Лев ОШАНИН
0ЧЕНЬ своевременно заговорила «Литературная газета» о «человеке с гитарой». Действительно, «движение»
современных «менестрелей» и «мейстерзингеров», «ашугов» и «баянов» стало очень широким. И это не только у нас. В прошлом году я был в Польше там множество так называемых «кабаре» - в сущности, маленьких самодеятельных театров миниатюр, где исполняются каждый вечер десятки песен, иногда созданных полчаса назад.
Ново ли это для нас? Нет, конечно. Как появился, скажем, композитор Дмитрий Покрасс, скромный поначалу музыкант Первой Конной армии? Ведь именно в рядах этой армии родился его знаменитый «Марш Буденного», давно вошедший в антологию профессиональной песни. А созданная Александром Безыменским на готовую музыку «Молодая гвардия»? А жаровское «Взвейтесь кострами, синие ночи!»? Уже упоминалось о том, что неизвестно, кому принадлежит музыка песни «Огонек» на слова Михаиля Исаковского. А разве Марк Фрадкин, Модест Табачников не были поначалу «самодеятельными» композиторами? Кстати, тот же Фрадкии, и Соловьев-Седой, и Мокроусов не раз писали сами слова к своим песням, а Михаил Светлов музыку, на которую потом придумывались другие слова; так было с «Глобусом» или с песней «Шоферша Нина» Яна Сашина.
В годы войны многие композиторы, а порой и поэты сами исполняли свои песни в землянках и просто на лесных полянах. И сейчас нередко сами поют Блантер, Островский, Фельцман, Фрадкин и другие. А Людмила Лядова - профессиональная певица.
Говоря о самодеятельных композиторах, поэтах, исполнителях, следует вспомнить биологический факультет МГУ 50-х годов. Там тогда учились Г. Шангии-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова. Я до сих пор не забыл костер на биостанции в Звенигороде, где впервые услышал целый букет песен. А позднее мы познакомились с творчеством Д. Борисова, А. Якушевой, Ю. Визбора, Ю. Кима, Б. Вахнюка и прочих. Некоторые из них пишут и стихи, и музыку, но не поют, другие поют и пишут музыку, но не пишут стихов. Визбор и Ким, так же как Окуджава и Матвеева, все делают сами.
Самодеятельное творчество не есть нечто замкнутое. Лучшие песни становятся известными всем. Так было с «Несмеяной» Шангина- Березовского, некоторыми песнями Якушевой, Сухарева.
И дело, по-моему, как правильно писала газета, не в гитаре.
Дело здесь в другом. К сожалению, как правило, у людей, занимающихся тремя видами искусства сразу, чаще всего что-то одно получается хуже.
В этом смысле интересен Булат Окуджава. О нем много верного сказал Л. Переверзев. Незаурядный поэт, человек, в ранией юности бывший солдатом, Окуджава умеет пронзительно и точно сказать о многом. Слова его песен чаще всего находятся в поэтическом ряду, волнуют, не проскакивают мимо сердца. Все остальное музыка и исполнетние направлено к тому, чтобы донести слова, подать их наиболее выгодно, Не затенить их. Многие слушатели принимают его музыку. Но, странное дело, музыканты, как правило, сердятся на нее, не слышат, не считают ее всерьез музыкой. Ну что ж, это не его профессия, казалось бы - отдай слова, пусть напишут профессионалы. Я как-то сказал Окуджаве об этом. Он ответил мне, что пробовал и не получается. Возможно, что он прав. Кстати, сейчас начали появляться песни на его стихи, написанные профессионалами.
По-другому работает, скажем, Визбор, сотрудничающий в журнале «Кругозор». Он пишет песни-корреспонденции. Их бывает приятно слушать. Есть у него удачные песии, где лирика сочетается с юмором. Вот, например, стала популярной туристская песенка «Мама, я хочу домой». Но нередко его песни, как газетные заметки, существу один день. А могли бы и вообще не быть песнями. Так, например, получилось с его корреспонденцией по поводу поездки на Дальний Восток. Я слушал, и мне было грустно. Невольно думалось: ну, а дальше что? Сама по себе география еще не тема для песни.
Moe глубокое убеждение, что песни делятся не по жанру («пойте, дескать, под оркестр Силантьева и не пойте под гитару», или «люблю голосовых певцов и не выношу шептунов», или «подавай мне интимное, личное, гитарное, а прочее меня не касается»). Конечно, вкусы бывают разные. Но вряд ли найдется человек, которого не волновала бы «Священная война», и тот же человек, вероятно, с удовольствием подпевал «Одинокой гармони» или «Подмосковным вечерам».
Речь надо вести о качестве песни исполнения в своем жанре.
Так же, как обидно слышать псевдовысокие песни, опошляющие большие темы пустым, холодным бряцанием словес,так же невыносима бескрылая гитарная дрянь, давящая на слезные или иные железы.
К «самодеятельным» песням надо относиться серьезно. Лучшие из них выносить на всенародный суд. Ведь композиторы не сразу стали профессионалами. Вспомните хотя бы Руже де Лили с его «Марсельезой».
Очень часто высокопрофессиональные поэты и высокопрофессиональные композиторы в песне бывают учениками, а их песни- холодны неудачны. Рождение песни всегда своего рода чудо. Почему, например, каждое слово Исаковского или Фатьянова поется? Почему так удачны песни на слова Ваншенкина? Почему приобрели известность нессколько несен ленинградца Куклина? А песни на стихи Евтушенко и Семериина? На слова же многих других поэтов создана одна или даже нет ни одной популярной песни.
Думаю, что надо подходить к авторам студенческих, туристских и иных песен, как к поэтическому и музыкальному резерву. А мы так не рассматриваем их.
Из года в год во всех республиках мы организуем смотры художественной самодеятельности. Систематически проводим совещания молодых писателей. Вероятно, в Союзе композиторов отдельно работают с композиторской молодежью. Но никто ни разу с должной серьезностью не разобрался в имеющемся у нас песенном хозяйстве.
Я предлагаю:
Собрать семинар авторов песен под руководством самых лучших профессиональных мастеров песенной поэзии и музыки, на этом семинаре отобрать лучшее, что достойно широкого звучания. И помочь каждому участнику разобраться в себе самом -что ему ближе, что у него еще отстает.
Издать книгу -сборник лучших самодеятельных песен с музыкой
(кстати, несколько лет назад мы с композитором А. Островским такую книгу почти подготовили для издательства «Советский композитор», но рукопись так и «увязла» в редакциониых кабинетах издательства).
Думаю, что эти два скромных организационных предложения помогут как самому «человеку с гитарой», так и определению его места в нашей жизни.