Олег Иванов

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Тогда были определенные правила игры.

(июль 2013)

2. Песни для ВИА.

2

Олег Иванов на своем вечере .
(2013)

-Приблизительно в это же время Ваши песни «На чем стоит любовь», «Тебе все равно», «Рыбацкая песня» и «Песня, моя песня» оказались в репертуаре ВИА «Веселые ребята»?

Ноты этих песен были у Сергея Дьячкова. Он их и показал Павлу Слободкину. Тут надо сказать, что в песне «На чем стоит любовь» были другие слова, а «Тебе все равно» и «Рыбацкая песня» были написаны на стихи Роберта Бернса. «Песня, моя песня» была написана на стихи Алексея Кольцова. Слободкин решил осовременить тексты и отдал первые две Онегину Гаджикасимову, а последнюю Павлу Леонидову. Лишь в «Рыбацкой песне» остались оригинальные стихи.

-Какие слова были в изначальном варианте песни «Тебе все равно»?

Это был женский текст:

«В чужой постели лечь мне спать, да я б всю ночь дрожала, сэр.
Мне рано замуж выходить, мне рано замуж выходить, мне рано замуж
И грешно меня от мамы уводить.
Бом-бом-бом…»

Слова Бернса – гениальные. Он настолько глубокий поэт, передающий такую огромную гамму чувств. Плюс юмор, ирония и при этом доброта.
Хочу сказать, что все песни, написанные на стихи Роберта Бернса, были не в переводах Маршака, а в переводах Виктор Федотова, воронежского переводчика.
Я очень благодарен Павлу Слободкину. Взять песни какого-то барнаульского студента! Сам прекрасный музыкант, композитор, у него никогда не было никакой ревности к какому-то композитору. Эти четыре песни в исполнении ВИА «Веселые ребята» сразу поставило меня в ряд популярных композиторов. Ну, и конечно, песня «Товарищ». Думаю, что это одна из последних массовых песен. А последней песней, которую пел весь народ, стала «День победы» Тухманова.
На первой пластинке популярнейшего ансамбля «Веселые ребята» среди двух песен Битлз, песни Сергея Дьячкова оказалась и моя «На чем стоит любовь».
Что касается песни «Тебе все равно». Разве не прекрасные слова:
– «Твой двор осенний гол и пуст,
В нем о весне прошедшей грусть…»?
И Павел Слободкин очень высоко оценивает эту песню. Мы часто с ним говорили на эту тему. Непонятно, почему эта песня так и не раскрутилась? Может быть потому, что ее первый исполнитель Юра Петерсон ушел из «Веселых ребят»…

-В «Самоцветах» он ее не пел?

Думаю, что это было не этично. Все-таки, «Тебе все равно» считалась песней «Веселых ребят». А вот другая моя песня «Горлица» перекочевала из ансамбля «Лада» в «Самоцветы». Эдуард Кролик перешел в «Самоцветы» и взял ее с собой. И она стала популярной в исполнении именно «Самоцветов».

-Это стихи Семена Кирсанова?

Да, выдающегося советского поэта. Это стихотворение у Кирсанова называется «Русская песня», а я назвал «Горлица».
Кирсанов – удивительный поэт!
Ученик моего любимого поэта Владимира Маяковского, последний футурист. Считаю его предтечей Андрея Вознесенского.

-Вы что-то еще писали на стихи Кирсанова?

Я очень много стихов Кирсанова перелопатил, но ничего не нашел, чтобы положить на музыку. Кстати, так же как и Есенина, одного из любимых поэтов. Проштудировал всё, но ничего не смог найти.

- Вернемся в 70-ый. Получается, что Вы тогда не были знакомы с Павлом Слободкиным?

Я с ним познакомился прямо во время записи этой первой пластинки.
Я приехал в Москву и мы пошли с Сережей Дьячковым на «Мелодию». Там как раз «Веселые ребята» записывали две мои песни - «На чем стоит любовь» и «Тебе все равно».

-Вы познакомились тогда только со Слободкиным?

И с Бергером, и с Петерсоном…

-Скажите, кто делал аранжировки Ваших песен в «Веселых ребятах»?

Я не знаю, да и никогда не знал. В любом случае, кто бы в ансамбле не делал аранжировки, они всегда проходили через «руки» Павла Слободкина.

