Марк Фрадкин

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Марк Фрадкин


Что ты расскажешь, песня?

(газета "Советская культура" 26 ноября 1970)

Она всегда была переводчиком жизни- песня. В разные эпохи, на разных этапах, в разных ситуациях. И в старину -когда переводила на свой эмоциональный язык рассказы о тяжелой, рабской доле, и в революцию когда учила, звала, боролась. В эпоху гражданской войны песня придавала силы, была задорно-молодой, такой же молодой, как и сама Республика Советов. Родился жанр, 30-е годы в светлых радостных тонах, ярко повествовали авторы о становлении нашей страны. Песня Великой Отечественной войны суровые, величественные, печальные и победные. Послевоенные песни...

Поэтапно легко проследить «биографию» советской песни -как складывался, выковывался её многотрудный характер в строгом соответствии с жизнью.

Но вот облик советской песни, сегодняшней я бы, честно говоря, не смог очертить. Новая волна в жанре - «шлягерная», по всей вероятности, тоже связана с определенными жизненными закономерностями- потоком фильмов, концертных программ, радио и телевизионных передач, обилием информации, поступающих из-за рубежа. Здесь хотелось бы заметить, что организации, занимающиеся гастрольными вопросами, слишком благодушны в выборе эстрадной музыки, привозимой нашими гостями. Право же, не понятен разрыв между тем, что мы говорим о проблемах эстетического воспитания молодежи (а, безусловно, именно молодежи адресованы модные песенки и модные танцы), и тем, что мы иной раз преподносим ей с эстрады, с экранов кино и телевизоров. Эмоциональные всплески, бездумная, бессодержательная, ничему не могущая научить музычка. Известно, что каждая песня (как и вообще музыкальное произведение любого жанра) должна быть, эмоциональной, потому что музыка- язык души, а эмоциональные рывки -это отнюдь не эмоциональность!

Не буду отрицать правомерность существования подобных песен: под них удобно танцевать, наверняка, удобнее, чем под наши песня, аранжированные нашими инструментовками. Но, когда бездумная музыка становится хозяйкой советской эстрады, когда ее интонации начинают проникать в творчество наших композиторов и выдаваться за советскую песню, здесь уже хочется решительно спорить.

Mне кажется, что темы и образы Великой Отечественной войны не должны, не могут уйти из нашей песни, как не уходят они из литературы, из изобразительного искусства, из фильмов. Но сейчас такая тематика приобретает, само собой разумеется, иную окраску: прошли годы, и мы не можем относиться к событиям тех лет, как отпросились тогда. Мы смотрим на них глазами нынешних поколения, хранящих традиции, смотрим по-новому, с иным настроем, и, следовательно, не трагическое «наклонение», а прежде всего ощущение света, которым озарен подвиг народа- победителя, естественно для них. Однако надрыв, мрак, «пепельный» оттенок (признаюсь, я все время ощущаю здесь невидимые нити, тянущиеся к настрою «шлягерных» страданий, хотя их тематика не выходят за пределы «я» и «она) свойственны произведениям многих композиторов, когда они обращаются к образам революции, войны. Стоит вспомнить народное творчество: оно являет нам множество примеров, когда о драматических событиях, переживаемых народом, рассказывается в самых светлых героических тонах. Ну хотя бы всем широко известный «Шумел, горел пожар московский» и много других подобных этой песен.

О минорных настроениях героев наших песен мне хотелось бы поговорить особо. Несколько лет назад газета выступала по этому поводу, выступала достаточно критично и остро. Что изменилось с тех пор? Мне кажется, пока немного. Сам по себе минор ничего не определяет. В самом деле, есть ли музыка более светлая, искрящаяся оптимизмом, светом, радостью, чем знаменитая соль-минорная симфония Моцарта? А сколько песен, написанных в миноре, несут в себе такой мощный заряд силы, энергии, что у поющих их загораются счастье глаза, лица озаряются улыбками. И наряду с ними -мажорные «пустячки», которыми нас нередко потчует эстрада и некоторые радио-и телевизионные концерты, вызывают в душе не радость, а, напротив, горечь и неловкость за людей, сочинивших это и давших «визу» на обнародование перед широкой аудиторий.

Недавно по поручению руководства Государственного комитета радиовещания Совета Министров СССР я завершил с группой коллег прослушивание принятых за последние три года радиостанциями «Юность» и «Доброе утро» песен. Наряду с некоторым количеством действительно хороших сочинений и сочинений средних, но имеющих право на существование, две трети песен, с которыми мы ознакомились, бессодержательные, малопрофессиональные, серые. Я уж не говорю материальной стороне, которая тоже немалозначна здесь, но куда важнее идеологический, моральный урон, нанесенный многим миллионам слушателей.

