В 1982 году мне посчастливилось поработать на студии с Александром Сергеевичем Зацепиным. Мне позвонил Владимир Дмитриевич Рыжиков и попросил приехать на «Мелодию», помочь в записи.
Часов в 10 утра я был на студии. Во дворе студии стоял автобус, который был наподобие второй студии. Вот в нем мы целый день и записывались. Помню, что было довольно жарко. В основном, писали инструментальную музыку и инструментал одной песни. Я прописывал гитару. Целый день! В конце дня он достает 50 рублей и предлагает в качестве благодарности. Я отказался. Сказал, что работа с таким замечательным композитором это счастье. И денег не надо.
-Что у тебя было дальше?
В 1983 году я уволился из МОМА. Последние три года мы работали в ресторане «Столичный». Всем составом перешли из «Берлина». Перед нами в «Столичном» работал коллектив Виталия Клейнота.
Я пошел работать в Дом пионеров, вел кружок гитаристов, но музыкальную халтуру не бросал. Был коллектив, с которым мы могли работать на различных мероприятиях: свадьбах и прочее.
Еще 1983 год стал для меня определяющем в том плане, что я поступил учиться в Казанскую консерваторию на заочное отделение. У меня было музыкальное образование – я окончил Московское Областное музыкальное училище по классу гитары в 1980 году. Я поступил туда сразу после армии. Это училище находилось в подмосковном городе Электросталь.
Этих трех лет мне хватило для понимания того, что мне надо подучиться в музыкальном плане. Ренат Ибраимов способствовал моему поступлению в Казанскую консерваторию. У него была такая возможность.
Ренат Ибрагимов.
-Учился тоже по классу гитары?
Нет, поступил по классу ударных на оркестровое отделение. Хотел поступать на отделение композиции, но это было нереально. Туда шли профессиональные пианисты, а я из самодеятельности , самоучка.
Ректором тогда был Назиб Гаязович Жиганов. Он же являлся Председателем Союза композиторов Татарской АССР. Он лично мне предложил принести написанные мной композиции для фортепиано. Я принес, и девочка-пианистка ему сыграла, так как я сам сыграть это не мог. Очень сложные композиции. Жиганову очень понравилось, но перевестись на теоретико-композиторское отделение я отказался. Там было только дневное отделение. Мне пришлось бы пять лет жить в Казани. В общем, решил остаться на ударных. Приезжал два раза в год на сессии.
-А как ты освоил ударные?
В МОМА помогли. Ребята-ударники показали игру на ксилофоне. Занимался много, так и освоил. Хватило, чтобы получить тройку на экзаменах. Остальные предметы сдал очень хорошо.
В 1986 году директор МОМА Иван Васильевич Гераус переходит на должность директора Московской областной филармонии. А у нас с ним были очень хорошие отношения. И от него мне поступило предложение – создать в Москве на базе областной филармонии татарский ансамбль. База, инструменты и все прочее тоже предлагалось. Подумав, я согласился. Начал искать музыкантов.
-Какова была концепция коллектива?
Что-то наподобие ансамбля «Ялла». Эстрадные, народные песни в современной обработке, но с татарским колоритом. Даже в Казани тогда такого не было. «Орфей» к тому времени уже не существовал, да и он был ориентирован на русскую музыку. На татарском они почти ничего не пели. Кстати, как и Ренат Ибрагимов. Национальные песни надо петь другим горлом, другой манерой извлечения звука.
-Как назывался твой коллектив?
Ансамбль «Байрам».
-Все аранжировки ты делал?
Конечно. Нас оформили в филармонию, пошили костюмы, и мы начали работать. Были подмосковные концерты, но большинство концертов все-таки было в Москве.
-О руководителе филармонии Гераусе противоречивые мнения. Музыканты ВИО «Рапсодия» его проклинают, а музыканты шоу-группы «Сюрприз» (потом – «Доктор Ватсон») наоборот. Твое мнение?
Он практичный человек. И делал все в соответствии с этим. Кстати, с «Сюрпризом» мы много вместе работали. Первое отделение они, второе – мы. С «Кукурузой» также работали. У нас было право только на отделение.
-Кто еще с вами работали в рамках филармонии?
Сестры Кныш и мой старый знакомый Толя Алешин с группой «Стайер». И я Толе опять напомнил старую историю времен авиационного техникума.
-Это какую?
Толик поступил в техникум на год позже меня. Мы еще не были знакомы. В начале 1967 года во время каникул наш ансамбль отправили в дом отдыха «Серебрянка» играть на танцах для отдыхающих студентов техникума. Инструменты мы сложили в клубе.
И каждый день к нам до и после репетиций приходил длинный, худой парень, брал гитару и что-то подвывал. “Satisfaction, Satisfaction» - что-то типа этого напевал. Это был Толик Алешин. Мы долго не обращали внимания, но потом это нас стало доставать. И однажды, после принятия портвейна, наш гитарист, парень здоровый, по дороге в клуб подошел к Толе, схватил его, и со словами «что ты за нами ходишь?», головой воткнул прям в сугроб. Толик после этого исчез.
И когда я встречал Толю в «Веселых» и в Областной филармонии, я постоянно извинялся за ту историю. Но Толя зла не держал. Мы только вместе смеялись.
-Веселая история. До какого времени работал «Байрам»?
