Союз композиторов СССР.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Юрий САУЛЬСКИЙ, композитор.


ДАЙТЕ СЛОВО ОРКЕСТРУ



(статья из газеты "Советская культура" 16 мая 1978)

Современная эстрадная музыка -жанр многообразный, непростой и достаточно пестрый. В этом океане течений, направлений и стилей, подчас не так легко разобраться, тем более что мы, к сожалению, значительно чаще встречаемся здесь с явлениями вторичными, третичными и так далее нежели с талантливыми, яркими, сыгравшими важную роль в развитии этого вида творчества, имеющими объективную художественную ценность.
Нужно ли говорить, что при такой однобокой информированности нашей молодежи нелегко отделить зерна от плевел, понять, где ценности истинные, а где ложные? Для действенной помощи в воспитании вкуса любителей музыки, особенно молодых необходима большая просветительская работа, которая по-моему должна опираться на планомерную пропаганду лучших образцов , как отечественной таки зарубежной эстрады. Хорошо, что «Советская культура» статьей композитора Д.Тухманова «Мода или тенденция?» подняла обсуждение важных проблем творчества вокально- инструментальных ансамблей. Наряду с этой популярной формой эстрадного музицирования немалую роль в воспитании вкусов призвана сыграть и музыка инструментальная. Но, к сожалению, в последние годы в этой области у нас далеко не всё благополучно. Утрачены добрые традиции накопленный богатый опыт. И чтобы доказать это придется вначале отдать должное ретроспекции.

Итак, эстрадная инструментальная музыка. Композиторы и музыканты, создававшие ее в разные годы, через нелегкий путь поиска стремились и достижению тех особенностей стиля, которые в конечном счете формировали наиболее жизнеспособные черты этого вида творчества. В 30-40-е годы И. Дунаевский, А. Цфасман, А. Варламов, В. Кнушевицкий, Н. Минх заложили профессиональные его основы, сумели определить своими сочинениями, своим высокопрофессиональным оркестровым письмом лицо ведущих (и при этом очень разных) эстрадных коллективов. В те же годы большой интерес к этому жанру проявили и ведущие советские композиторы представители так называемой серьезной музыки. Тогда написал Сюиту для джаз-оркестра Д. Шостакович. А дальнейшем то или иное воздействие жанра мы наблюдаем в фрагментах Второй симфонии Р.Щедрина, фортепианного концерта А. Эшпая, некоторых произведений К. Караева и А. Петрова...

В 50-е годы в программах Государственного эстрадного оркестра РСФСР под управленнем Л. Утесова зазвучали превосходные эстрадные марши В. Людвиковского, в Гсударственном эстрадном оркестре Армении талантливые, изобретательные пьесы К. Орбеляна. Эстонское радио начало регулярные передачи выступлений эстрадного оркестра под управлением Г. Меркулова, исполнявшего произведения У. Найссор и В. Овклера. Программами, включающими немало оркестровой музыки, открыл свои концерты государственный эстрадный оркестр «Рэро» под управлением К. Певзнера. По Московскому радио на грани 50-60-х в исполнении эстрадно-симфонического оркестра: Гостелерадио под управлением Ю. Силантьева мы услышали новые сочинения М. Кажлаева, Б. Троцюка в В. Купревича, соединяющие в себе черты серьезной и легкой музыки. В эти же годы по радио зазвучали интересные оркестровые пьесы пьесы И. Якушенко, В. Рубашевского и В. Терлецкого. Тогда же возобновил свою деятельность оркестр под управлением О. Лундстрема, а молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ на международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве был удостоен серебряной медали и звания лауреата.

В 60-е годы на самостоятельный творческий путь вышел новый отряд советских композиторов, аранжировщиков и дирижеров Р. Паулс, А. Мажуков, Г. Гаранин, А. Кролл, А. Кальварский, И. Капустин, Б. Рычков, Г. Гачечиладзе, В. Долгов, А.Зубов и другие. Творческие идеи, индивидуальный почерк, стиль аранжировки, а подчас и новые методы работы с оркестровыми коллективами благотворно повлияли на деятельность больших концертно-эстрадных оркестров (биг- бэндов). Если же принять во внимание, что представители более старших поколений так же продолжали активно работать, сочинял новые произведения, возглавляя ведущие оркестры страны, то станет ясно, что в прошлом десятилетии создались объективные условия для развития этого жанра.

