Юрий Саульский
Проблемы и перспективы развития вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) продолжают волновать многочисленных их поклонников, участников любительских коллективов и профессионалов.Мы обратились к заместителю председателя комиссии эстрадно-инструментальной и джазовой музыки Московского отделения Союза композиторов, заслуженному деятелю искусств РСФСР, композитору Ю. САУЛЬСКОМУ с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся этой темы.
В начале 60-х годов возникли ансамбли современной популярной музыки. В нашей стране как их разновидность появились вокально-инструментальные ансамбли, и лучшие из них определили наиболее существенные черты жанра, в чем-то совпадающие, а в чем-то и отличающиеся от того, что, происходит в этой области в других странах.
-А в чем, на ваш взгляд, существенное отличие наших ансамблей от западных?
- Современные ритмы, вообще стихийное танцевальное начало характерно для жанра ВИА во всех его разновидностях и проявлениях. Однако в зависимости от различных песенных и фольклорных традиций интонационно-мелодическая основа музыки, исполняемая ВИА, рок и поп-группами разных стран и регионов, оказалась весьма несходной.
В формировании стилистики отечественных ВИА большую роль сыграла советская песня, а в некоторых ансамблях фольклор. Уже к концу 60-х началу 70-х годов начали
откристаллизовываться черты, характерные для вокально -инструментальных ансамблей того времени. Это стремление r ясно выраженному мелодическому началу, обращение к патриотической тематике, а в лучших коллективах (например в «Песнярах») появление целой образной системы, построенной на естественном сплаве элементов фольклора, современной песни и тщательно отобранных средств из арсенала фольк-рока.
-Однако могут ли песни любого стиля органично ассимилироваться со спецификой ВИА?
Вероятно, нет. Есть произведения, составляющие золотой фонд советской песенной классики, а также современные песни, которые великолепно звучат в исполнении певцов-солистов, и именно в таком виде завоевали любовь и популярность широкого круга слушателей. Но опыт композиторов, песни которых исполняются ВИА, говорит о том, что без ориентировки на наиболее важные стилистические особенности этого жанра, без внимания пристального к ним трудно устанавливать творческие контакты композитора и ансамбля.
Аранжировку своих песен авторы обычно доверяют руководителю группы. С моей точки зрения, это закономерно: ведь каждый уважающий себя ансамбль стремится к непохожести на своих коллег, а достичь этого можно, в частности, благодаря своеобразию аранжировки. Конечно, желательно участие композитора в творческом процессе, в создании окончательного варианта звучания песни это помогает избежать расхождений между замыслом автора произведения и тем новым, что вносят в песню аранжировка и исполнение. Примеры содружества композитора и ансамбля такого, как у М. Фрадкина сначала с «Самоцветами», а затем с ВИА «Пламя» или у А. Пахмутовой с «Песнярами», убедительно доказывают их плодотворность.
Теперь несколько слов о музыке, возникающей как бы внутри коллективов. Сам жанр, его мобильность и доходчивость, подчас предельная упрощенность языка дают возможность музыкантам выразить себя. Стремление к творчеству нужно приветствовать, хотя далеко не все попытки сочинять имеют основания быть предложенными вниманию широкой слушательской аудиторин, а возможность тиражирования хорошего, и плохого здесь очень велика. Не потому ли широкий поток похожих песен, исполняемых многими ансамблями, порой заслоняет зерна настоящего
творчества? Очень важно, чтобы коллектив возглавлял талантливый музыкант. По моему глубокому убеждению, только в таком случае ансамбль работает интересно. Примером может служить деятельность таких руководителей ВИА как, В. Мулявин («Песняры»), В. Ярушин («Ариэль»), О. Мильштейн («Оризонт»), А. Басилая («Иверия») и ряд других. Думаю, что эти коллективы примечательны для отечественных традиций эстрадного вокально-инструментального исполнительства.
- Влияет ли осведомленность нашей молодежи о современной популярной музыке, которую она получает, пользуясь радио, магнитофонными записями, пластинками и другими средствами информации, на состояние эстрады сегодняшнего дня?