До 1991 года. За это время я окончил в 1988 году Казанскую консерваторию. У нас была солистка Хания Фархи. Мы с ней хорошо работали в тандеме – ее стихи, моя музыка. Но к этому времени коллектив стал состоять сплошь из казанских музыкантов. Мне мотаться надоело. И я просто подарил Хание руководство этим коллективом. К сожалению, четыре года назад Хания Фархи ушла из жизни.
-С Ибрагимовым продолжали работать?
Ренат неожиданно развелся с первой женой и женился на совсем юной девочке. Она только школу окончила. И стал выступать от Казанской филармонии, в Москве появлялся редко.
-Твое мнение об Ибрагимове?
Везунчик! И внешность соответствующая. Его все всегда любили. Он появился вовремя. Когда популярность Магомаева уже начала сходить, а Захарова посадили. Хорошие композиторы ему песни писали. Мне иногда кажется, что я его знаю лучше, чем кто бы то ни было.
Однажды я договорился на съемку моей песни «Не надо ждать» (стихи В.Харитонова) в его исполнении для телепередачи к 8 Марта. Съемки проводились во Внуково в Аэробусе ИЛ-86, который только появился. Ренат приехал в Москву, поселился в гостинице на Ленинском.
В 11 утра автобус со звездами должен был ехать во Внуково от метро «Аэропорт». Лещенко, Сенчина, Толкунова и другие звезды уже в автобусе, а Рената нет. Я звоню из автомата ему в гостиницу, а он спит. Договорились так, что он сам приедет во Внуково. Когда Ренат приехал во Внуково, то я обалдел от его внешности. Он побрился почти налысо и отрастил тоненькую щеточку усов. Так и записывался. Получилось жутко, и я очень расстроился, когда смотрел эту запись по ТВ. И в этом весь Ренат!
В августе 1991 года мы с Ренатом Ибрагимовым съездили в Италию на фестиваль. Я поехал как аккомпаниатор. Он выступил и уехал, а я остался с одним хоровым коллективом еще на некоторое время.
А по приезду через МОМА мне предложили работу на Кипре в составе музыкального коллектива. Я конечно согласился. Это были ребята из Интуриста, они договорились на работу на Кипре в городе Пафос. В составе были гитарист, басист, ударник и аккордеонист. Меня взяли с условием играть на клавишных и плюс на скрипке. Пришлось вспомнить свою юность. Нормально влился в коллектив. Работали в отеле Pioneer. Где-то полгода мы там были. Причем, я умудрился устроиться еще на одну работу в дневное время. Работал на складе на погрузчике.
На Кипре.
-Долго там проработали?
Почти до Нового года. Потом вернулся в Москву, несколько месяцев проработал опять в «Пекине».
А потом одна администраторша свела меня с певицей Натальей Кныш, с которой мы ранее работали еще в областной филармонии. Ее старшая сестра вышла замуж и уехала во Францию. А Наталья собиралась через нее устроиться там поработать. Но в дуэте. Она мне и предложила сделать программу и поехать во Францию. Но поездка во Францию сорвалась, и мы стали выступать дуэтом «Наташа и Рифкат».
Сели мы в ресторан «Лучник». И проработали там до 1995 года. А потом проработали еще полгода в ЦДТ. Провели очень много мероприятий. Запомнился день рождения Жванецкого. 60 лет ему тогда исполнилось. Был весь юмористический бомонд. Клара Новикова, Шифрин и т.д. Даже выпили водки с юбиляром.
Еще проводили день рождения Федосеевой-Шукшиной, кого-то еще из известных…
«Наташа и Рифкат».
А дуэтом «Наташа и Рифкат» мы записали на радио целый альбом, дважды выступили в передаче «Шире круг», и один раз в программе «Золотой шлягер» в 1994-ом году.
-Песни ты продолжал писать?
Для нас с Натальей писал, для Евгения Головина пару песен написал. Татарские песни продолжал писать, передавал на радио Казани.
-Я вижу, что у тебя выходил миньон, где твои песни исполнял Альберт Асадуллин?
В начале 80-х это было. Я приехал на «Мелодию» и общался с тогдашним директором (до Сухорадо) Дмитриевым. Он и предложил познакомить меня с Асадуллиным. Из офиса набрал ему. Я предложил Альберту несколько песен. А через какое-то время меня там же встречает Любовь Воропаева и предлагает свои тексты. В итоге Асадуллин и записал миньон моих песен на стихи Воропаевой. Мы потом с ним много общались, было много планов. Даже к 1000-летию Казани хотели что-то писать, но как-то не срослось.
А дальше, в 1998 году, Ренат Ибрагимов устроился в Газпром главным по культуре. И пригласил меня к себе заместителем. Я где-то полгода отказывался, но потом согласился. Стал работать, и мы проработали до конца 2004-го года. Когда ушел из Газпрома, то связи остались. И несколько лет я работал заказники по старым связям. Потом подошло время пенсии.
Но, тем не менее, до недавнего времени я много работал в теплоходных круизах по России.
-Как ты пришел к тому, чтобы открыть на YouTube свой канал RifkatXband?
Мне это стало интересно. Техническое образование позволяло разобраться в различных программах. Стал понемногу рассказывать о прошлом веке, что слушали, что играли. Сейчас делаю библиотеку американской музыки 20-40-х годов. Это целый пласт интересной музыки.