Немалую роль в консолидации его творческих сил сыграло в конце 60-х начале 70-х годов бюро комиссия эстрадной инструментальной музыки Московской композиторской организации, возглавляемой Н. Минхом. Прослушивания и обсуждения новых произведений, дискуссии, посвященные актуальным жанровым проблемам, активное участие его членов в творческой жизни страны, выступления в печати подняли авторитет бюро, вокруг которого объединились наиболее действенные и профессиональные силы.

Творческие достижения советских музыкантов неоднократно демонстрировались на концертах и фестивалях у нас и за рубежом. Музыкальная критика тех лет обращала особое внимание на зрелость некоторых композиций и аранжировок, на их национальное своеобразие, изобретательность и новизну формы, удовлетворяющую самым высоким требованиям. Оркестры Орбеляна, под управлением О. Лундстрема, К. А. Кролла, «РЭО», «ВИО-66» и другие, выступая на концертной эстраде (а оркестр под управлением В. Людвиковского также и по радио и телевидению), с успехом подтверждали это, воплощая многие композиторские идеи.

Высокая исполнительская культура этих коллективов была своеобразным эталоном для многих музыкантов, а слушательская аудитория могла лишний раз убедиться, что хорошая джазовая, оркестровая пьеса может принести эстетическое удовлетворение. А это в свою очередь способствовало воспитанною вкуса и умения отличить плохое от хорошего в жанре, суждения о котором часто содержат (что греха таить) так много путаницы. К середине 70-х годов инструментальная музыка на эстраде, к сожалению, стала звучать все реже и реже. В силу разных обстоятельств ряд ведущих концертирующих оркестров прекратил свою деятельность. Некоторые коллективы перестали или почти перестали играть оркестровые пьесы. Возникла прямо-таки боязнь инструментальной музыки на эстраде: а вдруг, мол, она «не пройдет» на публике, зачем же рисковать, песня дело более верное. И публика постепенно отучилась слушать музыку невокальную. И композиторы, ранее много писавшие эстрадной инструментальной музыки, видя, что их творчество применения почти не находит, начали работать в других жанрах.

Среди прочих импульсов не менее важен для автора и импульс, идущий от руководителя оркестра. Вспоминается, как в конце 50-х годов Ю. Силантьев объединил группу талантливых молодых композиторов, которые и создали тогда новых интересных сочинений для эстрадно-симфонического оркестра Гостелера. Такая инициатива руководителя вполне закономерна: если репертуар для симфонического оркестра создавался веками, то для эстрадного он подбирается в основном из произведений созданных сегодня, сейчас, а может быть, даже из написанных специально для данного коллектива.

Иногда причину такого отношения к оркестровой музыке на эстраде приписывают большой популярности вокально-инструментальных ансамблей с их песенной основой. Поначалу, возможно, руководители некоторых оркестров и растерялись несколько перед напором ВИА. Однако суть дела не в этом. Тем более что самые творческие, ищущие отечественные коллективы давно уже вокально-инструментальные коллективы давно уже наряду с песнями в чистом виде исполняют композиции на темы песен большими развернутыми инструментальными фрагментами (например, ансамбль «Ариэль»),а некоторые, такие, как «Арсенал», свой концерт строят на чисто инструментальной музыке. Да и трудно разграничить советскую инструментальную музыку и советскую песню. Они развивались, взаимообогащаясь, творчески питая друг друга. Песенные интонации глубоко проникали в оркестровые партитуры. Недаром в свое время существовал термин «песенный джаз» (Л. Утесов И. Дунаевский).

Думается, что в сложившемся положения сыграл свою роль некоторый перекос в массовой пропаганде эстрадных жанров. Вполне естественно, что в системе Гостелерадио песне уделяется большое внимание. Такие передачи, как «Песня далекая и близкая», «Полевая почта «Юности», «По вашим письмам», «До-ре-ми-фа-соль», «Доброе утро» и другие, идут в определенные часы и дни и помогают фиксировать внимание слушателей на всем том новом и интересном, что появляется в этом жанре.

