А у них десять лет разницы.
ГС:
-Я помню, Полина Павловна очень хорошо о нём отзывалась. Рассказывала, что когда летели в Москву после последнего сезона, который Артём отработал в «Томи», то они сидели в самолёте на соседних креслах и все четыре часа разговаривали. «Такой замечательный парень!» - отзывалась она.
Ко всем Вашим ученикам Полина Павловна всегда относилась как к своим детям, и они все её помнят и благодарны за её отношение.
Ну, у неё всегда все мои игроки были «золотые ребята»!
Ну я не скажу, что Артём плохой. Он по внутреннему стержню как раз то, что нужно для звезды.
Автограф для Валерия Колпакова.
|
|
ГС:
-Валерий Кузьмич, спасибо за то, что согласились ответить на наши вопросы. Мы все желаем Вам, в первую очередь, здоровья. Это главное, что нужно всем нам для того, чтобы иметь возможность что-то делать. И чтобы в Томске, где вы оставили немалую часть своей души и сердца, игроки радовали болельщиков. И чтобы в других командах, где Вам придётся работать, росли новые чемпионы и игроки российской сборной. И, конечно, чтобы семья радовала!
А чтобы Вы пожелали всем своим многочисленным болельщикам, почитателям, и вообще всей стране, потому что, видимо, впереди нам предстоит опять сложная жизнь?
Галочка, над нами какой – то, я не знаю, то ли рок, то ли карма, или, наоборот, какой – то нимб над нашей страной: мы обязательно должны что -то преодолевать –это ко всем поколениям относится. Одним поколениям – два катаклизма, а у других и пять получается. Это не мои мысли, но так это и есть - чем нам сложнее, тем мы становимся твёрже, тем мы становимся сильнее. Поэтому, вот ещё раз, ещё один год, который, по определению, не может быть лёгким. У нас много проблем, и мы должны быть готовы к тому, что будем с ними сражаться.
Я не президент, который обращается к стране, но всем своим близким, и всем, кто ко мне относится с почтением и уважением как своим близким желаю, чтобы мы жили в мире и согласии и с самими собой, и с окружением. Чтобы зима была зимой, лето – летом, весна – весной, чтобы мы жили полной грудью.
У природы нет плохой погоды, поэтому я за то, чтобы мы понимали, что жизнь состоит из сложностей и мы должны их преодолевать. Только стоит русскому человеку опустить руки, то его сразу заносит куда – то не туда.
Поэтому я за то, чтобы близкие и не очень близкие люди радовали нас.
И, конечно, всем здоровья. Это банальность, без которой никуда не денешься.
Галочка, а тебе и твоим ребятам, твоим мальчикам- всего самого лучшего, будьте здоровы!