Мы, музыканты сегодняшнего дня, работаем в новую эпоху -в эпоху новых ритмов и темпов, и это не может не отразиться на нашем творчестве. Без должной информированности в той области, которой человек посвятил свой труд, не может быть и движения вперед.
Однако ни один самый пытливый музыкант не должен «брать на вооружение» все, что звучит вокруг него. Даже то, что наиболее близко ему по духу, прежде чем стать (или не стать) своим, выдерживает долгую внутреннюю переплавку и лишь затем начинает звучать в совершенно новом качестве.
Трудно предсказать дальнейшее развитие жанра ВИА. Жизнь дает подчас самые неожиданные ответы, опровергает предсказания. Тем не менее некоторые новые тенденции в этом жанре, на мой взгляд, наблюдаются отчетливо.
-Какие из них вы могли бы назвать в первую очередь?
Во-первых, это стремление к более широкой палитре средств, характерной для современной рок-музыки. Это касается интонационно-гармонической, ритмической и тембровой сфер. Однако в лучших своих проявлениях это стремление не самоцельно. Так, например, в композиции А. Ситковецкого «Ирландия Ольстер» (группа «Автограф») оно сочетается с актуальной политической тематикой. Вообще обращение к серьезным проблемам свойственно многим нашим ансамблям.
Еще одна отличительная черта ряда коллективов это исполнение больших композиций, в которых нередко разрабатываются элементы фольклора в жанре чисто инструментальной музыки. На пример, туркменский ансамбль «Гунеш» отличается великолепным мастерством музыкантов инструменталистов, прошедших школу джазового исполнительства.
Интересно проявляют себя такие группы, как «Магнетик Бэнд» из Эстонии, «Лабиринт» из Батуми, «ВИА-75» из Тбилиси, «Интеграл» из Саратова, «Диалог» из Кузбасса. Почему я выделил эти ансамбли? Мне хотелось подметить некоторые черты, связанные с тем новым, что появляется сегодня.
- В ряде ВИА довольно большое распространение получила инструментальная музыка. А каковы соотношения между давно сложившейся формой эстрадной музыки, эстрадным, джазовым оркестром и более молодой ее разновидностью вокально- инструментальным ансамблем?
С возникновением рок-групп и ВИА шел процесс отталкивания: молодые музыканты хотели показать не то, что связывало их с традиционными формами эстрадной и джазовой музыки, а, напротив, то, что отличало. Для достижения этой непохожести было достаточно основания: новые интонационные комплексы, связанные городским фольклором, новый более простой гармонический язык, новые ритмические структуры и, что немаловажно, новая эстетика тембров как в инструментальном сопровождении, так и в манере вокализации. Решающую роль в последнем сыграло мощное электронное озвучивание клавишных инструментов и гитар.
Ортодоксальные джазовые музыканты и те авторы и исполнители, которые представляют направление так называемой традиционной эстрадной песни, поначалу сторонились новых веяний. Но через некоторое время началась неизбежная диффузия между этими не такими уж далекими течениями. Тоннель как бы прорывался с полностью двух сторон, и вот уже в сопровождении эстрадных песен проникли ритмы рок-музыки, начали появляться большие эстрадные оркестры с ритм-секцией, совпадающей по инструментарию и манере игры в поп-группах и ВИА. Наконец возникли стиль «джаз-рок» и прочие производные стили, в том числе «фьюжн» (что по-английски означает «сплав»).
Итак, музыка для ВИА -явление далеко не однозначное. Несомненно, это целая панорама видов и подвидов жанра от воспроизведения песни в куплетной форме до развернутой композиции большими инструментальными эпизодами, от простейших баллад в стиле «кантри» до глубокой разработки фольклора в многочастных произведениях, от пьес и песен в стиле «диско» до рок-и зонг-опер.
Все это музыкальное «хозяйство» требует, конечно, осмысления. Сложность оценок таких сиюминутных явлений в музыкальной жизни, как современная популярная музыка, заключается в том, что они исторически еще не отстоялись. И лишь со временем станет ясно, что из этого огромного потока явится фактом искусства.
