Георгий Симонян
Сергей Соловьев
Валерий Сауткин:
-Что просит большинство народа, то и получает.
(февраль 2013)
4
4."Джоккер".
-Давайте теперь поговорим о рок-опере «Улица»?
История с ней такая. Пресняков-старший написал музыку на готовый текст. Сначала родилась просто идея. Я писал какие-то слова, Петрович - музыку, но ничего готового не было, и сам сюжет формировался в процессе. Причем я предлагал, чтобы главный герой во второй части оперы попал на войну в Афганистан и там погиб. Этим самым мне хотелось выразить свой протест против тех событий. Но я не получил поддержки со стороны Петровича в этом плане. Он придерживался официального мнения, и мне пришлось согласиться, поскольку музыку я сам писать не умел (смеется).
Когда все было готово, мы встретились с Сережей Рудницким в Ленкоме и предложили сделать запись в студии театра. Звукорежиссером тогда был Валерий Андреев. В записи участвовали Коля Парфенюк, жена Рудницкого, Александр Садо. Получилась очень приличная запись.
В это время «оперялся» Сергей Лисовский. Он обратил внимание на наше произведение с подачи Преснякова-старшего и предложил поставить оперу на сцене Малой спортивной арены в Лужниках. Лисовский сам же взялся за финансирование и режиссуру, но сказал, что надо весь вокал на фонограммах переписать. В перезаписи участвовали Владимир Маркин, Сергей Минаев, Валерий Панков, Владимир Пресняков-младший и ещё кто-то менее известный. Так получился спектакль. Самое смешное, что за него я деньги не получил. Петрович, наверное, тоже. А ведь было четырнадцать аншлаговых представлений подряд. Успех бешеный! Может какие-то копейки и пришли в ВААП, но в те времена больше 600-700 рублей в месяц я не получал.
Параллельно с этим молодой режиссер Андрей Комаров решил сделать видеофильм под названием «Улица», и надо было сделать игровые досъёмки. Концертные уже были готовы. Фильм смонтировали на студии в Сокольниках. Это было накануне путча, во время которого случился пожар в здании, и все материалы сгорели.
- Что осталось?
На фирме «Мелодия» есть полная запись, сделанная «Араксом». Более того, они оцифровали эту запись, но никогда не выпускали. Я вел с ними переговоры. Мне предложили выкупить свою же запись. В интернете эта «Улица» выложена, по-моему, Минаевым.
Кстати, Лисовский тоже, как и я, выпускник МЭИ. И Маркин оттуда же. И Дубинин с Холстининым также окончили МЭИ.
-А для «Арии» Вы писали что-нибудь?
Нет, я ничего не писал, но это особая история, на которую они обижаются. Когда была создана группа «Ария», Векштейн пригласил меня на репетицию с просьбой поработать с ними в качестве текстовика. "Арийцы" познакомили меня со своими песнями, и мне эти песни показались очень вторичными. Очень! Я не помню, с какой формулировкой, но я отказался работать с ними.
В Интернете они какие-то гадости пишут по этому поводу со ссылкой на то, будто я вроде бы сказал фразу, что эта музыка до первого мента… или что-то в этом духе. Если даже я это и говорил, то в каком контексте?
Больше я эту ситуацию с «Арией» не обсуждал.
-А с группой «Круг» Вы работали?
Были попытки, но ничего не получилось. Ни с Гетманским, ни с другими.
-В 1988-м году у Вас с Пресняковым-старшим вышел альбом «Гороскоп»?
Песни были по годам: Змея, Бык, Обезьяна и так далее. Двенадцать песен – двенадцать исполнителей: Градский, Барыкин, Сапунов, Пресняков – младший, Глызин, Минаев, Пугачева, Нефедов, Кальянов, Орбакайте, Николаев и Кузьмин. Тираж пластинки по тем временам был небольшой.
Потом я принимал участие в работе над авторской пластинкой Преснякова-старшего с группой «Провинция».
-В 1989-м Вы работали с группой «Джокер». Что это была за группа?
Руководителем этой группы был Сеня Сон. Они работали с Валентиной Легкоступовой. Очень приличная команда с хорошими гитаристами. Например, Егор Жирнов, известный по работе с Александром Ивановым в «Рондо». Тогда мы с Пресняковым-старшим каждое воскресенье участвовали в передаче «45 минут в воскресной студии» на радиостанции «Юность», где ведущим был Саша Барынин. Именно он познакомил меня с Сеней Соном, который впоследствии попросил меня написать тексты на готовую музыку. Я ему сказал, что писать просто тексты мне не очень интересно и предложил сделать полностью пластинку и спродюсировать его группу. Сеня согласился. Это был мой первый опыт продюсерства.