-А Вы всегда узнавали свои песни после аранжировок и исполнения ВИА?

Конечно, нет (смеется).
Например, если слушать окончание «Песня, моя песня», то можно подумать, что это вообще не мое произведение. Вероятно, эту часть придумал Слободкин.

Аранжировку этой песни делал Алексей Пузырев.
Прим. редактора.

-Скажите, «Песня, моя песня» по сравнению с первым текстом сильно изменилась?

Конечно. Стихи были Алексея Кольцова, но Леонидов и не знал об этом. Он писал свой текст на музыку.

-Почему после этих песен больше с «Веселыми ребятами» не складывалось?

Думаю, что дело в Слободкине. Пришли новые солисты, новые музыканты, появились новые композиторы. Предпочтение стало отдаваться Тухманову, Антонову, Добрынину, позднее – Матецкому.

-А как «Песня, моя песня» попала в «Самоцветы»?

С Юрием Маликовым я познакомился, когда они еще не назывались «Самоцветами», но уже пели мою «Горлицу». И я отдал им эту песню.
Кстати, Юрий Федорович рассказывал, что у него даже была мысль назвать ансамбль «Горлица», но потом объявили конкурс на название и стали «Самоцветами». «Самоцветы» сделали «Песню, мою песню» в более жесткой манере, ближе к року.

-А не мог Слободкин на этот факт обидеться?

Трудно сказать. Все может быть. Но это надо спросить у Павла Яковлевича.
Кстати, «Веселые ребята» записали мою «Горлицу» во время поездки в Чехословакию. На фирме «Супрафон» они сделали записи нескольких песен, в том числе и «Горлицу». Но, к сожаленью, записи не сохранилось. Во всяком случае, у Павла Яковлевича ее нет.
По окончании медицинского с красным дипломом меня направили в интернатуру, но мой однофамилец композитор Георгий Николаевич Иванов пригласил меня поступить в Новосибирскую консерваторию. Надо сказать, что в Сибири было два известных академических композитора: он и Аскольд Федорович Муров. У обоих были целые школы выпускников.
И я стал опять студентом, теперь уже консерватории. Надо сказать, что после окончания музыкальной школы, я два курса отучился заочно в музыкальном училище, и все теоретические дисциплины я не знал, но Георгий Николаевич меня убедил.
Получилось так, что распределение после медицинского я отрабатывал на скорой помощи в Новосибирске, при этом учась в консерватории.
В консерватории мне приходилось не только сочинять, но и проходить композицию, писать камерные циклы, например на стихи Роберта Рождественского, хоры.

-Я знаю о таком факте Вашей биографии, как работа в ВИА?

Это было так. То ли январь, то ли февраль 1972 года. В Новосибирск на гастроли приехал вокально-инструментальный ансамбль «Добры молодцы». Выступали они в здании оперного театра. После концерта я, как всегда, зашел к ним за кулисы показать свои песни. Руководителем коллектива был Сева Новгородцев, и именно он меня слушал. Его вердикт был таким: песни хорошие, но в репертуар они их брать не будут, так как у ансамбля другое направление. И… предложил мне поработать в их ансамбле три летних месяца после окончания первого курса консерватории. Он сказал, что из ансамбля ушел Юрий Антонов и я, как исполнитель собственных песен, им вполне подхожу. Все было официально: со мной заключили договор, внесли запись в трудовую книжку. И по окончании первого курса я быстренько вылетел в Одессу для работы в «Добрых молодцах» За два дня я сделал обработки своих песен для ансамбля и стал с ними выступать. Я пел «Горлицу», «На чем стоит любовь», «Путь» на стихи А.Кольцова, «Товарищ». Я, как вокалист, стоял у микрофона и пел, а ансамбль мне аккомпанировал. Еще с нами работала тогда Жанна Бичевская, но она выходила на сцену одна и пела под гитару.

-А на клавишных Вы не играли?

Получилось следующее. Через некоторое время мы почти всем коллективом пошли в знаменитый кабак «Гамбринус». И на следующий день у нашего пианиста скрутило желудок. Если не ошибаюсь, его фамилия была Шафранов, он был довольно невысокого роста. А, если помните, летом 72 года свирепствовала холера. И наш пианист имел неосторожность обратиться к врачу. Его тут же упрятали в инфекционное отделение и ансамбль остался без клавишника. И мне пришлось работать клавишником почти все оставшееся время. То есть, я работал как певец отдельным номером и как клавишник другую часть концерта.