Для серьезного разговора о проблемах современной эстрадной музыки в том числе о ВИА нужны высококвалифицированные, хорошо знающие предмет музыканты, критики. Отдельные выступления на эти темы в нашей прессе радуют искренним стремлением разобраться в отнюдь не простых явлениях, дать им объективную оценку.
Еще одна проблема - это практическая жизнь жанра, требующая таких форм творческих контактов, которые дают возможность людям одной профессии общаться друг с другом, получать квалифицированные оценки своей деятельности, обсуждать совместно с коллегами насущные творческие проблемы. Все это может происходить и происходит в рамках фестивалей, конкурсов, семинаров. К сожалению, менее регулярных, чем это необходимо.
-Вы были председателем жюри тбилисского конкурса «Весенние ритмы-80». Каково, на ваш взгляд, значение подобных мероприятий?
Думаю, что этот опыт следовало бы поддержать и продолжить. Кроме тбилисского, пока единственного по своему масштабу конкурса ВИА, в нашей стране время от времени проводятся, хотя довольно редко, различные мероприятия в масштабах города, области или республики. Так, на мой взгляд, очень полезным оказался Всероссийский семинар-практикум руководителей любительских ВИА, организованный и проведенный Всероссийским хоровым обществом в апреле 1981 года в Кирове. На фестивалях, конкурсах, семинарах, как нигде, существует возможность проследить процессы, происходящие в жанpe. Например, на тбилисском конкурсе объективно отразились отрицательные стороны развития некоторых ВИА. И дело здесь не в громкости, не в децибелах- это, так сказать, внешние количественные факторы. Гораздо хуже то, что, претенциозно замахиваясь на большие философские темы, болея этакой гигантоманией в решении «мировых проблем», некоторые из коллективов показали лишь свое рвение к сверхмодным западным течениям с их стремлением эпатировать слушателя. В профессиональном же отношении эти группы были весьма неинтересны, часто даже беспомощны. Кривляние на сцене, желание обескуражить публику далеки от музыки, от каких-либо эстетических задач. Это лишний раз говорит о том, что автоматическое перенесение некоторых западных стилей на нашу почву носит бессмысленный, а то и вредный характер.
Но жизнь все корректирует и, к счастью, это музыкальное сектантство не получает и не получит у нас благоприятной основы для своего развития, так как разрушительные, антигуманные тенденции никогда не были признаком подлинного искусства. Мне лично эти тенденции глубоко чужды. Я за искусство гуманное, созидательное.
В заключение беседы мне хотелось бы сказать, что я, как и многие мои коллеги, гораздо шире рассматриваю проблемы советской эстрадной музыки и не хочу сводить их только к проблемам ВИА. Существует весьма разнообразная панорама эстрадных жанров: эстрадно-симфонический оркестр, различные виды джазовой музыки (от диксиленда и биг-бэнда до ансамблей современного джаза), танцевальная музыка. В этой обширной области творчества работает большой отряд советских композиторов и высококвалифицированных исполнительских коллективов, у нее есть свои славные традиции. Нельзя не вспомнить прежде всего музыку И. Дунаевского, ансамбли Л. Утесова, концертную деятельность К. Шульженко. И в наши дни только в области эстрадно- инструментальной музыки с успехом работают композиторы разных поколений-А. Варламов, Н. Минх, М. Кажлаев, И. Якушенко, К. Арбелян, Г. Гаранян, А. Кролл, В. Ганелин, Н. Левиновский и еще целый ряд имен, которые можно было бы назвать. А классическая советская песня и ее соотношение с современной песней? Это очень интересная и далеко не простая проблема.
Словом, эстрада — явление многообразное, сложное, требующее серьезного отношения к себе. Подчеркиваю, серьезного в равной мере и со стороны его поклонников, его противников, и со стороны профессионалов, создающих и пропагандирующих это искусство.
Беседу вела Т. КВАРДАКОВА.