ЛЮБАЯ песня должна заставить слушателей думать, чувствовать. Значит, от авторов, берущихся за создание даже «пустячков», требуется перво-наперво предельная требовательность в отборе красок, средств музыкальной выразительности, образного строя произведения, делающих песню популярной, запоминаемой и, что очень существенно, долговечной. Создать «однодневку», моментально подхваченную слушателями и столь же скоротечно померкнувшую, забытую, достаточно легко, зато сделать ее действительно спутницей жизни очень трудно.

Надо честно признаться, что мы не всегда задумываемся над великой силой воздействия песни, над тем, сколь безгранична сфера ее влияния. Правда, сразу же оговорюсь: есть два разных понимания популярности. Одним кажется, что популярность равнозначна быстрой распространяемости, «моде». Не важно, сколь длительна эта популярность, важна степень распространяемости сегодня. Для меня понятие популярности -прежде всего временное «долгожитие» произведения, когда подчас даже забывается имя его создателя, а песня живет. Вот это популярность, это прямое попадание в адресат, в широкие массы слушателей. Приведу в пример два песенных сочинения, получивших в свое время очень большое распространение, распевавшихся в самых разных кругах людьми разных поколений «Темная ночь» и «В нашем доме поселился замечательный сосед». Первая из них отмечена лиризмом, романтикой любви и верности, и не удивительно, что она и по сей день остается любимой песней представителей многих поколений, в том числе и современной молодежи, хотя для них для них она-просто история. В чем сила её? В том, что песня затрагивает душу человека, лучшие его чувства, порывы. Вторая эстрадная миниатюра, говорящая о небольшой склоке в коммунальной квартире. Когда песня появилась она пользовалась a очень большой популярностью, а сейчас ее совсем забыли. Я привел в пример эту песню не для того, чтобы показать, какая она плохая. Вовсе нет. Я не собираюсь отрицать возможность существования такого плана сочинений, ибо на эстраде развлекательные песенки, к числу которых она относится, обязательно должны присутствовать. Но мне хотелось на этом примере показать, как перед подлинной популярностью блекнут произведения, сверкнувшие на миг и погибшие, словно от собственного огня, потому что распространяемость их завоевана «сиюминутной» доходчивостью и отвечающими «моде дня» приемами подачи. Песня вроде в неплохая, но качественный отбор музыкального и литературного материала был не на высоте.

ΠЕСЕННЫЙ век в весьма значительной степени зависит и от автора стихов. Надо скаазть, что наши поэты, сочиняющие тексты для песен, очень разные по дарованною, по направленности поэтического таланта, по стилю письма, почерку. Однако и здесь легко уловить «модные» бытующие приемы. Сегодня это многократное повторение одного слова с разной интонацией, на разный мелодический «распев». Я понимаю, что куда легче повторить 20 раз одно слово или одно выражение, чем создать подлинно художественный образ. Понимаю, что легче написать стихи о встрече под часами или о том, как спутал номер телефона и это привело к «печальным» последстонии в любви, чем говорить большом, значительном, жизненноо важном. Я прекрасно представляю себе, как легко срифмовать «бабушку-ладушку» или «любишь забудешь», но достаточно ли этого, чтобы считать такие стихи пригодными для песни?

Конечно, далеко не все в жанре выглядит так: у нас есть пример песенной поэтической долговечности достаточно вспомнить стихи песен таких поэтов, как Евгения Долматовский, Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Николай Дорито, Роберт Рождественский, в ряда других. Целостность, единство замысла композатора и поэта чрезвычайно важный фактор в песенном творчестве, Недаром такой успех выпал на долю «Огромного небая О. Фельдмана -Р. Рождественского, где самое сильное -именно сюжетная основа и полное слияние текста с музыкой, Несколько месяцев назад мне до велось побывать в качестве гостя на фестивале «Братиславская лира». Это праздник песни, подобный всепольскому фестивалю в Ополе. Сам фестиваль по уровню исполнительского мастерства его участников и исполняемых произведений довольно обыкновенный. Однако была в нем одна очень привлекательная и отличительная черта -большой оптимизм, который царил здесь, много юмора чисто эстрадной легкости (именно легкости, в не легковесности). Это очень украшало праздник и подкупало зрителей. Фестиваль продолжался четыре дня, и четыре дия к нему было приковано внимание многочисленных любителей эстрадного искусства стрстраны. Кстати, здесь принята весьма плодотворная система оценок: каждый город Чехословакии имеет свое жюри фестиваля, и наблюдая по телевизору за конкурсным турама, члены жюри ставят свои баллы, а затем передают их в Братиславу, там все эти оценки суммируются и выводится общий балл. При таком методе элемент случайности почта исключен.

Своеобразной была и форма построения программ: фестивалем занималось лишь одно отделение ежедневных концертов, а второе отдавалось гостям, прибывшим в Братиславу из разных стран мира. Среди них была прекрасные музыкальные коллектива и солисты, известные эстрадные артисты, славящиеся своим мастерством, культурой.

