Георгий Симонян
Почти все мои песни имеют жизненную основу.
(июнь 2016)
1
Виктор Дюнин.
|
Однажды, в 27-ой день сентября 1944 года, в селе Безруково Кемеровской области в семье Николая Дмитриевича и Таисии Тимофеевны Дюниных на свет появился сын Виктор. Когда Виктору исполнилось два года, семья Дюниных переехала в село Изынское Тогучинского района. Здесь, где родители были учителями, на лоне красивой природы, прошло детство будущего поэта. До четвертого класса учился у матери, до седьмого класса - в Борцовской школе. Среднюю школу № 92 Виктор окончил в городе Новокузнецке.
-Ваши родители были учителями. Что они преподавали?
Отец преподавал черчение и рисование. Мать была
учительницей начальных классов. Я до четвертого
класса учился у нее.
-Вы оканчивали школу в Новокузнецке. Каким был
Новокузнецк вашего детства?
Новокузнецк моего детства был городом в рабочей
спецовке. Дымным от заводов и шахт.
-Занимались ли музыкой?
Короткое время. Меня учили игре на баяне.
Со школьных лет Виктор начал писать стихи. В 18
лет приехал в Тогучин, где работал корреспондентом
в газете «Ленинское знамя». И в дождь и в любую
непогоду разъезжал по Тогучинскому району, собирая
материал для газеты. Через год, 1 июня 1963 года,
Виктор Дюнин был зачислен в штат работников
районного дома культуры на должность
концертмейстера. В книге приказов есть и такая
запись от 1 февраля 1964 года: «Баяниста Дюнина
Виктора Николаевича, перевести на должность
художественного руководителя».
Через год – снова перемены, Виктор Николаевич
поступает в МГУ имени Ломоносова на факультет
журналистики, после окончания которого начинает
работу в главной редакции музыкальных программ
центрального телевидения. Его непосредственным
начальником в то время была Элеонора Беляева.
-Помните первое стихотворение, которое было
опубликовано в районной газете «Ленинское знамя» в
1960 году?
К сожаленью, не помню первую публикацию.
-Когда поступили в МГУ, вы жили в общежитии?
Да, жил в студенческом общежитии.
-Как вы попали в главную редакцию музыкальных
программ ТВ?
Редактор музыкальных программ Всесоюзного радио,
где еще на первом курсе прозвучал мой музыкальный
рассказ "Гуцульская легенда", свел меня с
редактором Главной редакции музыкальных программ
ЦТ Жанной Гусевой. Она и пригласила меня после
окончания МГУ на работу.
-Как относились руководители Главной редакции
музыкальных программ к эстрадной музыке вообще и
зарождавшимся ВИА в частности?
Тогда все зависело от Председателя Комитета по
радиовещанию и телевидению, который проводил
политику руководства страны. А там этот жанр не
понимали и не принимали. Соответственно, и
редактора не жаловали жанр, хотя некоторые из них
в душе симпатизировали зарождающемуся направлению
в музыке.
Работа в редакции музыкальных программ дала
возможность Виктору познакомиться с композитором
Григорием Пономаренко. Именно с ним была написана
его первая песня «Незабытые давние дни», а
исполнила её в Колонном зале Дома Союзов певица
Ольга Воронец.
-Первая песня написана с Пономаренко. А вторая?
Вторая песня тоже была написана с Пономаренко. И
третья, и четвертая…
Виктор Дюнин работал не только в качестве
журналиста на Центральном телевидении, но и в
редакции журнала « Советская эстрада и цирк». Это
дало ему возможность познакомиться со многими
исполнителями, композиторами, музыкантами.
-Как произошло ваше знакомство с Юрием Антоновым?
Я работал в редакции журнала "Советская эстрада и
цирк" и решил написать об ансамбле
"Добры молодцы".
Пришел на концерт и познакомился с солистами
ансамбля
Юрием Антоновым и
Романом Власенко,
талант которых отметил в
статье.
-А как относились в редакции журнала "Советская
эстрада и цирк" к эстрадной музыке вообще и
зарождавшимся ВИА в частности?
Там было больше демократизма. Само слово
"эстрада" в названии журнала обязывало к этому, в
том числе проявлялось внимание и к ВИА.
-Вы сами выбирали темы для написания статей?
Сам, но были и редакционный задания.
-Почему решили написать именно о ДМ?
Я был увлечен тогда этим жанром, предложил
написать о "Добрых молодцах", поскольку они как бы
несли народные интонации. Главный редактор дал
согласие. Писал я и о другом коллективе, несущем
народные интонации, -
"Песнярах".
С тех пор Виктором Дюниным было написано более
шестидесяти песен, которые издавались в сборниках,
выходили на дисках фирмы «Мелодия». Их исполняли
солисты Юрий Антонов, Валерий Ободзинский, Алексей
Глызин, Игорь Николаев, Александра Стрельченко,
Нани Брегвадзе, Анатолий Днепров, ансамбли «Аракс»,
«Синяя птица», «Весёлые ребята», «Самоцветы»,
«Цветы». Творческую манеру автора отличают лиризм,
мелодичность, точность образов.