-Кто запомнился из того состава «Добрых молодцев»?

Кроме Севы запомнились барабанщик Женя Маймистов, басист Владимир Антипин. Солисты Роман Власенко и Владимир Кириллов. Это был один первых составов «Добрых молодцев», можно сказать «золотой» состав. Почти все они были ленинградцами.
По качеству это был очень серьезный ансамбль. Не типичный ВИА, с креном в фолк-рок. До сих пор не могу понять, как появилась статья в одной из центральных газет Людмилы Зыкиной. Где она критиковала работу этого коллектива. Мне кажется, что они очень ярко и убедительно исполняли репертуар. После этой статьи с ансамблем ездил куратор.

-Зачем?

Я не понимаю, тем более с точки зрения сегодняшнего дня. Видимо, следить за репертуаром.

-Вы ездили с ними только по югу?

Только Черноморское побережье.

-По окончании гастролей Вы вернулись к учебе?

Я поставил перед собой цель – закончить консерваторию. Я стал гораздо меньше писать песен, так как совмещать это было невозможно. Да и не приветствуется написание песен во всех консерваториях. Но именно в этот период мне довелось познакомиться и начать работать с прекрасным советским поэтом Львом Ивановичем Ошаниным.

-Первой Вашей совместной работой была очень красивая песня «Талая вода»?

Не уверен, что это была песня была первой, но то, что самой яркой это точно. Лев Иванович очень высоко ценил эту работу и ставил ее в десятку своих лучших песен.

-Как происходило общение? Вы в Новосибирске, он в Москве…

Стихи «Талой воды» он мне прислал в письме напечатанным текстом. Я быстро написал музыку и первому показал Юрию Ивановичу Шибанову, нашему преподавателю, члену Союза Композиторов. Юрий Иванович высоко оценил работу.

-А как эта песня попала к ансамблю «Верасы»?

Вместе с «Талой водой» мы написали еще несколько песен, и я их показывал на худсовете фирмы «Мелодия», членом которого был и Лев Иванович. Я еще не знал, что будет с этими песнями, кому их отдавать. Была надежда и на то, что худсовет порекомендует кому отдать. И вот стоим мы со Львом Ошаниным, и к нам походит молодой, симпатичный парень. Представляется руководителем ансамбля «Верасы» из Минска. Это был Василий Раинчик. Попросил он несколько наших с Ошаниным песен, в том числе и «Талую воду». И как-то очень быстро они сняли фильм на Минском ТВ – «Поет ВИА «Верасы», где и прозвучала «Талая вода». Песня стала популярной.
Но особую популярность эта песня приобрела в исполнении Сергея Захарова. Он тогда по популярности соперничал с самим Муслимом Магомаевым. Это был его пик. Потом с Сергеем случилась всем известная неприятность, и ее стал петь Ренат Ибрагимов. Также ее пели Юрий Богатиков, Виктор Вуячич…

-На первой пластинке «Верасов» была ваша с Ошаниным песня «Где найти такое счастье»?

Да, «Где найти такое счастье», «Ты придешь»… Все это исполняли «Верасы».
Надо упомянуть еще одну песню на стихи Ошанина «Поезд юности». Она стала лауреатом «Песни года». Исполняли ее Лев Лещенко и Ксения Георгиади.

-Вы являетесь автором музыки песни «Верни мне зори вешние». Авторами стихов являются Андрей Дементьев и тот же Лев Ошанин. Трудно представить двух маститых авторов, пишущих вместе?

Еще учась в консерватории, я написал песню на стихи Андрея Дементьева «Пусть будет все по-прежнему». Ее прекрасно записал ВИА «Акварели», вокал – Александр Мухатаев. Но у меня было ощущение, что чего-то не хватает. А я тогда много работал со Львом Ивановичем Ошаниным, и упросил Дементьева показать эти стихи Ошанину. Андрей Дмитриевич показал Ошанину и родилась песня «Верни мне зори вешние», практически с той же музыкой. Ее уже записал Игорь Иванов и ансамбль «Надежда». Игорь – уникальный вокалист и замечательный человек
Кстати, ВИА «Акварели» записали «Пусть будет все по-прежнему» на свой второй альбом. Там же еще две мои песни «Горький мед» и «В этот день». А песню «В этот день» позже стала исполнять в концертах группа «Диалог».