Но ничего подобного нет в отношении музыки эстрадно-инструментальной, Нельзя сказать, что она на радио не записывается и не звучит: получасовые «блоки» радиостанции «Маяк» нередко «заряжаются» оркестровыми пьесами, чаще зарубежными (в этом случае с объявлением фамилий композиторов и дирижеров). Отдельные же передачи по по первой, третьей, четвертой программам носят характер рассредоточенный- ни одна из них не идет в определенный день недели определенный час не имеет какого-либо привлекающего названия. Таким образом, знакомство с новинками инструментальной музыки, с интересными работами советских эстрадных оркестров, с заслуживающими внимания сочинениями советских композиторов происходит не регулярно. И любители жанра лишены возможности делиться своими впечатлениями в письмах о тех или иных проблемах. А почему бы не организовать такую циклическую передачу на радно хотя бы один раз в месяц? Нашим радиослушателям, особенно молодым, необходимо рассказать о преемственности отечественных традиций, о том, как они складывались и как развиваются сегодня. Все это должно помочь им определить принципиальные удачи в этом жанре и отличить их от явлений неинтересных и отрицательных.

На телевидении оркестровая музыка больше всего звучит фоном к телепередачам, и, нужно отдать должное музыкальным редакторам, чаще всего она редактируется со вкусом, при этом нередко используются фондовые радиозаписи советской эстрадной музыки. Но если кто-то из телезрителей заинтересуется, кто её автор, что за оркестр ее играет, а уверен, что такие вопросы возникают -ответить (учитывая конвейерность потока, идущего фоном) будет очень трудно. Здесь мог бы помочь цикл телепередач об эстрадной инструментальной музыке (возможно, в историческом аспекте) с привлечением ведущих эстрадных коллективов страны. В их репертуаре много интересных партитур записанных ими в фонд радио в разные годы, и они думается, с удовольствием сыграли бы лучшие из них в такого рода телеконцертах.

В открытых эстрадных концертах инструментальная музыка не заглохла совсем. Высокую исполнительскую культуру продолжает демонстрировать Государственный эстрадный оркестр Армении под управлением К. Орбеляна, с успехом представляющий советское искусство этого жанра не только в нашей стране, но и за рубежом. Продолжают быть верными делу пропаганды инструментальной и джазовой музыки оркестры под управлением. О. Лундстстрема и А. Кролла. Некоторые оркестры время от времени обращаются к программам в основном состоящим из инструментальной музыки. Вспомним летние концерты оркестра Московского государственного театра эстрады под управлением В. Старостина. Но, пожалуй, по крайней мере в Москве, на концертной эстраде, это все, о чем можно можно говорить всерьез, не считая выступлений зарубежных гостей.

А другие коллективы? Часто ли, например, можно услышать в открытых концертах с исполнением инструментальной музыки интересный, современный, состоящий из подлинных профессионалов ансамбль «Мелодия» под управлением Г. Гараняна? А ведь он популярен именно благодаря пластинкам с записями инструментальной музыки. За последнее время лишь трио пианиста Л. Чижика получило, так сказать, «постоянную прописку» на эстраде. А сколько прекрасных музыкантов -инструменталистов оказываются вне сферы внимания концертных организаций, отчего их искусство не доходит до широких слоев любителей музыки.

В Москве большую работу по пропаганде интересных произведения этого жанра с привлечением лучших исполнительских сил проводит клуб эстрадной музыки Всесоюзного дома композиторов. Концерты, организуемые здесь, пользуются неизменным и очень большим успехом. Естественно, деятельность клуба построена не на коммерческой основе, тем не менее опыт его работы заслуживает внимания.

Немалую роль в консолидации сил молодых музыкантов, работающих в этом жанре, играют фестивали джазовой и эстрадной музыки, в 60-е годы проходившие в Москве и Ленинграде, а теперь регулярно организуемые в Новосибирске, Куйбышеве, и других городах. Лишним доказательством значения таких мероприятий является Всесоюзный джазовый фестиваль, проведенный Донецке и недавно в Тбилиси.

И в заключение и хотел бы сказать композиторам: пишите больше эстрадной инструментальной музыки. Жанровый диапазон ее широк: от самых простейших танцевальных форм до развернутых джазовых и симфо-джазовых композиций. И предназначена она для исполнения самыми разными составами от ансамблей популярной музыки до эстрадно-симфонических оркестров. Особенно велика сейчас нужда в произведениях концертного плана, требующих яркости, броскости языка, могущих сиюминутно воздействовать на зал, и в сочинениях для отдельных солирующих инструментов. А если помечтать, то разве не содействовала бы развитию жанра организация конкурса на лучшее произведение для эстрадного оркестра или ансамбля?

Чтобы инструментальная эстрадная музыка зазвучала в полный голос, надо объединить усилия всех -и композиторов, и оркестров, и концертных организаций, а также таких массовых средств пропаганды, как радио, телевидение, грамзапись.