-Расскажите об истории создания песни «Несет меня
течение»?
Я был влюблен. Решил жениться, даже заявление
подали в ЗАГС. Перед свадьбой подруга моей
невесты сообщила мне, что моя невеста мне не верна.
До сих пор не знаю, это была правда или нет. Но
тогда я был молод, горяч. Я "поломал" свадьбу, всю
ночь не спал после этого. К утру появились стихи.
Рассказал об этом Антонову, который, не имея жилья
в Москве, ночевал у меня на раскладушке, показал
ему стихи. Через пару дней была готова песня.
-Вы чаще писали стихи на музыку или музыку писали
на ваши стихи?
Чаще композиторы писали на мои стихи, хотя
приходилось иногда писать на музыку, особенно,
когда просили написать на музыку известных
зарубежных шлягеров. Так появились песни
"Где же
ты, мама?", "Поезд моей жизни", "Ты прекрасна,
любовь"…
Виктор Дюнин.
|
-Первым ансамблем, с которым вы начали работу, был
ВИА "Веселые ребята". Как произошло знакомство со
Слободкиным и как создавалась песня «Парень
простой»? Почему был изменен текст?
Я на одном из концертов подошел к Павлу
Слободкину, сказал, что я поэт и хотел бы
сотрудничать с таким замечательным ансамблем. Он
тут же "зацепился" за меня, наиграл на фоно
мелодию песни
"Парень простой" и попросил написать
текст на так называемую "рыбу", то есть набор слов
в размере. Я написал. Но тогда я был начинающим
автором, поэтому матерые поэты в худсовете то ли
из-за ревности, то ли действительно находя
недостатки в тексте, на корню рубили мои тексты.
Поэтому Слободкин попросил написать новый текст
поэта Дербенева. И получилась песня
"А мне-то
зачем". Но мне до сих пор кажется, что этот мой
текст нормальный, и он более органично сцепился с
мелодией. Считаю, что тогдашний солист «Веселых
ребят»
Юра Петерсон спел песню классно.
-Легко ли возник контакт с Павлом Слободкиным?
Очень легко, как будто сто лет знали друг друга.
-Расскажите об истории создания песни «Верю, верю
я». Почему в ней тоже был изменен текст?
Это была моя вторая песня с Юрием Антоновым, а
первой была "Ты слов не говори". В то время во мне
жила надежда на встречу с той самой единственной
девушкой, которая станет судьбой. Но девушка не
появлялась, зато появилась песня, которую Юра
написал на мои стихи. Он, как мне помнится,
возлагал на нее большие надежды. Но помешал тот же
самый худсовет. Матерые поэты-песенники очень
неохотно пускают в свои ряды новичков. Кстати,
исполнение тоже было не очень удачным. Новый текст
написал поэт Дербенев, и песня
"Если любишь ты"
стала шлягером. Антонов был прав. А мне еще долгие
годы пришлось "накручивать" свой песенный
авторитет, чтобы мои песни стали легко проходить
худсоветы.
-Возвращаясь к вашей первой песне с Антоновым -
"Ты слов не говори". Она кому-то посвящена?
Можно несколько слов об ее создании?
Кажется, песня "Ты слов не говори" не связана ни
с кем, а надумана. Может, поэтому и не стала хитом.
-Расскажите историю создания текста «Песня
деревенского почтальона»? Кто предложил идею?
Понравилось ли вам, как сделали ее Веселые ребята?
Идею предложил Павел Слободкин. По-моему, получилось неплохо. Да и «Веселые ребята» исполнили здорово.
-А как было со стихами к песням «На лесной поляне», «Где же ты, мама»?
Опять же это всё идеи Павла Слободкина.
-Отдельный вопрос о песне «Поезд жизни». Эта
мелодия была известна по фильму «Влюбленные». Вы
ориентировались на это исполнение или на
оригинальное Боно и Шер?
Я не переводил зарубежные тексты, а писал
свободно и мог уйти от темы. Слободкин только
давал мне размеры. Малежик, мне кажется, очень
неплохо справился с исполнением песни
"Поезд жизни
моей".
-Расскажите о работе с Теодором Ефимовым и о
песне «Летний дождь»? Она писалась именно для
«Веселых»?
Точно не помню, когда и где познакомился с
композитором
Теодором Ефимовым. Возможно, в
студии на какой-то записи. Теодор Ефимов -
потрясающий рассказчик анекдотов и балагур. С ним
написано несколько песен. Песня "Летний дождь"
писалась абстрактно, потом была показана Павлу
Слободкину, и он взял ее в репертуар(к сожаленью,
17 мая 2016 года композитор Теодор Ефимов ушел из
жизни.- прим. Автора)