-Давайте перейдем к песне «Горький мед»?

Я ее написал в 1975 году на последнем курсе консерватории. И почти сразу я поехал в составе советской делегации на фестиваль в Венгрию. На первом же выступлении я решил сделать так. Проговорить слова первого куплета, чтобы их перевели, и публика поняла, о чем песня. А потом сел за рояль и исполнил ее целиком. Успех был ошеломительный! Песня, еще не прозвучав в Советском Союзе, стала суперпопулярной в Венгрии. Как мне потом рассказывала один из редакторов на ТВ Жанна Гусева, у которой родственница жила в Венгрии, она зашла за ребенком в детский сад, а там поют «Горький мед» Олега Иванова. Вот такой факт!

-Это была первая ваша поездка за рубеж?

Нет, в 1973 году я ездил на Берлинский фестиваль молодежи и студентов. Был, так называемый Советский Дом, который назывался «Калинка». Мы с Женей Мартыновым, сменяя друг друга давали в этом доме концерты для гостей. А гостями были люди со всего мира. Хочу отметить один момент. Я пел свою песню на стихи американского исполнителя Боба Дилана на английском языке. Американскому произношению меня учили ребята из студенческого ансамбля политической песни, которые знали несколько языков. А инструментальную фонограмму этой песни мне записал вокально-инструментальный ансамбль из Армении. Названия, к сожаленью, не помню. Этот концерт был показан по ТВ.
После моего возвращения в Москву мне позвонил Павел Слободкин. Сказал, что я так спел эту песню, с таким вдохновением, что никто так бы не спел. Кстати, песня называлась «Семья человека» - «Family of man».

-Из ВИА кто-то ездил в Берлин?

Да, «Самоцветы».

-Вернемся к песне «Горький мед». Автор слов Владимир Павлинов. Это кто?

Павлинов – член Союза писателей, поэт, лирик. По первой профессии геолог.

-А как набрели на это стихотворение?

Мой отец купил сборник его стихов в Доме книги в Барнауле. И отдал его мне.

-А Вы были знакомы с Павлиновым?

Потом познакомился.

-А как она попала в «Самоцветы»?

К тому времени «Горький мед» стала очень популярной в Новосибирске. Она исполнялась чуть ли не во всех ресторанах и на танцплощадках. Можно сказать, весь город пел. И тут с концертами в Новосибирск приехали «Самоцветы». Я пошел на концерт, а после концерта за кулисами исполнил ее. Слушали песню Юрию Маликов, Виталий Кретюк и жена Маликова Людмила. Реакция – нулевая. Маликов и Кретюк встали и пошли, а Люда, увидев мое ошеломление, мне шепнула, что всё будет хорошо.
Аранжировку сделал Виталий Кретюк, а петь ее стал Александр Барыкин. Говорили, что это самое лучшее исполнение этой песни, но я никогда этого не слышал. Говорят, где-то сохранилась запись. Еще я знаю, что когда Барыкин ушел из «Самоцветов» и весь летний сезон работал в Сочи, он исполнял «Горький мед» в ресторане. Он так пел, что все коллективы в кафе и ресторанах Черноморского побережья ее тоже запели.
Это все было до записи. В 1978 году, когда песня перешла к Аркадию Хоралову, старший редактор радиостанции «Юность» Люцина Козленко добилась записи этой песни на радио. Она прозвучала один или два раза на «Юности» и стала очень популярной.
Аркадий Хоралов спел ее великолепно, потрясающе! Душа плачет, сердце плачет. Песня была воспринята как откровенная лирика. Тем более, что такая житейская ситуация была наверное близка каждому человеку. Пластинку мне удалось выпустить благодаря редактору «Мелодии» Анне Качалиной. Это была моя первая маленькая пластинка с тремя песнями: «Горький мед», «Беда – не беда» в исполнении Ольги Вардашевой и «Листопад» Софии Ротару.

-«Горький мед» была записана на пластинке ВИА «Акварели». Но мне кажется, что гораздо более слабое впечатление произвело их исполнение.

Согласен. Потом ее записал Лев Лещенко, который в дальнейшем исполнял эту песню в моих авторских концертах. А на одном из последних концертов Лев Валерьянович предложил для исполнения этой песни Витаса. Вроде как спродюссировал.