Наша встреча состоялась 30 мая, а дальнейшие события развивались так. В течение июня я написал все тексты. Работал очень интенсивно. Музыканты песни разучили. Звучало все очень прилично. В то время я общался с Николаем Акинфеевым, который когда-то занимался постановочной частью у Пугачевой, и с Анатолием Исаенко. Это, кстати, художник-постановщик уровня нынешнего Бориса Краснова. В общем, я пригласил их для совместной работы. И сам же название группе придумал: «Джокер».
Пластинка группы "Джоккер":
Мелодия C60-28661 003
|
К 1-му июля мы договорились с Сеней, что я начну продвигать ребят, а мне помогать в качестве администратора будет Николай. Когда начнется гастрольная работа, мы с Николаем получаем 40 %, группа – 60%.
Тогда я ведь ещё был членом худсовета на фирме «Мелодия» с подачи Игоря Шаферана, у которого, кстати, мы заняли 14 тысяч рублей на раскрутку «Джокера». Меня приглашали на все худсоветы с правом голоса.
В июле мне удалось организовать запись наших песен в Большой студии «Мелодии» на улице Станкевича. Это была большая удача, поскольку там писались далеко не все и не так интенсивно, как мы. До сентября пластинка из восьми песен была полностью записана. Звукорежиссером работал Юрий Богданов. Параллельно удалось организовать съёмки двух клипов.
Постановочная идея была такой. Само представление состояло из двух блоков: гражданского и лирического. Сначала на сцену выкатывается громадная фуражка Сталина, из неё, как из танка, выходят музыканты в белоснежных костюмах летчика, шахтера, рабочего и т.д. В общем, похожие на гипсовые скульптуры люди играют и поют песни. Во время лирического блока эти костюмы трансформируются в бытовую, сейчас бы сказали «гламурную», одежду. Все костюмы были придуманы приятельницей Николая художницей из Дании Шимановской. Её работа стоила пять тысяч рублей. Для пошива Николай ездил в Прибалтику за новыми по тому времени тканями с лайкрой.
В общем, всё было готово к сентябрю за исключением костюмов, но и они уже шились. Пластинка прошла худсовет, и тут оказалось, что музыканты ничего не знали о предстоящем спектакле. Сеня Сон не посчитал нужным информировать их об этом. И когда начались примерки, музыканты стали возмущаться костюмами. Правда, их удалось убедить, когда им рассказали общую концепцию.
В сентябре группа Сени Сон уезжает на гастроли на Украину. Привезли оттуда какие-то деньги. Я подхожу к Сене и говорю:
- Сеня, пора платить 40 % от того, что заработали.
- Нет, мы не будем тебе ничего платить. Мы будем платить тебе 40% только с тех концертов, которые ты организовываешь! А эти концерты организовали мы.
Тут я прихожу в бешенство:
-Всё! Завязываем! Больше никакой работы с вами!
Я иду на «Мелодию» и говорю:
-Пластинка не выходит, я запрещаю выход!
А мне в ответ:
-Пластинка записана на государственные деньги, оплати стоимость записи, и она не выйдет.
Ничего не оставалось делать, как согласиться с выходом пластинки, но с группой я расстался.
Потом на одном из фестивалей, который я вел в Череповце, мы с Сеней встретились, и он предложил продолжить работу. Они без меня выпустили ещё одну пластинку, но она не имела никакого успеха. А я на предложение Сени не согласился…
Позднее, в начале 90-х мы вдвоём с Николаем рассчитались с Игорем Шафераном, но через некоторое время по непонятным причинам Коля Акинфеев застрелился….
-Валерий, как бы Вы оценили уровень советских групп и ВИА 70-х и 80-х годов?
Вы знаете, когда мы слушали пластинки западных групп, то какое могло быть сравнение. Но в то же время это был ориентир, к которому надо было стремиться. Среди групп были довольно качественные команды, которые играли в разных стилях: «Мифы», «Второе дыхание», «Удачное приобретение» и, конечно же, «Автограф».
Честно скажу, за них не было стыдно.
-А среди ВИА?
«Веселые ребята»,
«Самоцветы» - высочайший исполнительский уровень. Мне еще нравились
«Красные Маки» под руководством Валерия Чуменко, очень импонировал своей работой Володя Белоусов и, конечно, его супруга Татьяна Анциферова…
-Как Вы считаете, работа в ВИА – это творчество или зарабатывание денег?
Думаю, что второе. Какое, например, при Слободкине творчество? Железная диктатура и волевое управление.
-Почему группы, которые могли стать локомотивом в развитии жанра, получив долгожданную свободу в 80-е годы, не смогли реализовать свой потенциал?
Если рассматривать рок, который хлынул с середины 80-х, то, если уровень слова был приемлем, то уровень музыки был очень низок. И естественно, они почти все канули в лету. А если говорить о попсе, которая с начала 90-х и до сегодняшнего дня заполонила все, то это на потребу публике. Что просит большинство народа, то и получает.