От нашей страны в качестве гостей выступали Виктор Вуячич и молдавский ансамбль «Норок». Эти исполинтели всем нам хорошо известны, уровень их мастерства не может вызывать сомнений, и они вполне заслужили право представительствовать от Советской страны на любом зарубежном празднике эстрадного искусства. Однако, в какое положение были они поставлены теми, кто направил их на фестиваль Братиславу без всякой специальной подготовки! Они были сняты с гастролей и, как говорится, «брошены» в качестве гостей -исполнителей на этот форум эстрадных артистов. В результате на фоне той легкоста, мажора, которые царили здесь, репертуар Виктора Вуячича «Эй, ухнем» А. Колкера, «А люди уходят в море» А. Петрова и «Русское поле» Я. Френкеля (у певца не было других партитур), где превалируют минорные настроения, не принес ему того успеха, на который этот певец может рассчитывать. (Приблизительно, то же получалось и ансамблем «Норок»).

Кто же готовит репертуар исполнителей, посылаемых на эстрадные смотры и конкурсы? Ведь успех наших артистов на любом фестивале, международном смотре это в какой-то степени престиж страны. Мы вправе гордиться уже завоеванными победами на фронте эстрадного искусства, но мы можем значительно лучше, интереснее, ярче показать то, что у вас есть сегодля, чего мы достигли, на что мы способны.

К слову сказать, очень ограничиваются наши возможности тем, что у нас крайне стандартизировалось узким кругом имен понятие «эстрадный композитор» и «современный композитор». Мне представляется, что такие авторы, как, к примеру, Серафим Туликов, которому сейчас, кажется, ближе песни плакатного плана, может сочинить настоящую эстрадную песню. И, напротив, крупный композитор Арно Бабаджанян, считающийся блестящим эстрадным автором, не всегда удачно работает в эстрадном жанре, не всегда выказывает здесь хороший вкус.

Наша неудача в Сопоте, о которой уже писала (3 сентября с. г.) газета «Советская культура», меньше всего, на мой погляд, это неудача певицы Галины Ненашевой, исполнительницы, по праву быстро завоевавшей популярность у советских слушателей: суть вопроса здесь в качестве и характере исполнявшегося репертуара.

ПРОБЛЕМА исполнительского искусства на эстраде- одна из основополагающих: ведь интерпретатор дает жизнь произведению, он первый передатчик замысла авторов, от него зависит, будет ли песня песней. И чем выше исполнительская культура артиста, тем легче путь произведения к слушателям, тем легче завоевываются их сердца.

Пришло время серьезно задуматься над всем этим. Разрешу себе заметить, что прошедший недавно Всесоюзный конкурс артистов эстрады не только не принес нам никаких открытий, художественных радостей в области песни. Напротив, он воочию обнажил все беды, все слабости эстрады. Нам не на чем успокаиваться, благодушествовать. Сколько писалось в прессе, обсуждалось на всяческих дискуссиях, заседаниях, совещаниях о проблемах эстрадного искусств, сколько раз ставился вопрос об эстрадных певцах, говорилось о том, что здесь слишком много стало исполнителей-близнецов, что эстрадные певцы часто не умеют владеть даже теми средствами выразительности, которые им даровала природа, о штампах, серости, заполонивших сцену!

Однако я совершенно убежден, что но оскудела талантами земля наша, и их надо искать: ведь среди того огромного количества эстрадных исполнителей, которые существуют а разных республиках, есть высокоталантливые, которые могли бы стать буквально звездами нашей эстрады. Мне в этом приходилось убеждаться в самых маленьких городах, где в захудалых провинциальных ресторанах встречается порой истинно талантливый исполнитель. Но пробиться на ведущие площадки нет никакой возможности: в Москонцерте, Росконцерте существуют признанные авторитеты, «заезды» (далеко не всегда сверкающие талантом!), и надеяться неизвестным на признание трудно. Да и последний эстрадный конкурс, повторяю, подтвердил, что нет активности в поисках молодых талантов, нет достаточной заботы об этом. Хотя с приходом новых индивидуальностей обновился бы и язык эстрадного искусства в вокальном жанре, мы бы избавились от многих штампов, взятых на вооружение и самими заездами, и режиссерами, делающими программы. Что порождает такие штампы, не берусь утверждать: то ли недостатки профессионализма, то ли неправильность в понимании специфики эстрады режиссерами, то ли застандартизированность взглядов исполнителей на «эстрадную изюминку». А ведь в том, сколь одинаковы певцы на сцене, легко убедиться в любом эстрадном концерте, в котором участвует несколько артистов. Я имею в виду не сумму выбранных движений, а внутренний смысл раскрытия образа каждой песни, характер трактовки образов.

Наша песня должна быть богатой, многокрасочной, многогранно раскрывающей красоту, величие жизни страны. Окружающая действительность подсказывает множество тем, сюжетов, образов. И задачи композиторов, поэтов, эстрадных певцов- уметь подметить все это в жизни, найти яркий музыкальный и поэтический перевод, отвечая прекрасным порывам души советского человека.