Олег Иванов и Лев Лещенко.

-Витас неплохо исполнил…

Мне тоже понравилось. Голос-то у него уникальный.
Вот одна зарисовка из воспоминаний на тему этой песни. Иду по центру Новосибирска. Подхожу к магазину грампластинок. Оттуда звучит «Горький мед» и тянется хвост очереди. Вхожу и вижу такую картину. Продавщица с окаменелым лицом, не глядя на чеки, выдает автоматически, одну за одной, пластинку с песней «Горький мед».
И вторая зарисовка.
Людмила Сенчина рассказывала. Сенчина с Кобзоном, будучи в каком-то городе, пришли на концерт «Самоцветов». Это был то ли третий, то ли четвертый концерт «Самоцветов» в этот день. Тянется концерт довольно вяленько. И тут Аркаша Хоралов объявляет песню «Горький мед». Начинает петь. Люда поворачивается к Иосифу Давыдовичу, а того по щеке течет слеза от этого исполнения. Ну и настроение в зале тоже сразу поменялось.

-Олег, Вы закончили консерваторию в 1976 году, а в 1978 году были приняты в Союз Композиторов. Чего это стоило?

Меня принимали по академическим произведениям. Мной были представлены партитуры и записи маленькой симфонии для струнного оркестра, вальс для симфонического оркестра, дивертисмент для струнного оркестра, хоры и одноактная опера по пьесе Чехова «Юбилей». Ну и эстрадные произведения – песни «Товарищ» и «Талая вода».

-После окончания Вы остались жить в Новосибирске?

Я женился в первый раз и мы получили однокомнатную квартиру в центре Новосибирска. Кстати, еще в консерватории я вступил в партию. Я получал тогда авторские, а эти авторские были сумасшедшие. Я платил с авторских взносы, которые были больше, чем все партийные взносы остальных сотрудников и студентов консерватории.

-Расскажите про песню «Краснотал»?

С Сергеем Березиным и с участниками ансамбля «Пламя» я познакомился во время фестиваля молодежи и студентов в Гаване в 1978 году. Хотя мы друг друга знали, но именно тогда возникло некое человеческое расположение друг к другу.
Я не помню точно, то ли в 79, то ли в 80 году мы с Анатолием Поперечным написали песню «Краснотал». Все получилось очень неожиданно. Я был тогда в Москве и Анатолий мне позвонил и попросил проехать с ним в Химки в музыкальный комиссионный магазин, посмотреть фортепиано, которое Толя хотел приобрести. Мы поехали, купили фортепиано. Вернулись к нему и в течение нескольких минут написал песню «Краснотал». Потом очень долго эту песню никто не брал. Я многим показывал. Мы даже с Поперечным уже отчаялись. И совершенно случайно я показал эту песню Березину. Сергей сразу же сказал, что это хит.
И действительно, у «Пламя» эта песня получилась удачно. Записали мы ее в ГДРЗ на улице Качалова. Вступление на баяне придумал, кажется, Леша Кондаков. Ну и огромную роль в судьбе этой песни сыграло исполнение. Валера Белянин, считаю, один из самых талантливых артистов вокально-инструментального жанра. Потрясающий голос, во многом народный. Он сам пишет стихи и песни, и журналист на радио. Очень разносторонний человек.

Олег Иванов, Юрий Петерсон и Валерий Белянин.
24.05.2013.

-Белянина и знают именно по этой песне…

Конечно, это его коронная песня. Но у него есть и другие, очень хорошие песни.
В марте 2013 года у меня был юбилейный концерт, где Валера исполнял «Краснотал» в новой, современной обработке. Я, честно могу сказать, что его с этой песней принимали лучше всех.
«Краснотал» стала поистине народной песней. Например, ее сейчас исполняет Уральский народный хор. Она ушла в народ. Более того, эта песня с другими словами стала гимном футбольного клуба из Краснодара. После этого я написал для ансамбля «Пламя» песню «Зеленая калитка». В ней солировал Юра Петерсон. Обе эти песни вошли в альбом «На два дня». Кстати, ансамбль «Пламя» ранее записал мою песню на стихи Ошанина «Олимпиада». Она выходила в сборных пластинках
Продолжение